Вопрос. Место и роль управленческого решения в управлении.
Деятельность любого руководителя связана с выполнением управленческих функций, которые реализуются в форме распоряжений, инструкций, приказов, заседаний, утверждения плана стратегии развития предприятия и др. В конечном итоге эта деятельность связана с поиском, выработкой и принятием решений.
Процесс принятия решений отражает реальные проблемы, отношения и связи, сложившиеся в организации, а непрерывная последовательность выработки решений характеризует постоянный процесс управления. Более того, изучение только процесса поиска, выработки и реализации решений дает возможность оценить содержательную сторону управления, так как сущность управления раскрывается в умении принятия решений. Поэтому решения играют важную роль в системе управления.
Рассмотрим место решений в системе менеджмента. Система управления (СУ) подразделяется на две подсистемы: управляющая иуправляемая (рис. 1).
Управляющая подсистема представляет собой субъект (в лице одного человека или группы людей), который разрабатывает и принимает решения в области финансов, кадров, информации, материалов, оборудования и др.
Управляемая подсистема представляет собой объект (в лице одного человека или группы людей), который реализует принятые решения.
Управляющая подсистема воздействует на управляемую подсистему путем выработки, принятия и реализации решения. Субъект управляющей подсистемы регистрирует состояние объекта управления, наблюдает за внутренней и внешней средой. В случае отклонения или изменения ситуации в СУ, а также во внешней среде из управляемой подсистемы поступает сигнал в управляющую подсистему о необходимости принятия решения. Причиной этого может быть появление новых конкурентов на рынке, невыполнение плана или намеченных задач, появление юридических законов, которые будут ограничивать деятельность предприятия.
Например, консалтинговая компания не предоставила проект заказчику к определенному сроку. Раннее фирма всегда выполняла заказы вовремя и, следовательно, находилась в системе равновесия. Не выполнив заказ в срок, СУ отклонилась и вышла из равновесия. Реакция субъекта управления (менеджера консалтинговой компании) на полученную информацию о наличии проблемной ситуации вынуждает его привести систему в равновесие. Управляющая подсистема будет заниматься выявлением причины невыполнения плана, вырабатывать решения с учетом возможностей предприятия и состояния внешней и внутренней среды.
Результатом преобразования сложившейся ситуации является принятие решения субъектом управляющей подсистемы, которое будет передано в виде информационного потока объекту управляемой подсистемы.
Процесс управления состоит из бесконечной цепочки выработки и реализации решений. Поэтому принятие решений является основой любой управленческой деятельности.
По своей сути решения являются связующим звеном между управляющей и управляемой подсистемами. Если в организации не принимаются никакие решения, то СУ не может функционировать. Это обстоятельство подчеркивает определяющую роль управленческого решения в системе управления.
39 вопрос Инновации: необходимость, сущность, виды, этапы, противоречия, технологии управления.
В первую очередь инновации вызываются внутренними причинами, обусловленными функционированием самой организации. Известно, что активную целеполагающую деятельность человека определяют потребности. В связи с этим в организации непрерывно возникают противоречия в виде неудовлетворенных потребностей, которые делают невозможным сохранение систем в неизменном состоянии. Во-вторых, необходимость в инновациях определяется внешними причинами, связанными с необходимостью удовлетворять потребности потребителей товаров и услуг, производимых в организации.
Только находясь в режиме постоянного обновления — технологического, организационного, экономического — организация может выжить, укрепить свои позиции. Так что менеджеры должны исходить из признания того факта, что изменения неизбежны и это, пожалуй, единственное, что остается постоянным в управлении. Нововведения — главный фактор преуспевания любой организации. Классификация инноваций означает распределение инноваций на конкретные группы по определенным признакам. Построение классификационной схемы инноваций начинается с определения классификационных признаков. Классификационный признак представляет собой отличительное свойство данной группы инноваций, ее главную особенность.Реактивные инновации обеспечивают способность фирмы вести борьбу на рынке, ее выживание, проявляются в виде реакции на новые преобразования, осуществляемые конкурентом, или на иные сигналы, поступающие из внешней среды.Стратегические инновации — это нововведения, внедрение которых носит упреждающий характер с целью получения решающих конкурентных преимуществ в перспективе.Таким образом, согласно целевому классификационному признаку, инновации бывают:
- кризисные (реактивные);
- стратегические.
По уровню новизны и характеру осуществляемых изменений инновации подразделяются на радикальные в совершенствующие. Инновационный процесс охватывает цикл от возникновения идеи до ее практической реализации. Это процесс создания, распространения и использования новшества. Его структура определяется внутренней предметной логикой инновационной деятельности. Как правило, инновационный процесс проходит следующие стадии:
1) возникновение предпосылок нововведения ;
2) создание новшества;
3) распределение его среди пользователей, использование новшества;
4) распространение методов получения новшества (тиражирование технологии);
5) широкое его создание для насыщения потребности в нем.