Вопрос 2. Понятия: лидер и руководитель
Формальный лидер – руководитель коллектива, который пользуется данной ему формальной служебной властью.
Неформальный лидер – один из членов группы, который владеет силой собственного влияния на других своими личными качествами.
Типы лидеров:
- Лидер-организатор: может четко распределять задания, принимать решения, проконтролировать выполнение.
- Лидер-инициатор: способен проявить инициативу, захватить людей своим примером.
- Лидер эмоциональный: проявляет активность, жизнерадостность, оптимизм, чувство юмора.
Типы руководителей:
1. Руководитель, сочетающий заботу о производстве с безразличием к людям. Это профессионал, прекрасно знающий, что нужно делать, и любой ценой добивающийся своего, не обращая внимания на своих подчиненных и их интересы. Подобные руководители эффективны в критических ситуациях, когда нет времени на обдумывание решений. Но в перспективе их действия приводят к кризису, ибо вызывают недовольство работников и ухудшают морально-психологический климат.
2. Руководитель, максимально заботящийся о людях и минимально о производстве. Он создает все условия для удовлетворения потребностей работников, помогает им, формирует благоприятный морально-психологический климат, сглаживает проблемы и конфликты (что далеко не всегда разумно), принимает по возможности устраивающие всех решения.
3. Руководитель ни на что не ориентированный, стремящийся выжить и сохранить свое место в организации, а поэтому выполняющий лишь минимум того, что нужно делать, не привлекал при этом к себе внимания. Он ожидает указаний, уклоняется от принятия самостоятельных решений и предоставляет подчиненным возможность проявлять некоторую инициативу.
4. Промежуточный руководитель, частично ориентированный на интересы людей и частично на интересы деда. Стремится к сохранению существующего положения, поэтому соблюдает принятый порядок, избегает открытых столкновений и крайностей, затушевывает противоречия, решает проблемы на основе компромисса и требует того же от подчиненных, стремится произвести хорошее впечатление на окружающих, но не выделяться.
5. Менеджер, осуществляющий синтез приоритетов, привлекает стратегически мыслящих работников, подключает их к решению проблем с учетом их личных интересов, помогает раскрыть способности, осуществляет широкий обмен информацией и мнениями.
Вопрос 3. Стили руководства
Стиль руководства - совокупность конкретных способов воздействия руководителей на подчиненных. Он определяется характером деятельности организации, культурой, системой ценностей, позициями менеджеров, особенностями самих исполнителей, случайными факторами.
Основные стили:
1. Авторитарный (считается универсальным) используется преимущественно при руководстве лицами невысокой квалификации, выполняющими простые рутинные виды работы, в случаях, когда исполнители обязаны безоговорочно подчиняться (военизированные организации, действия в чрезвычайных условиях) или доверяют руководителю. Он предполагает:
а) официальность отношений,
б) сосредоточение власти и ответственности в руках менеджера,
в) неукоснительное соблюдение дистанции между ним и подчиненными,
г) отдачу в приказной форме обязательных для выполнения распоряжений,
д) мотивирование преимущественно с помощью наказаний.
2. Демократический стиль руководства применяется при выполнении сложной работы, требующей творческого подхода, а также если исполнители хорошо разбираются в ее тонкостях и могут внести в нее много нового, ценного и предполагает:
а) доверие подчиненным,
б) консультация с ними,
в) отсутствие диктаторства,
г) делегирование полномочий,
д) создание благоприятного морально-психологического климата,
е) широко используется поощрение.
3. Либеральный предполагает:
а) постановка перед исполнителями проблемы,
б) создание необходимых условий для их работы,
в) определение правил, границ решения,
г) руководитель отходит на второй план, оставляя за собой функции консультанта, арбитра, эксперта, оценивающего полученные результаты, помощника в сложных ситуациях,
д) группа имеет полную свободу принимать решения.
Между авторитарным, демократическим и либеральным стилями трудно провести четкие границы, ибо один плавно переходит в другой, образуя так называемый управленческий континуум.
4. Инструментальный, или стиль, ориентированный на задачу, близкий к авторитарному, предусматривает:
а) распределение обязанностей среди подчиненных,
б) постановка задачи, планирование,
в) составление графиков работ,
г) создание условий для работы, контроль и т. п.
5. Ориентированный на человеческие отношения, или на подчиненных, предполагает:
а) создание благоприятного морально-психологического климата,
б) организация совместной работы исполнителей,
в) поощрение профессионального роста и т. п.
Такой стиль руководства, близкий к демократическому, способствует повышению производительности, поскольку дает простор творчеству, повышает удовлетворенность своим положением, улучшает взаимоотношения в коллективе.
В каждом конкретном случае между стилями существует определенный баланс, и увеличение доли элементов одного из них будет приводить к уменьшению доли других.