Менеджмент как наука и практика управления

Сущность менеджмента

Менеджмент – это самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности, направленной на достижение в рыночных условиях намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов и методов экономического механизма менеджмента. Сущность менеджмента в рыночных условиях – ориентация на спрос и потребности рынка, на запросы конкретных потребителей, постоянное стремление к повышению эффективности производства, обеспечения оптимальных результатов при минимизации издержек, хозяйственная самостоятельность, обеспечивающая свободу принятия решения. Менеджмент характеризует управление в социально-экономической сфере. Менеджмент- это самостоятельный вид профессиональной деятельности, так как менеджер независим от собственности на капитал фирмы, где он работает, а является работником по найму. Основная цель менеджмента – достижение организацией своих целей.

Менеджмент (управление) - воздействие одного лица или группы лиц (менеджеров) на другие лица для побуждения действий, соответствующих достижению поставленных целей при принятии на себя менеджерами ответственности за результативность воздействия. Управление включает три аспекта: институциональный аспект, функциональный аспект, инструментальный аспект. Цели и ограничения выполняют следующие основные задачи в управлении: сопоставление существующего состояния с желаемым; руководящие требования к действиям; критерии принятия решений ; инструменты контроля.

Содержание понятия «менеджмент»

Менеджмент – это самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности, направленной на достижение в рыночных условиях намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов и методов экономического механизма менеджмента. Содержание понятия «менеджмент» - наука и практика мышления, организация управления фирмой, процесс принятия управленческих решений. Три подхода:

1. Процесс (непрерывное согласованное управление, последовательное с механизмом обратной связи) 2. Системный подход (взаимозависимость факторов в организации) 3. Ситуационный подход Школы:

1. Административного управления (Тейлор – «Принципы научного управления» 1911 год. Появление менеджмента как специальности. 2. Классическая школа управления (Файоль, 14 принципов менеджмента). Управлять – предвидеть, организовывать, распоряжаться. Фирма как закрытая система. 3. Школа человеческих отношений, Маслоу – рациональное управление человеческими ресурсами, через мотивацию и пирамиду потребностей. 4. Концепция адаптации 5. Концепция глобальной стратегии Менеджмент – управление социально-экономическими процессами, работа по найму, ориентировка на оптимальное достижение целей организации через принятие и реализацию эффективных управленческих решений.

Менеджмент как наука и практика управления

Прежде чем менеджмент выделился в самостоятельную область знаний, человечество тысячелетия накапливало опыт управления: Первобытный строй – старейшина общины; Управление всегда возникает там, где люди работают группами. НО: управление древности отличалось от современного управления организацией, так как - управленческая деятельность не выделялась в самостоятельную область; - управление было основано на приказе; - очень часто управление осуществлялось одним человеком или малочисленной группой людей.

Школы:

1.Административного управления (Тейлор – «Принципы научного управления» 1911 год. Появление менеджмента как специальности. 2. Классическая школа управления (Файоль, 14 принципов менеджмента). Управлять – предвидеть, организовывать, распоряжаться, согласовывать, контролировать. Фирма как закрытая система. 3. Школа человеческих отношений, Маслоу – рациональное управление человеческими ресурсами, через мотивацию и пирамиду потребностей, первичных и вторичных. 4. Концепция адаптации – комбинация наиболее выгодных на данный момент курсов с учетом внешней среды 5. Концепция глобальной стратегии

Цели и задачи менеджмента

Главная цель менеджмента – постановка и обеспечение реализации целей организации. Задача менеджера объективно оценить условия рынка, на котором работает организация, определить незанятые или перспективные сегменты и направления деятельности организации, проанализировать скрытые возможности и преимущества своей фирмы, сравнить их с преимуществами других компаний. В деятельности любого предприятия следует выделить цели и ограничения. Они выполняют следующие основные задачи в управлении: - сопоставление существующего состояния с желаемым; - руководящие требования к действиям; - критерии принятия решений; - инструменты контроля.

