Вопрос 3. Понятие и виды стратегий
Слово «стратегия» произошло от греческого strategos, «искусство генерала». Военное происхождение этого термина не должно вызывать удивления. Именно strategos позволило Александру Македонскому завоевать мир.
СТРАТЕГИЯ представляет собой детальный всесторонний комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление миссии организации и достижение ее целей.
Стратегия – общая концепция достижения главных целей организации (по их достижении необходимость в ней отпадает), решения стоящих проблем и распределения необходимых для этого ресурсов.
Тактика – совокупность управленческих решений, обеспечивающих реализацию стратегии в существующих условиях.
Стратегическое управление – процесс, определяющий последовательность действий организации по разработке и реализации стратегии.
Требования к стратегии:
- Реальность (ошибочная стратегия может привести в тупик).
- Эластичность, обеспеченная «правильностью шагов».
- Внутренняя целостность.
- Совместимость со средой.
- Сбалансированность по ресурсам.
- Ориентированность на будущее.
Виды стратегий:
I. Стратегии функционирования (конкурентные) предопределяют рыночное поведение организации:
1. Стратегия лидерства в низких издержках ориентирует фирму на максимизацию объемов продаж. Результатом может быть дополнительная прибыль и экономия (на постоянных затратах и за счет отказа от дорогостоящих проектов).
2. Стратегия дифференциации состоит в концентрации усилий в нескольких приоритетных направлениях, где она пытается достичь превосходства над другими за счет уникальности продукции, ее качества, уровня обслуживания и пр.
3. Стратегия фокусирования основывается на выборе какого-то из сегментов рынка и достижении на нем конкурентных преимуществ путем реализации одной из двух описанных выше стратегий.
4. Портфельная стратегия предполагает ориентацию на производство широкого ассортимента товаров, находящихся на разных стадиях жизненного цикла, что обеспечивает стабильные доходы.
II. Стратегии развития (структурные) ориентированы на укрепление рыночного потенциала организации и конкурентных преимуществ:
1. В зависимости от стадии развития организации:
а) стратегия концентрированного роста присуща молодым фирмам или научно-техническим лидерам, которые стремятся в короткие сроки занять ведущие позиции на рынке (фирма Microsoft). Им свойственны постоянные и высокие темпы роста продаж, измеряемы десятками %-в в год. Характерны:
· захват новых рынков;
· диверсификация своей деятельности;
· постоянные нововведения.
б) стратегия интегрированного роста – фирмы, твердо стоящие на ногах, действующие в традиционных сферах (автомобилестроение); организации на этапах слияния, поглощения предприятий, занятых постановкой ресурсов или распределением готовых продуктов. Характерно продвижение вперед, но замедленными темпами (несколько %-в в год).
в) стратегия диверсифицированного роста – проникновение в новую отрасль путём изменения рынков, продуктов и технологий.
г) стратегия сокращения масштабов деятельности(стратегия целенаправленного сокращения) возникает в период перестройки организации, когда надо избавиться от неэффективных подразделений, уйти с неперспективных рынков и тем самым повысить конкурентоспособность.
д) комбинированная стратегия включает в себя элементы всех предыдущих стратегий. Одни подразделения развиваются быстро, другие – умеренно, третьи – стабилизируются, четвертые – сокращаются.
2. По характеру действий:
а) наступательная стратегия реализуется через:
· процессы диверсификации производства (внедрение);
· кооперацию производства;
· интенсификацию рынка.
б) наступательно-оборонительная стратегия – в условиях перестройки организации. Суть состоит в маневре ресурсами – уходе из неперспективных сфер путем продажи непрофильных и убыточных предприятий и вложения этих средств в новые прибыльные отрасли.
в) оборонительная стратегия – укрепление позиций во всех сферах деятельности организации.
Тема 2.2. Планирование и стратегический менеджмент
План лекции:
1. Сущность планирования
2. Процесс планирования
3. Сущность, функции и выгоды стратегического планирования
Самостоятельная работа студентов:
1. Характеристика основных функций бизнес-планированияЕ.Н. Кнышова – стр. 91 (таблица 2.5)
Вопрос 1. Сущность планирования
Планирование – это процесс принятия конкретных решений, позволяющих обеспечить эффективное функционирование и развитие организации в будущем.
План – мотивированная модель действий, созданная на основе анализа внешней и внутренней среды предприятия и поставленных целей.
Цели планирования:
1. Устранение отрицательного эффекта неопределенности и изменчивости среды функционирования предприятия, фирмы (подготовка к внутренним переменам).
2. Сосредоточение внимания на главных задачах, поощрение менеджеров и специалистов.
3. Стремление к экономичному функционированию предприятия, фирмы (т.е. получение максимально возможного размера прибыли в конкретной обстановке).
4. Рациональное распределение финансовых, материальных и трудовых ресурсов.
5. Облегчение контроля за деятельностью предприятия и подразделений на основе фиксированных в плане показателей деятельности.
Принципы планирования:
1. Участие максимального числа сотрудников организации в работе над планом (уже на ранних этапах его составления, ибо люди скорее будут выполнять, как более близкие и понятные, те задачи, которые сами себе поставили).
2. Непрерывность, в соответствии с которой планирование должно быть не единичным фактом, а постоянным процессом (в его рамках все текущие планы разрабатываются с учетом выполнения прошлых и того, что сами они послужат основой составления будущих).
3. Гибкость, предполагающая возможность корректировки или пересмотра в любой момент ранее принятых плановых решений в соответствии с изменившимися обстоятельствами.
