Вопрос Контроль как функция управления: сущность, виды, этапы, принципы, методы.
Контроль— это форма проявления целенаправленного воздействия субъекта управления на коллективы людей, предусматривающая наблюдение за их деятельностью для выявления отклонений от установленных норм и правил, требований в процессе реализации планов. Таким образом, контроль представляет собой систему наблюдения и проверки в процессе любой деятельности для выявления отклонений от планов, затрудняющих достижение поставленной цели. Цель контроля — обеспечение эффективного осуществления всех функций менеджмента. Окончательная цель контроля состоит в том, чтобы обслуживать различные планы и цели менеджмента. Резюмируя, можно сказать, что управленческий контроль выполняет следующие функции:- оперативную;- упорядочивающую;- превентивную;- коммуникативную;- информативную;- защитную.Контроль — это исключительно важная функция управления, так как только она обеспечивает обратную связьв системе управления, информационные потоки в нем направлены от объекта к субъекту. Остальные функции являются прямой связью с объектом управления. Управленческий контроль в современных условиях хозяйствования целесообразно представить как систему, состоящую из элементов входа, элементов выхода и совокупности следующих взаимосвязанных звеньев: центры ответственности, техника контроля, процедуры контроля, среда контроля, система учета. Контроль является информационной системой, включающей сбор, обработку, хранение и передачу контрольной информации. Посредством информации контроль связан с другими системами и подсистемами. Эта связь характеризуется информацией, создаваемой внутри системы контроля, которую он получает от других систем и которую он посылает в окружающую среду. Виды, этапы и методы контроля Система контроля в организации должна предусматривать осуществление различных методов контрольной деятельности. Контроль можно классифицировать по следующим признакам. 1. Предварительный контроль. Осуществляется до фактического начала работ. Основным средством осуществления предварительного контроля является регламентация определенных правил, процедур и линий поведения. Начинается предварительный контроль с функции планирования, с момента установления стандартов результатов. 2. Текущий контрольосуществляется в ходе проведения работ. 3. Заключительный контрольосуществляется после выполнения работы. Это контроль итогов, его цели - формирование мотивационных вознаграждений, корректировка поведения руководителя, принимаемых решений, а также формирование планов на будущее на основе анализа полученных результатов. Его можно считать третьим этапом процесса контроля. Функция контроля не является конечным пунктом всего процесса управления организацией. На практике такого конечного пункта не существует вообще, так как каждая управленческая функция движима другой.
Принципы в тетради
28 вопрос .Система менеджмента качеством: российская и зарубежная практика.
Система менеджмента качества (СМК) — совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для общего руководства качеством. Она предназначена для постоянного улучшения деятельности, для повышения конкурентоспособности организации на отечественном и мировом рынках, определяет конкурентоспособность любой организации.[1]. Она является частью системы менеджмента организации.
Современные СМК базируются на принципах TQM. Различные части системы менеджмента организации могут быть интегрированы вместе с системой менеджмента качества в единуюсистему менеджмента
Широко применяется сертификация СМК по ИСО 9000. Сертификация СМК основана на проведении независимых аудитов третьей стороной (органом по сертификации).
Системы менеджмента качества приводятся в движение требованиями потребителя организации. Потребителям необходима продукция (услуга), характеристики которой удовлетворяли бы их потребности и ожидания. Потребности и ожидания потребителей постоянно изменяются, из-за чего организации испытывают давление, создаваемое конкурентной средой (рынком) и техническим прогрессом. Для поддержания постоянной удовлетворенности потребителя организации должны постоянно совершенствовать свою продукцию и свои процессы. СМК организации, как один из инструментов менеджмента, дает уверенность высшему руководству самой организации и ее потребителям, что организация способна поставлять продукцию, полностью соответствующую требованиям (необходимого качества, в необходимом количестве за установленный период времени, затратив на это установленные ресурсы). Этот инструмент менеджмента действует строго в рамках так называемого железного треугольника проекта.
СМК основана на восьми принципах менеджмента качества: