Вопрос 2. Понятия: лидер и руководитель

Формальный лидер – руководитель коллектива, который пользуется данной ему формальной служебной властью.

Неформальный лидер – один из членов группы, который владеет силой собственного влияния на других своими личными качествами.

Типы лидеров:

  1. Лидер-организатор: может четко распределять задания, принимать решения, проконтролировать выполнение.
  2. Лидер-инициатор: способен проявить инициативу, захватить людей своим примером.
  3. Лидер эмоциональный: проявляет активность, жизнерадостность, оптимизм, чувство юмора.

Типы руководителей:

1. Руководитель, сочетающий заботу о производстве с без­различием к людям. Это профессионал, прекрасно знающий, что нужно делать, и любой ценой добивающийся своего, не обращая внимания на своих подчиненных и их интересы. Подобные руководители эффективны в критических ситуациях, когда нет време­ни на обдумывание решений. Но в перспективе их действия приво­дят к кризису, ибо вызывают недовольство работников и ухудша­ют морально-психологический климат.

2. Руководитель, максимально заботящийся о людях и минимально о производстве. Он создает все условия для удовлетво­рения потребностей работников, помогает им, формирует благо­приятный морально-психологический климат, сглаживает про­блемы и конфликты (что далеко не всегда разумно), принимает по возможности устраивающие всех решения.

3. Руководитель ни на что не ориентированный, стремя­щийся выжить и сохранить свое место в организации, а поэтому выполняющий лишь минимум того, что нужно делать, не привле­кал при этом к себе внимания. Он ожидает указаний, уклоняется от принятия самостоятельных решений и предоставляет подчи­ненным возможность проявлять некоторую инициативу.

4. Промежуточный руководитель, частично ориентирован­ный на интересы людей и частично на интересы деда. Стремится к сохранению существующего положения, поэтому соблюдает принятый порядок, избегает открытых столкновений и крайно­стей, затушевывает противоречия, решает проблемы на основе компромисса и требует того же от подчиненных, стремится произ­вести хорошее впечатление на окружающих, но не выделяться.

5. Менеджер, осуществляющий синтез приоритетов, при­влекает стратегически мыслящих работников, подключает их к ре­шению проблем с учетом их личных интересов, помогает раскрыть способности, осуществляет широкий обмен информацией и мне­ниями.

Вопрос 3. Стили руководства

Стиль руководства - совокупность конкрет­ных способов воздействия руководителей на подчиненных. Он оп­ределяется характером деятельности организации, культурой, сис­темой ценностей, позициями менеджеров, особенностями самих исполнителей, случайными факторами.

Основные стили:

1. Авторитарный (считается универсальным) используется преимущественно при руководстве лицами невысокой квалифика­ции, выполняющими простые рутинные виды работы, в случаях, когда исполнители обязаны безоговорочно подчиняться (военизи­рованные организации, действия в чрезвычайных условиях) или доверяют руководителю. Он предполагает:

а) официальность отношений,

б) сосредоточение власти и ответственности в руках менеджера,

в) неукоснительное со­блюдение дистанции между ним и подчиненными,

г) отдачу в при­казной форме обязательных для выполнения распоряжений,

д) мотивирование преимущественно с помощью наказаний.

2. Демократический стиль руководства применяется при выполнении сложной работы, требующей творческого подхода, а также если исполнители хорошо разбираются в ее тонкостях и могут внести в нее много нового, ценного и предполагает:

а) доверие подчиненным,

б) консультация с ними,

в) отсутствие диктаторства,

г) делегирование полномочий,

д) создание благоприятного морально-­психологического климата,

е) широко используется поощрение.

3. Либеральный предполагает:

а) постановка перед исполнителями проблемы,

б) создание необходимых условий для их работы,

в) определение правил, границ решения,

г) руководитель отходит на второй план, оставляя за собой функции консультанта, арбитра, эксперта, оценивающего полученные результаты, помощ­ника в сложных ситуациях,

д) группа имеет полную свободу прини­мать решения.

Между авторитарным, демократическим и либеральным стиля­ми трудно провести четкие границы, ибо один плавно переходит в другой, образуя так называемый управленческий континуум.

4. Инструментальный, или стиль, ориентированный на за­дачу, близкий к авторитарному, предусматривает:

а) распределение обязанностей среди подчиненных,

б) постановка задачи, пла­нирование,

в) составление графиков работ,

г) создание условий для работы, контроль и т. п.

5. Ориентированный на человеческие отношения, или на подчиненных, предполагает:

а) создание благопри­ятного морально-психологического климата,

б) организация совмест­ной работы исполнителей,

в) поощрение профессиональ­ного роста и т. п.

Такой стиль руководства, близкий к демократическому, спо­собствует повышению производительности, поскольку дает про­стор творчеству, повышает удовлетворенность своим положением, улучшает взаимоотношения в коллективе.

В каждом конкретном случае между стилями существует опре­деленный баланс, и увеличение доли элементов одного из них бу­дет приводить к уменьшению доли других.


Наши рекомендации