Вопрос 2. Процесс и структура коммуникации
Коммуникационный процесс – это обмен информацией между двумя или большим количеством людей.
Элементы процесса обмена информацией:
1. Отправитель – передатчик, который генерирует идеи или собирает информацию и передает ее. Им может быть индивид или группа людей. Для эффективного обмена информацией отправитель должен знать свою аудиторию.
2. Кодирование – это процесс преобразования идеи в символы. Изображения, рисунки, формы, звуки, речь и т.д.
3. Сообщение – это совокупность символов, собственно информация, которая закодирована с помощью символов и передается получателю.
4. Каналы передачи – средства, с помощью которых сигнал направляется от отправителя к получателю. Каналы делятся на средства массовой информации и межличностные каналы. На практике могут быть использованы все виды каналов.
5. Расшифровка (декодировка) – процесс, при помощи которого получатель переводит полученные символы в конкретную информацию и интерпретирует ее значение.
6. Получатель – целевая аудитория или особа, которой предназначается информация и которая ее интерпретирует.
7. Отклик (ответная реакция) – совокупность реакции получателя после ознакомления с его сутью.
8. Обратная связь – часть отклика получателя, которая поступает отправителю.
Структура коммуникаций:
· Между средой и организацией.
· Между уровнями и подразделениями.
· Коммуникации по восходящей.
· Коммуникации по нисходящей.
· Неформальные коммуникации.
При цепочной структуре коммуникаций решение, передаваемое с одного конца на другой, становится известно всем исполнителям и всеми обсуждается. Все связи в такой структуре одинаковы, а командный стиль руководства не проявляется. Такая структура взаимоотношений распадается, если нарушается связь между двумя участниками коммуникации.
Многозвенная структура коммуникации — наиболее часто встречаемая на уровне первичного коллектива. Здесь все участники коммуникации связаны между собой. Эту модель отличает достаточная устойчивость и скорость передачи информации. Ярко выражены отношения субординации и командования.
В звездной структуре ярко выражен руководитель, через которого передается вся информация, все связи замыкаются на нем.
Для иерархической структуры характерны опять же ярко выраженные административно-командные отношения. Промежуточные ступени одновременно являются и подчиненными и командными.
В реальной жизни имеется еще большее разнообразие коммуникативных сетей и моделей. Оптимизация коммуникативной структуры — важный элемент интенсификации контактов внутри коллектива и управления им.
Руководитель — это центр коммуникативного взаимодействия и информационных потоков, который выполняет ведущие информационные роли:
• пользователя информации — внешней и внутренней, поступающей в организацию;
• распространителя информации — не только через документооборот, но и вербальные контакты (обзоры, беседы и т.д.);
• предоставителя информации внешним организациям, заинтересованным лицам (о планах, стратегии, действиях и результатах работы организации, проявляется как эксперт по вопросам своей сферы деятельности).
Выделяют шесть областей коммуникативного взаимодействияруководителя с сотрудниками:
1. Прием на работу. Задача — убедить потенциального сотрудника в достоинствах работы в данной организации, получить определенное представление о новом сотруднике.
2. Ориентация. Задача — ознакомить с базовыми целями организации, конкретными программами, условиями их выполнения, формировать у сотрудников уверенность в общественной необходимости успешного решения поставленных перед коллективом задач.
3. Индивидуальная оценка сотрудников. Задача — сообщить подчиненному свое отношение к его работе, оценить вклад в деятельность организации.
4. Обеспечение безопасности (физической, экологической, психологической). Задача — представить сотрудникам информацию об условиях работы, степени их безопасности и мерах, принимаемых для ее обеспечения, создания творческого морально-психологического климата в коллективе.
5. Обеспечение дисциплины. Задача — ознакомить сотрудников с действующими в организации правилами, инструкция ми, традициями, контролировать их выполнение.
6. Функционирование. Задача — обеспечить сотрудников необходимой служебной информацией, оказывать необходимую организационно-методическую поддержку.
Регулирование и координация индивидуальных усилий с последующим созданием единого упорядоченного организационного процесса с помощью коммуникативного взаимодействия являются центральной функцией руководителя.