Организация и поставщики взаимозависимы и их взаимовыгодные взаимоотношения увеличивают их способность создавать ценности
Ключевые преимущества:
1. Возросшая возможность создавать ценности для обеих сторон.
2. Гибкость и быстрота согласованных совместных откликов на изменения рынка.
3. Оптимизация затрат и ресурсов.
4. Применение принципа "взаимовыгодные отношения с поставщиками" обычно проявляется в следующих действиях:
5. Идентификация и выбор ключевых поставщиков.
6. Установление взаимоотношений, уравновешивающих краткосрочные выгоды с долгосрочными соображениями.
7. Объединение знаний и ресурсов основных партнеров.
8. Установление ясных и открытых контактов.
9. Разработка совместных действий по улучшению.
10. Инспирирование, поощрение и признание улучшений и достижений.
ОБУЧЕНИЕ ПО КАЧЕСТВУ
Предпосылки и основные принципы обучения
Существует ряд дисциплин, относящихся к качеству и являющихся краеугольным камнем в современной конкуренции качества. Их можно назвать дисциплинами качества. Они включают концепции, средства, методы повышения качества и т.д. Ниже перечисляются большинство из дисциплин качества.
Разработка продукции: рассмотрение проекта; корректировка ошибок; анализ причин и последствий отказов (FMEA); анализ диагностического дерева отказов; квантификация надежности, ремонтопригодности, готовности и безопасности; анализ данных по Вейбуллу; моделирование эксперимента; установление допустимых отклонений.
Отношения с поставщиками: обследование поставщиков; требования к качеству; планирование качества; наблюдение за поставщиками; входной контроль; проверка решений; банки данных о поставщиках; оценка поставщиков.
Производство: планирование (подготовка) производства; возможности процессов; допуски для производственных процессов; статистические контрольные карты; корректировка ошибок; моделирование экспериментов; компьютерный контроль; саморегулирование; самоконтроль; устранение нарушений.
Контроль и испытания: планирование контроля; точность контроля; классификация характеристик; классификация дефектов; воспроизводимость измерений; сенсорные испытания; калибровочные системы.
Эксплуатация: рекламационные процедуры; анализ данных эксплуатации; профилактическое техническое обслуживание.
Совершенствование качества: сравнение случайных и хронических проблем; принцип Парето; концепция проекта; диагностика; дефекты, контролируемые администрацией; дефекты, контролируемые рабочими; кружки качества.
Широкое управление функцией качества: принципы и цели по качеству; затраты на качество; планирование в рамках компании; организация работ; координация; мотивация; подбор и обучение персонала; качество и общество.
Основные концепции для изучения в подразделениях управления:
1. пригодность к использованию;
2. функции качества;
3. параметры качества;
4. требования к качеству продукции и стандартизация;
5. планирование качества;
6. контроль качества;
7. обеспечение качества;
8. совершенствование качества;
9. опора на законы природы;
10. подход, основанный на фактах;
11. квантификация.
Планирование программы обучения
Общепринятый подход — создать рабочую группу на широкой основе, в которую войдут по несколько менеджеров из основных отделов компании (разработка, производство, маркетинг), из обслуживающих отделов (финансовый, инженерно-технический), из отдела обучения и менеджер по качеству.
На достаточно высоком уровне образуется “команда”, планирующая программу обучения. Она первая прослушивает тридцатичасовой курс, охватывающий темы менеджмента, статистики и технологии. В начале курса президент компании объявляет, что цель курсов — дать знания высшему руководству, помочь им решить, какие элементы обучения подойдут для их отделов. В конце курса каждого из менеджеров просят подготовить рекомендации по обучению качеству.
“Команда” обычно излагает программу обучения в общих чертах. Затем требуется более детальное планирование, которое выполняется либо центральным отделом обучения, либо децентрализованно различными организационными единицами компании: отделениями, функциональными подразделениями, офисами, заводами.
