Задачи и функции менеджмента
Самостоятельная работа студентов:
1. Современные требования к менеджерамЕ.Н. Кнышова – стр. 53-64
Вопрос 1. Общие принципы менеджмента
Анри Файоль разработал общие принципы построения организации (они должны быть гибкими, иметь возможность приспосабливаться к трудностям в управлении), которые сохранили свою актуальность до настоящего времени.
Общие принципы менеджмента:
1. Разделение труда – специализация работ (однако здесь есть предел, за которым эффективность падает)
2. Полномочия и ответственность – эффективное делегирование полномочий
3. Дисциплина – касается всего персонала, предполагает взаимоуважение работников и руководителей
4. Единоначалие – один руководитель и один план для достижения цели
5. Подчиняемость интересов – интересы организации выше интересов индивидуума
6. Единость действий – все действия должны быть объединены в группы и выполняться по единому плану
7. Вознаграждение персонала – справедливое для всех
8. Централизация – есть центр управления
9. Скалярная цепочка (иерархия) – предполагает минимизацию управленческих ступеней и полезность горизонтальных связей
10. Порядок – рабочее место – для каждого работника, каждый работник – на своем месте
11. Справедливость – установленные правила едины для всех на всех уровнях скалярной цепочки
12. Стабильность персонала – текучесть кадров – результат плохого руководства
13. Инициатива – требует от руководства своевременного поощрения и подавления собственного тщеславия
14. Корпоративный дух – общность интересов работников и коллективизм в труде
Принципы менеджмента учитываются при выборе его методов, то есть способов осуществления управленческой деятельности.
Вопрос 2. Методы менеджмента К. – 147-165 (можно дополнить при пересмотрении программы)
Основные методы менеджмента
1. Организационно-правовые – создаются необходимые условия функционирования организации (формирование управленческих структур, нормирование, создание инструкций и др.)
2. Административные – активное вмешательство в деятельность людей путем их принуждения к определенному поведению в интересах организации (предусматривает минимизацию инициативы работников и возложение всей ответственности на руководителя – военизированные структуры, транспорт и др.)
3. Экономические – основаны на материальной заинтересованности работников в самостоятельном поиске оптимальных решений и ответственности за их результаты, предусматривает материальные премии и стимулируют инициативу
4. Социально-психологические – предполагают два направления на повышение трудовой активности:
a. Формирование благоприятного морально-психологического климата в коллективе и новых отношений между руководителями и подчиненными (поддержка, уважение)
b. Раскрытие личных способностей каждого работника, помощь в их совершенствовании, что приведет к повышению эффективности труда
Вопрос 3. Виды управления
Общая характеристика механизма воздействия на производственные системы, характер и последовательность в решении стоящих перед ними целей и задач позволяет выделить следующие виды управления:
Виды управления:
1. Проблемный вид управления связан с периодическим выдвижением проблем развития производственного объекта, систем его управления и целенаправленного их решения
2. Ситуационный вид управления, анализируя отклонения от заданных параметров системы, преследует цель возврата этой системы к первоначальному уровню её организованности (устойчивости), изначальной траектории её процессов
3. Программно-целевой вид управления позволяет достигать взаимно-обусловленную и обоснованную систему развития объекта взаимно-обусловленной и обоснованной системой соответствующих средств. Этот вид управления построен на чёткой программе реализации поставленной цели
4. Адаптационный вид управления характеризуется таким воздействием на объект, в основе которого находятся возможности приспособления отдельных стратегических параметров и элементов системы к новым условиям среды и задачам производства. Этот вид управления представляет собой настраивание отдельных параметров алгоритма процесса на цель, позволяющее ускорять, замедлять или улучшать его течение; позволяет сочетать достоинства применения конкретного опыта управления объектами в условиях изменений, происходящих за сравнительно короткий период времени; использовать в своём содержании и другие виды управления