Менеджер и его функции

Менеджер – это руководитель или управляющий, занимающий постоянную должность и наделенный полномочиями в области принятия решений по конкретным видам деятельности фирм, функционирующих в рыночных условиях. Рынок требует от менеджеров самостоятельности и ответственности. К менеджерам предъявляются следующие требования: - Наличие общих знаний в области управления предприятием; - Компетентность в вопросах технологии той отрасли, где он работает; - Владение навыками администрирования и предпринимательства; - Умение владеть ситуацией на рынках; - Проявлять инициативу; - Перераспределять ресурсы фирмы в наиболее выгодных сферах применения; - Принятие обоснованных и компетентных решений, распределение прав, обязанностей и ответственности; - Наличие опыта и знаний в области анализа экономической ситуации на основных рынках, на которых фирма работает или намеревается работать; - Умение анализировать условия и деятельность фирм-конкурентов; - Умение предвидеть тенденции развития хозяйственной конъюнктуры: спроса, мер государственного регулирования экономики в своей стране и странах, где ведет деятельность данная организация; - Умение управлять людьми; - Творческое отношение к делу, гибкость; - Лидерские качества менеджера.

7. Суть понятий «бизнес», «предпринимательство», «предпринимательская структура»

Бизнес - предпринимательская деятельность, осуществляемая за счет собственных или заемных средств на свой риск и под свою ответственность, ставящая главными целями получение прибыли и развитие собственного дела. Дело, деловая активность экономических субъектов, направленная на решение задач по осуществлению операций обмена товарами и услугами.

Предпринимательская деятельность - по законодательству РФ - самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность граждан и их объединений, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. В РФ регулирование предпринимательской деятельности основывается на нормах гражданского права.

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО - форма проявления общественных отношений, возникающих в результате инициативной деятельности индивидуальных или коллективных хозяйствующих субъектов в сферах производства, распределения, обмена и потребления материальных и духовных благ, нацеленной, как правило, на получение прибыли (дохода) и осуществляемой от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность

Предпринимательская структура – состав экономических субъектов рынка, из которых складывается фирменная структура отрасли промышленности, торговли, траспорта, структура товарных рынков – отраслевого, национального, мирового.

8. Классификация фирм по виду и характеру деятельности (примеры)

1. Промышленные (более 50% оборота приходится на промышленную продукцию, как правило, ТНК относятся к этой категории); 2. Торговые (операции по купле-продаже товаров), бывают узкоспециализированными или торгуют широкой номенклатурой изделий; 3. Транспортные (международная перевозка грузов и пассажиров); 4. Страховые (страхование грузов); 5. Транспортно-экспедиторские (доставка покупателю); 6. Инжиниринговые; 7. Туристские; 8. Арендные

9. Классификация фирм по правовому положению (примеры)

Юридические лица –объединения лиц и капиталов, наделенные присущими им правами и обязанностями, имеющие имущественную обособленность.

1. Публичного права (публичный характер преследуемых целей, властные полномочия, особый характер членства): государственные органы, торговые и промышленные палаты, союзы предпринимателей, которые предпринимательской деятельностью не занимаются.

2. Частного права – объединения лиц и капиталов, зарегистрировавшиеся как фирмы, независимо от характера деятельности, собственности, принадлежности капитала и контроля. Все фирмы делятся на:

1. Единоличные предприятия (sole partnership)

2. Объединения предпринимателей

· Товарищества – объединения лиц

¨ Полные – полная личная ответственность и возможность единоличного принятия решений

¨ На вере (коммандитные) – полные товарищи и коммандитисты с ограниченной ответственностью в рамках вклада.

· Общества – объединения капиталов

¨ ООО (ответственность в рамках пая)

¨ АО (ответственность в рамках стоимости акции, делятся на обыкновенные и привилегированные, первые голосуют, но не гарантируют ежегодного дохода, вторые – не голосуют, но имеют фиксированный доход и имеют привилегию по возмещению стоимости акции на случай ликвидации АО)

Ø ЗАО (по российскому законодательству не более 50 членов, если более – обязано реорганизоваться в ОАО)

Ø ОАО

10. Классификация фирм по характеру собственности (примеры)

1. Частные

Объединяются в:

· Картель – соглашение по регулированию сбыта

· Синдикат – сбыт через единый сбытовой орган ЮЛ

· Пул – распределение прибыли через общий котел

· Трест – единый производственно-хозяйственный комплекс, потеря юридической и коммерческой самостоятельности

· Концерн – объединение самостоятельных предприятий через систему участия, личные унии, патентно-лицензионные соглашения, финансирования

· Финансовая группа (различные отрасли хозяйства). Во главе – один или несколько банков.