Необходим ли единый план для всей компании? По-разному. Некоторые крупные компании разрешили каждому отделу разрабатывать свой собственный план и свои методы при координации действий объединенными “штабами”. Более мелкие компании имеют тенденцию планировать деятельность на корпоративной основе с участием отделов (или отдельных заводов).
Пример планирования программы обучения качеству в “Теннесси Истмен компани”. Подход включал следующие этапы:
1. Определение цели. В результате дискуссий составили список, содержащий девять возможных целей. Одна из них звучала так: “Добиться, чтобы руководство каждого уровня осознало свою ответственность за качество”. Для программы обучения были выбраны несколько отделов разработки и контроля. Администрация наметила вовлечь в обучение всех членов задействованных отделов от рабочих до их начальников.
2. Выявление вариантов, с помощью которых можно достичь поставленных целей. Используя метод “мозговой атаки”, выработали множество вариантов, список которых сократился затем до семи:
а) создать в компании систему, позволяющую разработать, оценить и сертифицировать программы контроля качества;
б) составить письменные планы по качеству для каждого продукта;
в) потребовать создания позиционных руководств, включающих распределение обязанностей по качеству;
г) обучать ответственности за обеспечение качества;
д) иметь стандартные административные процедуры, предписывающие обязательства за качество;
е) установить усовершенствованную связь между различными группами;
ж) иметь центральную организационную единицу по качеству, отвечающую за координацию разработки программы качества и распространение знаний.
3. Анализ вариантов. Перечисленные семь вариантов сравнивались с помощью пяти критериев, каждому из которых приписывался определенный вес:
Критерий | Вес |
Вероятность внедрения | |
Завершенность | |
Гибкость формата | |
Достигнутые уровни управления | |
Вероятность снижения издержек в следствии внутренних и внешних отказов |
Каждый из вариантов предварительно оценивался в очках, которые затем умножались на вес каждого критерия. Полученные весовые баллы складывались, и сумма показывала набранные очки каждым вариантом. Наибольшее количество очков набрал вариант “обучать ответственности за качество”.
4. Проектирование действующей программы. Были выработаны требования, согласно которым курсы должны:
а) вести к осознанию ответственности за качество;
б) полностью охватывать потребности обучаемых в знаниях о качестве;
в) иметь возможность для модификации, чтобы при необходимости удовлетворять специфические потребности;
г) проектироваться в зависимости от аудитории;
д) проводиться только для тех, кто действительно нуждается в знаниях;
е) иметь содержание, ограниченное рамками конкретных потребностей;
ж) разрабатываться таким образом, чтобы можно было составить учебный план в соответствии с индивидуальными потребностями;
з) быть пригодными для частных лиц или малых групп по мере необходимости и в случайное время;
и) иметь максимальную продолжительность не более двух часов;
к) обладать портативностью и использоваться вблизи рабочей зоны;
л) немного опережать потребности в знаниях;
м) предусматривать предварительное и последующее тестирование;
н) предусматривать контроль за стоимостью разработки;
о) рассматриваться с точки зрения качества, точности терминологии, достижения поставленных целей.
В целях определения потребностей в курсах был проведен опрос персонала. Форма опроса включала 40 потенциальных курсов и 13 различных категорий работ. Курсы охватывали управление, технологию качества, обеспечение качества, функционирование и статистические методы. В результате выявилась необходимость в подготовке 16 новых курсов.
5. Выполнение решения. Рабочая группа решила, что в компании будут разработаны 16 курсов. Для разработки каждого из них был выделен эксперт из сотрудников компании, а управляющий комитет рассмотрел план, проекты учебных материалов, их окончательный текст и подборку слайдов. Чтобы проследить стоимость разработки каждого курса, были составлены тарифные коды и подсчитывались расходы.
6. Оценка результатов. Для каждого из курсов степень овладения знаниями оценивалась с помощью вступительных и выпускных тестов.