Политика и цели в области качества
Политика в области качества это один из стратегических документов организации. В этом документе определяются основные принципы работы и развития ее системы управления в области качества. Как правило, политика в области качества представляет собой декларативный документ. Однако, каждая декларация, заявленная в политике, должна «раскладываться» на конкретные цели, планы и действия по реализации указанных деклараций. Отсюда появляется и прямая связь политики в области качества с целями в области качества.
Цели в области качества - это документ в котором организация устанавливает каких результатов в области качества она хочет достигнуть. Цели в области качества должны быть направлены на реализацию деклараций политики, но в отличие от политики, цели имеют конкретные показатели, которые можно измерить и достигнуть в ограниченные периоды времени.
Политику и цели в области качества представляют отдельными документами. Можно цели в области качества включать в состав политики, но в этом случае политика в области качества будет иметь две части – открытую и закрытую. Открытая часть - это декларации, а закрытая часть – это конкретные и измеримые цели организации.
Если организация решает включить политику в области качества в руководство по качеству, то руководство по качеству может включать декларацию о политике в области качества и цели в части качества. Фактические задачи в области качества для системой способствует повышению результативности и продуктивности организации в достижении своих целей". В этом контексте СМК включает в себя множество взаимосвязанных процессов. Процессы, необходимые для СМК, включают в себя не только процессы по выпуску продукции (те, что производят непосредственный вклад в изготовление продукции или предоставление услуги), но также многочисленные процессы по управлению, контролю и измерению, такие как управление ресурсами, передача сообщений, внутреннее аудитирование, анализы со стороны руководства и другие процессы. Процессы, входящие в СМК сгруппированы по разделам 4-8 ISO 9001:2008 и ISO 9004:2010.
Индивидуальные процессы встречаются редко. Выход одного процесса обычно является входом другого процесса, как показано на рисунке 5.
Рисунок - Цепочка взаимосвязанных процессов
Взаимодействие между процессами в организациях часто может быть комплексным, образующим рабочую сеть взаимосвязанных процессов. Например, приведена рабочая сеть процессов. Эта модель сети процессов иллюстрирует, что потребители играют значительную роль как в определении, так и в постановке требований. Обратная связь на удовлетворенность или неудовлетворенность выходов процессов необходима для постоянного улучшения процессов СМК.
Отметим, что цикл PDCA может быть применен как к каждому отдельному процессу, так и в целом ко всей рабочей сети процессов. Некоторые важные процессы СМК могут не иметь непосредственного взаимодействия с внешним потребителем. Например, Процесс "F" на рисунке 6 может выступать как внутренний аудит, анализ со стороны руководства, техническое обслуживание или процесс обучения.
г) помощь сотрудникам в осознании их роли внутри организации, предоставляя им таким образом повышенное чувство цели и важности их работы;
д) обеспечение взаимопонимания между сотрудниками и руководством;
е) обеспечение основы для ожиданий от выполнения работы;
ж) изложение способов выполнения задач для соответствия установленным требованиям;
з) обеспечение объективного доказательства о выполнении установленных требований;
и) обеспечение четких и эффективных рамок деятельности;
к) обеспечение основы для подготовки новых сотрудников
и периодической переподготовки штатного персонала;
л) обеспечение основы для порядка и равновесия внутри организации;
м) обеспечение согласованности в действиях, основанных на документированных процессах;
н) обеспечение основы для постоянного улучшения;
о) обеспечение доверия заказчика, основанного на документированных системах;
п) демонстрация заинтересованным сторонам возможностей внутри организации;
р) обеспечение четких рамок требований для поставщиков;
с) обеспечение основы для проверки СМК;
т) обеспечение основы для оценки эффективности и неизменной пригодности СМК.