Вопрос 1. Понятие управленческих решений, их классификация

Управленческое решение - это обдуманный вывод о необходимости осуществить какие-то действия, связанные с достижением целей организации, либо, наоборот, воздержаться от них. Его принятие составляет саму суть управленческой деятельности.

Объектом решения всегда являются те или иные проблемы, то есть сложные теоретические вопросы или практические ситуации, характеризующиеся невозможностью в данных условиях получить желательный результат или разрывом между тем, что есть и что должно быть.

Классификация управленческих решений:

1. По степени влияния на будущее организации:

а. стратегические определяют цели и пути ее развития; обычно принимаются на высшем уровне управления организацией;

б. тактические - конкретные способы продвижения к цели; обычно принимаются на низовых уровнях;

2. По масштабам:

а. глобальные затрагивают организацию в целом;

б. локальные касаются одной стороны ее деятельности.

З. В соответствии с временным горизонтом:

а. перспективные решения, последствия которых ощущаются длительное время (например, об инвестировании средств);

б. текущие, ориентированные на нужды сегодняшнего дня (об изыскании денег для очередной выплаты заработной платы).

В зависимости от продолжительности периода реализации принято выделять:

а. долгосрочные решения (свыше 5 лет) имеют прогнозный характер, поскольку будущую ситуацию трудно точно предуга­дать; они в основном касаются выбора направлений развития;

б. среднесрочные решения (1-5 лет) отражаются в обязатель­ных или исполнения планах и целевых программах, в соответ­ствии с которыми осуществляются практические мероприятия по преобразованию организации;

в. краткосрочные решения (до 1 года) отражаются в текущих планах, оперативных распоряжениях о текущем использова­нии производственного и кадрового потенциала.

4. По направленности воздействия решения:

а. внешние;

б. внутренние.

5. По степени обязательности исполнения:

а. директивные решения принимаются высшими органами управления по поводу наиболее важных проблем и предна­значены для неукоснительного руководства к действиям;

б. рекомендательные решения готовятся совещательными орга­нами (комитетами или комиссиями); их исполнение желательно, но не обязательно, поскольку те, к кому эти решения относятся, формально не подчиняются тем, кто их принимает;

в. ориентирующие решения предназначены для обеспечения единства деятельности независимых субъектов.

6. По функциональному назначению:

а. регулирующие решения (предписывают способ осуществле­ния тех или иных действий в определенных ситуациях);

б. координирующие решения обеспечивают текущее взаимодействие субъектов управления;

в. контролирующие решения служат для оценки результатов.

7. По способу принятия:

а. консультативные решения принимаются после совета с под­чиненными или экспертами;

б. совместные решения разрабатываются в результате взаимного согласия всех участников на основе консенсуса;

в. парламентские базируются на согласии большинства.

8. По широте охвата:

а. общие решения касаются одинаковых для всех проблем (например, о времени начала и окончания рабочего дня);

б. специальные решения относятся к узким вопросам;

9. С точки зрения предопределенности:

а. запрограммированные решения однозначно заданы ситуаци­ей;

б. незапрограммированные принимаются в новых, неординар­ных обстоятельствах, когда требуемые шаги трудно заранее точно предугадать;

10. По сфере реализации(производство, сбыт, научные иссле­дования, кадровая работа и т.п.).

11. По содержанию(технические, экономические и пр.).

12. По методам принятия:

а. Интуитивные - имеет в своей основе предположение, что его выбор правилен (интуиция - способность предугадывать, предполагать, предвидеть). На него влияет так называемое шестое чувство, которым обладают наиболее опытные менеджеры. Такие решения принимаются в условиях, когда нет возможности долго раздумывать над ситуацией. Здесь велик риск ошибок, поэтому по серьезным вопросам они допустимы лишь в крайнем случае;

б. Адаптационные - основывается на общих знаниях, здравом смысле, профессиональном и жизненном опыте, чувстве реальности. Оно предполагает осуществление тех шагов (с поправ­кой на сегодняшний день), которые в аналогичной ситуации в прошлом были успешными;

в. ра­циональные - основывается на строгом научном ана­лизе и помогает преодолеть многие недостатки предыдущих. Но и оно во многом субъективно, поскольку принимается живыми людьми.

Вопрос 2. Подготовка и принятие управленческих решений

Операции подготовки упр. решения:

1. Анализ, оценка ситуации и определение проблемы (для выполнения этого необходима полная и правдивая информация);

2. Определение цели (сложность в том, что решение может быть многоцелевым, в связи с чем производят ранжирование по уровням в виде дерева и называется такое графическое изображение «деревом целей»);

3. Установление критериев оценки вариантов (т.е. показателей или группы показателей, при помощи которых проводится оценка разных вариантов решения).

Операции принятия упр. решения:

1. Изготовление и анализ вариантов решения (установление разными методами определенного количества альтернативных путей решения проблемной ситуации – 3 – 7 вариантов);

2. Выбор методов оценки вариантов, оценка и определение лучшего варианта (используют прямые показатели эффективности);

3. Принятие и формирование решения (составление проекта решения, его обсуждение и формирование в виде определенных документов).

Наши рекомендации