2. Государственные

· 100%

· Смешанные частно-государственные (как правило, 51% в стратегических для государства сферах, в России, например, нефть и энергетика)

3. Кооперативные (паевые объединения (например, потребителей, мелких производителей для реализации коммерческих целей и устранения посредников)

11. Классификация фирм по капиталу и контролю (примеры)

1. Национальные (капитал принадлежит предпринимателям одной страны) пример: Пежо, ФИАТ, Дженерал Моторс.

2. Иностранные (капитал в определенной части принадлежит иностранным предпринимателям, что дает им право контроля)

· Как дочерние или ассоциированные компании

¨ Путем скупки контрольных пакетов

¨ Путем создания нового акционерного общества

3. Смешанные (капитал принадлежит предпринимателям двух или нескольких стран). Пример: Unilever, Royal Dutch-Shell.

Содержание и стадии процесса принятия управленческих решений.

Принятие решений – это сознательный выбор среди имеющихся альтернатив. Управленческому решению присущи некоторые особенности: - Решение, как правило, затрагивает всю организацию, а не только частного индивидуума, принявшего решение; - Повышается ответственность менеджера за принятое решение.

Организационное решение – выбор, который должен сделать руководитель, чтобы выполнить обязанности, обусловленные его должностью. Принятие решений – психологический процесс. Принимать решения – сравнительно легко, трудно принимать хорошие решения. Виды решений:

1. Интуитивные решения – выбор, сделанный только на основе ощущения того, что он верный

2. Решение, основанное на суждении или здравом смысле – решения, которые кажутся интуитивными, так как логика их неочевидна, это решение, однако, обусловлено знаниями или накопленным опытом в этой области

3. Рациональное решение не зависит от прошлого опыта. В его основе – объективный аналитический процесс, большой объем информации, обработанный часто группой менеджеров с использованием многофакторного анализа. Решения делятся на индивидуальные и групповые. Индивидуальные решения подразумевают дефицит времени и свободу творчества, однако являются рискованными, так как существует риск единоличной ответственности, к тому же такие решения в силу субъективности часто оказывают неверными. Групповые решения в свою очередь делятся на коллективные и коллегиальные. Коллективные подразумевают принятие решения всем коллективом. А коллегиальные – принятие решения коллегией совета директоров. Преимущества этого варианта в возможности обработать большое количество информации и продумать многовариантное решение с более высокой степенью обоснованности. Принятие решения может также быть централизованным (решение принимает top management) и децентрализованным (lower management). Стадии принятия управленческого решения

1. Подготовка

2. Принятие

3. Реализация

Принятие решения в целом связано с появлением и решением проблемы. Факторы, влияющие на принятие решения:

1. Личностные оценки руководителя

2. Среда принятия решения

· Отношение к риску

· Принятие решения в условиях неопределенности

· Руководитель не знает результат каждой альтернативы, но знает вероятность, а иногда не знает и вероятности

3. Информационные ограничения

4. Взаимозависимость решений

5. Негативные последствия (решение – всегда компромисс

Требования к технологии менеджмента

- Формулирование проблем, разработка и выбор решения должны быть сконцентрированы на том уровне иерархии управления, где для этого имеется соответствующая информация; - Информация должна поступать от всех подразделений фирмы, находящихся на разных уровнях управления и выполняющих различные функции; - Выбор и принятие решения должны отражать интересы и возможности всех уровней управления, на которые будет возложено выполнение решения или которые заинтересованы в его реализации; - Должна строго соблюдаться соподчиненность отношений в иерархии управления, жесткая дисциплина, высокая требовательность и беспрекословное подчинение

Содержание централизованной и децентрализованной форм управления

Централизованная форма управления – все решения принимаются на высшем уровне управления и затем уже спускаются вниз, к среднему и низовому уровню. Децентрализованная форма – решения принимаются в той или иной мере руководителями производственных отделений. Ни одна из этих форм не применяется в чистом виде. Оптимальное сочетание двух этих форм управления индивидуально для каждой компании и нахождение этого оптимума является одной из ключевых задач любой организации.

