Тема 5. Эффективность управления

Менеджер как профессиональный управляющий. Характер и содержание труда менеджера. Цели и задачи менеджера. Функции и роли менеджера в процессе управлении. Требования к личным и профессиональным качествам менеджера. Самоменеджмент руководителя: цель, содержание и основные функции. Имидж менеджера и факторы его формирования. Карьера менеджера. Этапы деловой карьеры. Движущие мотивы деловой карьеры.

Факторы эффективности менеджмента. Пути повышения эффективности менеджмента. Диверсификация менеджмента, типология и выбор альтернатив эффективного управления. Инновационный потенциал менеджмента.

Понятие, содержание и структура организационной культуры. Формирование организационной структуры. Сильная и слабая организационная культура. Факторы определяющие организационную культуру. Корпоративная культура организации. Ценности организации и их выражение. Национальное в организационной культуры: модель Хофстида, модель Лэйн и Дистефано, модель Оучи.

Значение эффективности менеджмента. Критерии и показатели эффективности менеджмента. Факторы и условия обеспечения эффективности деятельности организаций. Оценка эффективности управления.

5. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Дисциплина представляет собой курс с использованием как традиционных форм обучения (семинарские занятия), так и инновационных, направленных на формирование и закрепление практических навыков, развитие способности анализа экономических процессов и явлений. К ним можно отнести групповые дискуссии по наиболее актуальным экономическим проблемам, обсуждения, доклады.

Для контроля знаний студентов используются тестовые задания по темам дисциплины.

Необходимой формой выступает консультирование студентов по вопросам учебного материала, подготовке докладов и сообщений.

6. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

6.1 Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы студентов для подготовки к практическим занятиям

Практическое занятие 1. Теоретико-методологические основы курса

Контрольные вопросы

1. Методологические основы менеджмента

Менеджмент как наука о хозяйственном управлении

Менеджмент и предпринимательство, общие черты и различия.

Какова природа управления?

Перечислите и дайте характеристику школам менеджмента

В чём принципиальное различие во взглядах представителей административной и научной школ?

2. Специфика менеджмента в России

Расскажите об особенностях современного менеджмента.

Перечислите этапы и школы в истории российского менеджмента.

Особенности современного Российского менеджмента?

3. Опыт менеджмента за рубежом.

Какие основные достижения западноевропейской модели менеджмента вы знаете?

В чем состоят особые отличительные черты японского менеджмента?

Какие основные достижения западноевропейской модели менеджмента вы знаете?

Практическое занятие 2. Организация в условиях рыночной экономики.

1. Инфраструктура менеджмента

Дайте общую характеристику внутренней среды организации?

Каковы основные цели организации?

Охарактеризуйте основные уровни структуры организации.

Каковы основные задачи организации?

Опишите основные технологии деятельности организации.

Что общего и в чем отличия классификации технологий деятельности организации по Д. Вудфорду и Дж. Томпсону?

2. Стратегические и тактические планы в системе менеджмента

Каковы содержание и задачи внутрифирменного планирования?

Каковы отличительные особенности стратегического планирования?

Какие основные элементы включает в себя процесс стратегического планирования?

Каковы действия, предпринимаемые руководством компании для реализации стратегического плана?

Какие разделы включает в себя бизнес-план компании?

Дайте определение миссии организации.

3. Организация как функция менеджмента

Охарактеризуйте признаки организации?

Что из себя представляет организация как открытая система?

Система и процесс управления организацией: современный взгляд.

Наши рекомендации