Руководитель как лидер

«Лидер – это волна, увлекающая корабль вперёд» Лев Толстой

Понятие лидер, лидерство, эффективное руководство.

ЛИДЕР (англ. leader – ведущий, руководитель, от lead - вести):

1) глава, вождь, руководитель.

2) Лицо, идущее первым в каком-либо состязании.

ЛИДЕР ОРГАНИЗАЦИИ– человек, эффективно осуществляющий формальное и неформальное руководство и лидерство.

ЛИДЕРСТВО — важнейший компонент эффективного руководства. Оно встречается везде, где есть власть и устойчивое объединение людей. Это способность оказывать влияние на отдельные личности и группы, направляя их усилия на достижение целей организации.

Несмотря на кажущуюся простоту этого понятия, в современной науке, при наличии общности исходных позиций различных авторов, лидерство характеризуется неоднозначно. Первое, что приходит в голову при упоминании слов лидер или лидерство:

Ø политические лидеры,

Ø лидеры наций,

Ø религиозные лидеры,

Ø люди, которые в сложных обстоятельствах сумели изменить ход истории за счёт непоколебимой веры в правоту своего дела и способности вдохновить и повести за собой массы людей.

 
  руководитель как лидер - student2.ru

руководитель как лидер - student2.ru

 
  руководитель как лидер - student2.ru

Менеджер и лидер

Лидерство - это способность влиять на группы людей, чтобы побудить их работать для достижения поставленных целей. Управление - это процесс воздействия на коллективы лю­дей с целью эффективной координации их действии в производстве. Таким образом, управ­ление носит всеобщий характер, оно существует всегда и везде, а лидерство- это вершина управления, когда необходимо обеспечить наиболее эффективное достижение целей.

Лидерство не заменяет управление и не существует вне него, а дополняет управле­ние в тех случаях, когда традиционные методы управления не дают высоких резуль­татов и не позволяют эффективно достигать поставленной цели.

Лидерство построено на проникновении целей в сознание людей, побуждает их к активным действиям, но зависит от состава последователей и не может механически переноситься из одной группы в другую. Таким образом, лидерство - часть управления, основанная на исключительных способностях лидера влиять на группы людей в целях эффективного достижения по­ставленных целей. Эффективное лидерство является наиболее желательным типом от­ношений управления с высокими возможностями участия работников в управлении и достижении конечных целей. Следует остановиться на различиях между лидером и менеджером.

Эффективный менеджер не обязательно является эффективным лидером и наоборот. Их основные характеристики находятся как бы в разных измерениях.

Лидер воодушевляет людей и вселяет энтузиазм в ра­ботников, передавая им свое видение будущего, помогая им адаптироваться к новому и пройти этап изменений.

Менеджеры обеспечивают достижение целей подчиненными, контролируя их пове­дение и реагируя на каждое отклонение от плана. Лидеры строят свои отношения с подчиненными на доверии, мотивируя и вдохновляя их в групповой совместной ра­боте, т. е. делая акцент на партнерских отношениях. Используя свой профессионализм, знания и умения, менеджеры концентрируют усилия в области принятия решений. Они пытаются сузить альтернативы решения проблемы. Решения часто принимаются на основе прошлого опыта. Лидеры, в отличие от менеджеров, предпринимают постоянные попытки разработки но­вых, неоднозначных решений проблемы. Лидеры берут на себя риск и бремя выявле­ния новых проблем, особенно в тех случаях, когда существуют возмож­ности для получения соответствующего вознаграждения.

Очевидно, что на практике не наблюдается идеального соблюдения этих двух ти­пов отношений управления. Исследования показывают, что значительная группа ме­неджеров во многом обладает лидерскими качествами. Однако обратный вариант встречается в реальной жизни реже. О. С. Виханский в своей работе приводит интерес­ную таблицу с отличиями менеджера от лидера.

Менеджер Лидер
Администратор   Новатор  
Поручает   Вдохновляет  
Работает по целям других Работает по своим целям
План - основа действий   Видение - основа действий  
Полагается на систему   Полагается на людей  
Использует доводы Использует эмоции  
Контролирует   Доверяет  
Поддерживает движение   Дает импульс движению  
Профессионален   Энтузиаст  
Принимает решения   Превращает решения в реальность  
Делает дело правильно   Делает правильное дело  
Уважаем   Обожаем  
Возглавляет сотрудников   Окружен последователями

Наши рекомендации