Планирование деятельности производственного отделения.

В производственном отделении осуществляется тактическое и оперативное планирование.

Тактическое планирование предполагает составление среднесрочных (5 лет) планов, в которых конкретизируется стратегическая концепция, методы и формы ее реализации. Тактический план подлежит постоянной корректировке.

Оперативное (текущее) планирование предполагает разработку краткосрочных планов-бюджетов до 1 года, в которых содержится детальная разработка рычагов и инструментов воздействия на производственный процесс. Текущее планирование позволяет определить с большей точностью направление инновационной деятельности, ориентированной на оптимизацию производства и внедрение новой конкурентоспособной продукции.

В производственном отделении разрабатывается отдельно план производства, реализации, капиталовложений, маркетинговый, финансовый. Планирование тесно увязывает все звенья производственного процесса.

В компаниях США производственные планы предусматривают внутрикорпорационные поставки компонентов, закупки у специализированных поставщиков. В японских автомобильных компаниях планирование является всеобъемлющим. Планирование в промышленных фирмах нацелено не только на экономию материальных ресурсов и снижение издержек производства, но и на создание широкого ассортимента продукции, учитывающего различные потребности покупателей.

38 Суть и содержание функции организации.

Организация – налаживание организационных отношений между подразделениями по выполнению решений и плановых показателей хозяйственной деятельности фирмы на конкретный период. Организация - пространственно-временная структура производственных факторов и их взаимодействие с целью получения максимальных качественных и количественных результатов в самое короткое время и при минимальных затратах факторов производства. Признаки организации:
- определение ее характера кадрами и менеджером; - объединение процессов, которые без этого взаимодействуют нецеленаправленно или неэффективно;
- сохранение как предварительно запланированного порядка процесса, так и оперативного, зависящего от ситуации реагирования работника и менеджера; - определенная, зависящая от процесса гибкость, что обеспечивает функционирование системы в изменяющихся условиях;
- единство рабочих процессов и процессов управления, как результата разумного разделения труда. Организация обеспечивает стабильные организационные решения, но является сама лишь относительно стабильной вследствие постоянного развития внешней и внутренней сред фирмы. Структура управления обеспечивает выполнение общих и конкретных функций управления, сохраняет целесообразные вертикальные и горизонтальные связи и разделение элементов управления. Вертикальное разделение определяется числом уровней управления, а также их подчиненностью и директивными отношениями. Горизонтальное разделение осуществляется по отраслевым признакам. Организационная структура регулирует: - разделение задач по отделениям и подразделениям;
- их компетентность в решении определенных проблем;
- общее взаимодействие этих элементов. На организационную структуру влияют следующие факторы:
- размеры предприятия;
- применяемая технология;
- окружающая среда.

Внутрифирменный расчет

Внутрифирменный расчет изначально возник в рамках коммерческого расчета как новый метод хозяйствования при децентрализации ТНК и получении их подразделениями определенной хозяйственно-экономической самостоятельности. Отношения в рамках внутрифирменного расчета строятся на основе условно-расчетных (трансфертных) цен, отражая потребность в минимизации издержек на всех промежуточных стадиях производства конечного продукта. Коммерческий и внутрифирменный расчет тесно связаны и часто пользуются одними и теми же рычагами воздействия, как-то постановка целей и их реализация, а также установление цен на продукцию. Внутрифирменный расчет осуществляется в рамках единой собственности компании, в то время как коммерческий расчет предполагает наличие отношений с различными собственниками. Поэтому цены в коммерческом расчете отражают реальные процессы и значения, а во внутрифирменном расчете они основаны на единой политике и стратегии ТНК и далеко не всегда являются отражением средних мировых цен. Качественно новой чертой внутрифирменного расчета стало распространение его принципов на внешнеэкономическую деятельности ТНК, когда внутрикорпоративные поставки между различными странами утрачивают коммерческий характер (хотя и учитываются как импортно-экспортные поставки в таможенном учете).