4. Согласование планов в форме координации (между подразделениями одного уровня) и интеграции (между разными) необходимость чего обусловлена взаимосвязанностью всех элементов организации.
5. Экономичность, требующая, чтобы затраты на планирование были меньше получаемого в результате результата.
6. Создание необходимых материальных и организационных условий для выполнения плана.
Вопрос 2. Процесс планирования
Этапы в процессе планирования:
1. Целеполагание (формулировка целей) – самый главный этап в планировании, необходимо определить, что именное организация хочет достичь.
2. Подбор, анализ и оценка способов достижения поставленных целей – определить какой из путей достижения поставленных целей является целесообразным, представляется наилучшим.
3. План выполнения необходимых действий – определить, что конкретно нужно сделать, чтобы осуществить выбранный на предыдущем этапе вариант достижения поставленных целей.
4. Составление плана работ (плана мероприятий) – определить порядок намеченных на предыдущем этапе действий при условии их взаимодействия между собой.
5. Анализ ресурсов – определить временные, финансовые, информационные, кадровые ресурсы, необходимые для реализации плана.
6. Анализ разработанного варианта плана – определить возможности улучшения плана, возникшие в ходе его разработки.
7. Подготовка детального плана действий – необходимо детализировать разработанный ранее план, согласовать между собой сроки выполнения отдельных работ, рассчитать необходимые ресурсы.
8. Контроль за выполнением плана, внесение необходимых изменений в случае необходимости.
Основные типы планов:
1. Планы-цели – набор качественных и количественных характеристик желаемого состояния объекта управления и его отдельных элементов в будущем (используется при большом горизонте планирования, поэтому исходят из непредсказуемости конкретных событий в перспективе)
2. Планы для повторяющихся действий – определяют сроки и порядок осуществления каких-либо действий в стандартных ситуациях (железнодорожное расписание). В них предусматривают «окна», которые обеспечивают свободу маневра в случае непредвиденных обстоятельств.
3. Планы для неповторяющихся действий – составляются для решения специфических проблем (программы, бюджетное поступление, распределение ресурсов).
Вопрос 3. Сущность, функции и выгоды стратегического планирования
Стратегическое планирование представляет собой набор действий и решений, предпринятых руководством, которые ведут к разработке специфических стратегий, предназначенных для того, чтобы помочь организации достичь своих целей.
Согласно Питеру Лоранжу, процесс стратегического планирования является инструментом, помогающим в принятии управленческих решений.
Его задача — обеспечить нововведения и изменения в организации в достаточной степени.
Основные виды управленческой деятельности в рамках процесса стратегического планирования:
1. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ РЕСУРСОВ. Данный процесс включает в себя распределение ограниченных организационных ресурсов, таких как фонды, дефицитные управленческие таланты и технологический опыт.
2. АДАПТАЦИЯ К ВНЕШНЕЙ СРЕДЕ. Адаптацию следует интерпретировать в широком смысле слова. Она охватывает все действия стратегического характера, которые улучшают отношения компании с ее окружением. Компаниям необходимо адаптироваться к внешним как благоприятным возможностям, так и опасностям, выявить соответствующие варианты и обеспечить эффективное приспособление стратегии к окружающим условиям. Стратегическое планирование преуспевающих компаний имеет дело с созданием новых благоприятных возможностей посредством разработки более совершенных производственных систем, путем взаимодействия с правительством и обществом в целом и т.д.
3. ВНУТРЕННЯЯ КООРДИНАЦИЯ. Она включает координацию стратегической деятельности для отображения сильных и слабых сторон фирмы с целью достижения эффективной интеграции внутренних операций. Обеспечение эффективных внутренних операций в организациях, больших или малых, является неотъемлемой частью управленческой деятельности.
4. ОСОЗНАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СТРАТЕГИЙ. Эта деятельность предусматривает осуществление систематического развития мышления менеджеров путем формирования организации, которая может учиться на прошлых стратегических решениях. Способность учиться на опыте дает возможность организации правильно скорректировать свое стратегическое направление и повысить профессионализм в области стратегического управления.
Стратегический план должен разрабатываться скорее с точки зрения перспективы всей корпорации, а не конкретного индивида. На личных предприятиях основатель предприятия может позволить себе относительную роскошь сочетатьличные планы со стратегией организации. На большинстве фирм с широким владением акциями подобной роскоши может не быть. В то время как глава корпорации, возможно, пожелает иметь частный реактивный самолет, особняки на обоих побережьях, роскошные кабинеты и тому подобное, насущным интересам организации эти привилегии наилучшим образом служить не могут.
Стратегический план должен обосновываться обширными исследованиями и фактическими данными. Чтобы эффективно конкурировать в сегодняшнем мире бизнеса, фирма должна постоянно заниматься сбором и анализом огромного количества информации об отрасли, рынке, конкуренции и других факторах.
Рис. 1. Процесс стратегического планирования.
Стратегический план придает фирме определенность, индивидуальность, что позволяет ей привлекать определенные типы работников, и, в то же время, не привлекать работников других типов. Этот план открывает перспективу для организации, которая направляет ее сотрудников, привлекает новых работников и помогает продавать изделия или услуги.
Наконец, стратегические планы должны быть разработаны так, чтобы не только оставаться целостными в течение длительных периодов времени, но и быть достаточно гибкими, чтобы при необходимости можно было осуществить их модификацию и переориентацию. Общий стратегический план следует рассматривать как программу, которая направляет деятельность фирмы в течение продолжительного периода времени, давая себе отчет в том, что конфликтная и постоянно меняющаяся деловая и социальная обстановка делает постоянные корректировки неизбежными.
Рис. 2. Процесс реализации стратегии.