Характеристика основных функций менеджмента
менеджмент организации это довольно сложный процесс, который включает в себя различные виды управленческой деятельности. Все основные функции менеджмента находятся в тесной взаимосвязи между собой, образуя целостную систему, направленную на достижение определенных целей. Все основные функции менеджмента отличаются специфическими приемами и методами.
Планипрование.Благодаря планированию определяются цели и приоритетные направления развития фирмы, а также составляется программа необходимых действий, направленных на их достижение. Принято разделять планирование по видам: долгосрочное, охватывающее промежуток времени не менее 3-х и до 5-ти лет; среднесрочное – не менее года; краткосрочное – в пределах календарного года.
Контроль - наблюдение за тем, насколько эффективно достигаются организацией поставленные цели, а также, при необходимости, корректировку отклонений. Контроль позволяет своевременно выявить и откорректировать возникающие проблемы до того, как они станут необратимыми. При этом контроль служит своеобразным звеном, соединяющим все функции менеджмента.
Организациявключает в себя, как организационное проектирование, так и организацию процесса работы.В процессе организационного проектирования производится деление всей компании на блоки по важнейшим направлениям, выделенным для достижения целей организации. Здесь же устанавливаются полномочия различных должностей и их отношений.Организация процесса призвана обеспечить нормальное функционирование и взаимодействие различных подразделений компании при достижении поставленных целей.
Мотивация-процесс стимулирования сотрудников компании к деятельности, строго направленной на достижение ее целей. Мотивация, как управленческая деятельность использует следующие рычаги воздействия на коллектив: моральное и экономическое стимулирование.Под стимулированием понимается использование различных стимулов, чтобы мотивировать людей.
19. Принципы менеджментаделятся на общие и частные. К общим принципам управления относятся принципы применимости, системности, многофункциональности, интеграции, ориентации на ценности.
Принцип применимости - менеджмент разрабатывает своего рода руководство к действию для всех работающих в фирме сотрудников.
Принцип системности - менеджмент охватывает всю систему с учетом внешних и внутренних взаимосвязей, взаимозависимостей и открытости собственной структуры или системы в целом.
Принцип многофункциональности - менеджмент охватывает различные аспекты деятельности: материальные (ресурсы, услуги), функциональные (организация труда), смысловые (достижение конечной цели).
Принцип интеграции - внутри системы должны интегрироваться различные способы отношений и взгляды сотрудников, а вне фирмы может происходить разделение на свои миры. -
Принцип ориентации на ценности - менеджмент включен в общественный окружающий мир с определенными представлениями о таких ценностях, как гостеприимство, честные услуги, выгодное соотношение цен и услуг и т.п. Все это необходимо не только учитывать, но и строить свою деятельность, неукоснительно соблюдая названные общие принципы.
Основным частным принципом менеджмента является принцип оптимального сочетания централизации и децентрализации в управлении. Проблема сочетания централизации и децентрализации в менеджменте состоит в оптимальном распределении (делегировании) полномочий при принятии управленческих решений.
- Понятие и классификация методов менеджмента
Метод управления - это совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения поставленных организацией целей.
методы управления:
- административные;
- экономические;
- социально-психологические.
1. Административные методы управления основываются на отношениях единоначалия, дисциплины и ответственности, осуществляются в форме организационного и распорядительного воздействия. Организационное воздействие направлено на организацию процесса производства и управления. Распорядительное воздействие выражается в форме приказа, распоряжения или указания, которые являются правовыми актами ненормативного характера. Они издаются, чтобы обеспечить соблюдение, исполнение и применение действующего законодательства и других нормативных актов, а также для придания юридической силы управленческим решениям.
2. Экономическиеметоды управления - это элементы экономического механизма, с помощью которого обеспечивается поступательное движение организации. Важнейшим экономическим методом управления персоналом является технико-экономическое планирование, которое объединяет и синтезирует в себе все экономические методы управления.
- Хозяйственный расчёт является методом ведения хозяйства, основанным на соизмерении затрат предприятия на производство продукции с результатами хозяйственной деятельности (объём продаж, выручка).
-Оплата труда является основным мотивом трудовой деятельности и денежным измерителем стоимости рабочей силы.
- Рыночное ценообразование является регулятором товарно-денежных отношений и важным экономическим инструментом в соизмерении доходов и расходов, цены и себестоимости продукции.
3. Социально-психологические методы управления основаны на использовании социального механизма управления (система взаимоотношений в коллективе, социальные потребности и т.п.). Специфика этих методов заключается в значительной доле использования неформальных факторов, интересов личности, группы, коллектива в процессе управления персоналом. Социально-психологические методы - это способы осуществления управленческих воздействий на персонал, базирующиеся на использовании закономерностей социологии и психологии. Объектом воздействия этих методов являются группы людей и отдельные личности. По масштабу и способам воздействия эти методы можно разделить на две основные группы:
- социологические методы (призваны воздействовать на весь коллектив: социальное планирование, изучение общественного мнения и тд)
- психологические методы( призваны воздействовать на отдельных работников: методы психологического отбора, изучения и оценки кадров и тд).