45. Цены и механизм ценообразования в системе экономических методов управления

Сущность менеджмента

Менеджмент – это самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности, направленной на достижение в рыночных условиях намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов и методов экономического механизма менеджмента. Сущность менеджмента в рыночных условиях – ориентация на спрос и потребности рынка, на запросы конкретных потребителей, постоянное стремление к повышению эффективности производства, обеспечения оптимальных результатов при минимизации издержек, хозяйственная самостоятельность, обеспечивающая свободу принятия решения. Менеджмент характеризует управление в социально-экономической сфере. Менеджмент- это самостоятельный вид профессиональной деятельности, так как менеджер независим от собственности на капитал фирмы, где он работает, а является работником по найму. Основная цель менеджмента – достижение организацией своих целей.

Менеджмент (управление) - воздействие одного лица или группы лиц (менеджеров) на другие лица для побуждения действий, соответствующих достижению поставленных целей при принятии на себя менеджерами ответственности за результативность воздействия. Управление включает три аспекта: институциональный аспект, функциональный аспект, инструментальный аспект. Цели и ограничения выполняют следующие основные задачи в управлении: сопоставление существующего состояния с желаемым; руководящие требования к действиям; критерии принятия решений ; инструменты контроля.

Содержание понятия «менеджмент»

Менеджмент – это самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности, направленной на достижение в рыночных условиях намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов и методов экономического механизма менеджмента. Содержание понятия «менеджмент» - наука и практика мышления, организация управления фирмой, процесс принятия управленческих решений. Три подхода:

1. Процесс (непрерывное согласованное управление, последовательное с механизмом обратной связи) 2. Системный подход (взаимозависимость факторов в организации) 3. Ситуационный подход Школы:

1. Административного управления (Тейлор – «Принципы научного управления» 1911 год. Появление менеджмента как специальности. 2. Классическая школа управления (Файоль, 14 принципов менеджмента). Управлять – предвидеть, организовывать, распоряжаться. Фирма как закрытая система. 3. Школа человеческих отношений, Маслоу – рациональное управление человеческими ресурсами, через мотивацию и пирамиду потребностей. 4. Концепция адаптации 5. Концепция глобальной стратегии Менеджмент – управление социально-экономическими процессами, работа по найму, ориентировка на оптимальное достижение целей организации через принятие и реализацию эффективных управленческих решений.

Менеджмент как наука и практика управления

Прежде чем менеджмент выделился в самостоятельную область знаний, человечество тысячелетия накапливало опыт управления: Первобытный строй – старейшина общины; Управление всегда возникает там, где люди работают группами. НО: управление древности отличалось от современного управления организацией, так как - управленческая деятельность не выделялась в самостоятельную область; - управление было основано на приказе; - очень часто управление осуществлялось одним человеком или малочисленной группой людей.

Школы:

1.Административного управления (Тейлор – «Принципы научного управления» 1911 год. Появление менеджмента как специальности. 2. Классическая школа управления (Файоль, 14 принципов менеджмента). Управлять – предвидеть, организовывать, распоряжаться, согласовывать, контролировать. Фирма как закрытая система. 3. Школа человеческих отношений, Маслоу – рациональное управление человеческими ресурсами, через мотивацию и пирамиду потребностей, первичных и вторичных. 4. Концепция адаптации – комбинация наиболее выгодных на данный момент курсов с учетом внешней среды 5. Концепция глобальной стратегии

Цели и задачи менеджмента

Главная цель менеджмента – постановка и обеспечение реализации целей организации. Задача менеджера объективно оценить условия рынка, на котором работает организация, определить незанятые или перспективные сегменты и направления деятельности организации, проанализировать скрытые возможности и преимущества своей фирмы, сравнить их с преимуществами других компаний. В деятельности любого предприятия следует выделить цели и ограничения. Они выполняют следующие основные задачи в управлении: - сопоставление существующего состояния с желаемым; - руководящие требования к действиям; - критерии принятия решений; - инструменты контроля.

Наши рекомендации