Управление человеком в организации

Личность – это человек как субъект отношений и сознательной деятельности с устойчивой системой социально значимых черт, характеризующих его свойства и качества.

Личность – это совокупность внутренних качеств человека, позволяющих познавать и преобразовывать окружающий мир в соответствии с поставленными целями.

Для успешного управления людьми необходимо хорошо знать, что они собой представляют, каким бывает их поведение, чем оно может быть обусловлено, каковы способы воздействия на него.

В менеджменте личность человека, её сущность, рассматривается, прежде всего, с точки зрения поведения его как работника, способов его общения с коллегами, начальниками и подчинёнными. Отношение к делу, способности, порядочность, честность, инициатива и другие свойства и качества личности могут оказывать существенное влияние на деятельность всей организации.

Личность обусловливают: пол, биологические и психологические особенности, характер, темперамент, уровень образования, направленность интересов, способности. Личность формируется под воздействием множества факторов внутреннего и внешнего окружения: семьи, дошкольных учреждений, школы, вузов, трудовых коллективов и др.

Для повышения эффективности процесса управления менеджеру необходимо знание направленности личности конкретного работника, которая определяется с помощью специальных тестов.

Направленность личности– это свойство, обеспечивающее устойчивую ориентацию поведения человека независимо от конкретной ситуации.

Три типа направленности личности одновременно присутствуют в той или иной степени у большинства людей.

Типы направленности личности:

1. Направленность на взаимодействие (или на общение)

В любой работе человек ищет общения, взаимодействия с другими. Таких людей всегда тянет на работу, у них велико желание быть в коллективе, выполнять общественные поручения.

2. Направленность на задачу (деловая)

Главное – достижение цели: собственной или заданной руководителем. Добросовестное выполнение своих обязанностей, готовность успешно завер-шить начатое дело.

3. Направленность на себя

В первую очередь решаются свои собственные проблемы, достигается личное благополучие, престиж и при возможности это делается за счёт других или создаётся видимость работы.

С учётом направленности подбираются наиболее подходящие исполнители для той или иной работы, методы стимулирования (3-й тип направленности личности – деньги, 2-й тип – интересная работа, 1-й тип – возможность участия в коллективном творчестве).

Личность – это всегда продукт исторически данного общественного и политического строя. Для нормального развития человеческой личности общество должно быть стабильным.

Опираясь на понятия: мышление, способности, характер, темперамент, известные из курса психологии, менеджер не должен спешить с окончательным выводом по поводу того или иного сотрудника, иначе можно потерять ценных работников. Для менеджера очень важно найти каждому сотруднику работу по интересам, способностям и типу темперамента.

Также необходимо учитывать различные формы отношения человека к окружению:

1. Расположение – положительное отношение, основанное на индиви-дуальных чувственных оценках (проявляется в уважении, готовности прийти на помощь в трудную минуту, увлечённости работой вплоть до принесения ей в жертву других интересов).

2. Верование – устойчивое расположение, основанное не только на эмоциональной, но и на рациональной оценках. Не путать со «слепой верой», которая основывается исключительно на чувствах. В управлении верование может относиться к возможности достижения успеха в каком-то деле, к способностям руководителя или подчинённого выполнить задание и прочее.

3. Ценности – устойчивое коллективное расположение к объектам окружающей действительности (гордость за свою организацию, забота об общих результатах, целеустремлённость, коллективизм, стремление к профессиональному росту).

4. Принципы – правила поведения, которыми люди руководствуются на практике, например, справедливости, добросовестности и т.п.

5. Позиция – совокупность принципов, применяемых в каждой конкретной ситуации, постоянное внутреннее отношение к одним и тем же людям и ситуациям. В позиции личность выражает себя, позиция служит человеку защитой и опорой. Принципиальные люди ни при каких обстоятельствах не отступят от позиции, которую они считают правильной, поэтому позицию всеми силами защищают и укрепляют.

6. Уровень притязаний – степень трудности целей, к достижению которых стремится человек. Уровень притязаний определяется стандартами успеха, принятыми в окружении данного лица, степенью его самооценки и самоуважения, образованием, профессиональным и жизненным опытом, а также полом и возрастом. Замечено, что у мужчин и молодёжи уровень притязаний значительно выше, чем у женщин и лиц старшего возраста. Высокий уровень притязаний заставляет быть активным в работе, невысокий – способствует безделью: «мы люди маленькие – пусть начальство решает».

Социальные факторы, влияющие на поведение личности:

1. Круг общения – группа людей, с которыми человек вступает в служебные или личные контакты.

2. Роль (социальная) – совокупность действий, ожидаемых окружающими от человека, в соответствии с его личными особенностями и местом в коллективе. Роль диктует правила поведения её носителя и делает предсказуемыми его поступки, например, выделяют роли «лидера», «шута», «козла отпущения».

3. Статус – оценка окружающими личности человека и важности исполняемой им роли, определяющая его реальное или ожидаемое место в организации. Статус бывает формальным (обусловлен должностью, привилегиями, заработком, значимостью решаемых задач) и неформальным (авторитет). Авторитет определяется личными свойствами, позволяющими влиять на окружающих, такими как возраст, знания, опыт, культура, связи, нравственные качества. Авторитет формируется и поддерживается не только стихийно, но и целенаправленно при помощи различного рода мероприятий, ритуалов, распространения нужной информации.

Поведение – совокупность взаимосвязанных действий, осуществляемых для достижения поставленных целей или в ответ на действия других.

Как показывает практика, существует три типа поведения людей на работе:

1) независимый – присущ лидерам и проявляется в их стремлении подчинить других своей воле, утвердить и навязать собственное мнение, быть всегда и везде первыми. Иногда такое поведение превращается в агрессивное, что может помочь достижению целей, но порождает конфликты.

2) нейтральный – так держат себя обычно люди, также имеющие независимый характер, но не желающие не только подчиняться, но и подчинять себе других.

3) зависимый – либо ленивые, слабохарактерные личности, либо те, кто хорошо знает свои недостатки и поэтому предпочитает подчиняться. Такое поведение не позволяет достичь личных целей, но обеспечивает спокойную жизнь.

Поведение может быть обусловлено принуждением, внутренним жела-нием, осознанием необходимости действовать именно так, а не иначе.

Человек составляет основу организации, её сущность и её основное богатство. Поэтому управление человеком в организации исключительно сложное, но в то же время исключительно ответственное и важное для судьбы организации дело. Менеджер должен очень много знать о людях, с которыми он работает, для того чтобы пытаться успешно управлять ими. Но проблема управления человеком в организации не сводится только к взаимодействию работника и менеджера. В любой организации человек работает в окружении коллег, товарищей по работе, являясь членом формальных и неформальных групп. Группы играют очень важную роль в жизни каждого члена организации.

Наши рекомендации