Средние и малые предприятия с творческой направленностью (эксплеренты).

Инновационная роль.

Фирмы-эксплеренты в основном небольшие предприятия. Их главная роль в экономике – инновационная, состоящая в создании реальных, прорывных нововведений: новых продуктов и новых технологий во всех отраслях народного хозяйства. Как создатели радикальных нововведений, фирмы-эксплеренты отличаются своей целеустремленностью, преданностью идее, высоким профессиональным уровнем своих сотрудников и их лидера, большими удельными расходами на НИОКР.

Эволюционный путь развития.

Фирма-эксперент в своем развитии сначала создается или существует как компания-пионер, которая ничем, кроме одержимости идеей, не отличается от множества других мелких или средних фирм. Однако в данной фирме идет настойчивый поиск принципиально новых технических решений. На рынок пока ничего не поставляется. Заметим, что инновационный бизнес – это не занятие чистой наукой или изобретательством, хотя все это важно. Деятельность фирмы подчинена главной её задаче – подготовке конкурентоспособного нового товара.

На первом этапе фирмы-пионеры, берущиеся за трудный и рискованный процесс внедрения и коммерциализации открытия и изобретения, бедны и слабы, нуждаются в поддержке. Неизбежный при финансировании эксплерентов инновационный риск снижается с помощью различных способов.

Для большинства эксплерентов поиск нового товара оканчивается неудачей. Тот же, кто удачно воплотил идею в инновационный продукт, вступает во второй этап развития – период буйного подъема.

Стремительный рост эксплерентов на этапе вывода товара на рынок связан с потребительской ценностью нового товара. Инновации позволяют решить старые, ранее казавшиеся неразрешимыми проблемы потребителей или открывают перед ними новые возможности. Относительно высокая цена нового товара обычно много ниже потребительской ценности. Новинка обретает очень высокую конкурентоспособность. Производитель получает возможность быстро наращивать объемы продаж и получать высокую прибыль.

У компаний-первооткрывателей после очевидного рыночного успеха становится все больше последователей. Рынок нового товара растет. На новые возможности обращают внимание ведущие корпорации. Наступает этап массового производства. Естественно, фирму-первооткрывателя вытесняют с рынка закаленные к конкурентной борьбе «виоленты-слоны». Прямую конкуренцию гигантов выдерживают лишь очень немногие эксплеренты. Истощение ресурсов ещё долгое время сказывается на состоянии фирмы и делает его неустойчивым. Уступив же лидерство, эксплеренты превращаются во второстепенных производителей массовой продукции и занимают на рынке позицию вице-лидера, также опасную [1].

Малые предприятия и их функции (коммутанты).

Основные черты мелких фирм.

Коммутанты – это малые предприятия. Они малы по размерам и возможностям, незаметны, но изворотливы, изобретательны в выборе способов конкуренции, многочисленны и вездесущи. Главной их чертой является уникальная гибкость, на основе которой проявляются приспособляемость и изменчивость. В соответствии с этим конкурентными преимуществами малой фирмы являются:

- высокая эффективность управления, прозрачность, за всем может следить сам хозяин;

- живучесть мелких фирм, повышающаяся в силу уникальных мотивов предпринимательства (возможность быть независимым и получать удовольствие от своей работы);

- низкие издержки или даже их отсутствие в части затрат на управление и НИОКР, бухгалтерские, складские и рекламные работы;

- легкость ухода с рынка и перехода к новому бизнесу;

- поддержка государства.

Фирмы-коммутанты чаще всего избирают один из трех вариантов поведения:

1) деятельность в сферах, традиционно обслуживаемых только мелким бизнесом. Это коммутанты традиционного типа;

2) выполнение функции субпоставщиков несложных деталей или полуфабрикатов для более крупной компании (виолента или патиента). Это коммутанты-поставщики;

3) Выпуск товаров и услуг, копирующих чужие изделия и технологии. Это коммутанты-подражатели [1].

Заключение

По рассмотрении различных аспектов понятия «инновационная активность» можно дать следующее определение: инновационная активность фирмы - это комплексная характеристика ее инновационной деятельности, включающая степень интенсивности осуществляемых действий и их своевременность, способность мобилизовать необходимый потенциал, в том числе его скрытые стороны, обоснованность и прогрессивность применяемых методов, рациональность технологии инновационного процесса по составу и последовательности операций. Это рациональная стратегия и тактика инновационной деятельности фирмы на всех этапах жизненного цикла инновации.

Для активизации инновационной деятельности предприятий необходимо наличие механизма управления инновационной деятельностью, адекватного требованиям рыночной экономики. В настоящее время подобный механизм отсутствует, что является одной из главный проблем развития предприятий на основе инновационных преобразований. Причем, для активизации инновационной деятельности не обязательно создание долгосрочных федеральных инновационных программ, необходима четко сформулированная стратегия развития инновационной деятельности на уровне страны, региона, отрасли, предприятия.

Еще одним фактором, сдерживающим инновационную активность, является отсутствие необходимых юридических и экономических стимулов для предприятий, занимающихся инновационной деятельностью. Сегодня строительным предприятиям не выгодно вкладывать собственные средства на проведение инновационных исследований, что можно объяснить жесткой системой налогового регулирования, отсутствием государственной поддержки, снижением роли амортизационных отчислений, как основного источника финансирования процессов развития предприятий, отсутствием полноценно функционирующего фондового рынка в стране, инвестиционные проблемы, связанные с большими капиталовложениями в строительство. Без решения инвестиционных проблем невозможно решением инновационных, т.к. последние требуют значительных капиталовложений. В новых условиях хозяйствования, характеризующихся риском и неопределенностью, главной проблемой становится практическая реализация инновационных процессов и связанных с ними различных инвестиционных взаимоотношений предприятий на рынке.

Сдерживающим фактором внедрения новаций в производство является отсутствие достоверной информации об инновациях, нерешенность вопросов авторских прав разработчиков инноваций, проблема оценки интеллектуальной собственности.


Список использованной литературы

1. Баранчеев, В.П. Управление инновациями: учебник для бакалавров / В. П. Баранчеев, Н. П. Масленникова, В. М. Мишин. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2012. – 711с.

2. Гунин, В.Н. Управление инновациями: 17-модульная программа для менеджеров. Модуль 7. Инновационный менеджмент/ В.Н. Гунин и др. – М.:ИНФРА-М, 1999. – 328 с.

3. Ильенкова, С.Д. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов / С.Д. Ильенкова, Л.М. Гохберг, С.Ю. Ягудин и др. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 343с.

4. Мельников О.Н., Шувалов В.Н. Инновационная активность как фактор повышения конкурентоспособности предприятия // Российское предпринимательство- №9. - 2005.

5. Трифилова А.А. Оценка инновационной активности предприятий // www.domino. innov.ru.

6. Трифилова А.А. Управление инновационным развитием предприятия. - М.: Финансы и статистика, 2003. – 176с.

7. Разработка методики комплексной оценки инновационной активности организации // УЭкС, 10/2011.

8. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов.5-е изд. - СПб.: Питер, 2006. – 448с. Реутов А.Ю.

Наши рекомендации