Вопрос Контроль как функция управления: сущность, виды, этапы, принципы, методы.

Контроль— это форма проявления целенаправленного воздействия субъекта управления на коллективы людей, предус­матривающая наблюдение за их деятельностью для выявления отклонений от установленных норм и правил, требований в про­цессе реализации планов. Таким образом, контроль представ­ляет собой систему наблюдения и проверки в процессе любой деятельности для выявления отклонений от планов, затрудня­ющих достижение поставленной цели. Цель контроля — обеспечение эффектив­ного осуществления всех функций менеджмента. Окончатель­ная цель контроля состоит в том, чтобы обслуживать различ­ные планы и цели менеджмента. Резюмируя, можно сказать, что управленческий контроль выполняет следующие функции:- оперативную;- упорядочивающую;- превентивную;- коммуникативную;- информативную;- защитную.Контроль — это исключительно важная функция управле­ния, так как только она обеспечивает обратную связьв системе управления, информационные потоки в нем направлены от объекта к субъекту. Остальные функции являются прямой свя­зью с объектом управления. Управленческий контроль в совре­менных условиях хозяйствования целесообразно представить как систему, состоящую из элементов входа, элементов выхода и совокупнос­ти следующих взаимосвязанных звеньев: центры ответственно­сти, техника контроля, процедуры контроля, среда контроля, сис­тема учета. Контроль является информационной системой, вклю­чающей сбор, обработку, хранение и передачу контрольной ин­формации. Посредством информации контроль связан с други­ми системами и подсистемами. Эта связь характеризуется ин­формацией, создаваемой внутри системы контроля, которую он получает от других систем и которую он посылает в окружаю­щую среду. Виды, этапы и методы контроля Система контроля в организации должна предусматривать осуществление различных методов контрольной деятельности. Контроль можно классифицировать по следующим признакам. 1. Предварительный контроль. Осуществляется до фак­тического начала работ. Основным средством осуществления предварительного контроля является регламентация определен­ных правил, процедур и линий поведения. Начинается предварительный контроль с функции планиро­вания, с момента установления стандартов результатов. 2. Текущий контрольосуществляется в ходе проведения работ. 3. Заключительный контрольосуществляется после выпол­нения работы. Это контроль итогов, его цели - формирование мотивационных вознаграждений, корректировка поведения руководи­теля, принимаемых решений, а также формирование планов на бу­дущее на основе анализа полученных результатов. Его можно счи­тать третьим этапом процесса контроля. Функция контроля не является конечным пунктом всего про­цесса управления организацией. На практике такого конечного пункта не существует вообще, так как каждая управленческая функция движима другой.

Принципы в тетради
28 вопрос .Система менеджмента качеством: российская и зарубежная практика.

Система менеджмента качества (СМК) — совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для общего руководства качеством. Она предназначена для постоянного улучшения деятельности, для повышения конкурентоспособности организации на отечественном и мировом рынках, определяет конкурентоспособность любой организации.[1]. Она является частью системы менеджмента организации.

Современные СМК базируются на принципах TQM. Различные части системы менеджмента организации могут быть интегрированы вместе с системой менеджмента качества в единуюсистему менеджмента

, использующую общие элементы. Это повышает результативность планирования, эффективность использования ресурсов, создает синергетический эффект в достижении общих бизнес-целей организации.

Широко применяется сертификация СМК по ИСО 9000. Сертификация СМК основана на проведении независимых аудитов третьей стороной (органом по сертификации).

Системы менеджмента качества приводятся в движение требованиями потребителя организации. Потребителям необходима продукция (услуга), характеристики которой удовлетворяли бы их потребности и ожидания. Потребности и ожидания потребителей постоянно изменяются, из-за чего организации испытывают давление, создаваемое конкурентной средой (рынком) и техническим прогрессом. Для поддержания постоянной удовлетворенности потребителя организации должны постоянно совершенствовать свою продукцию и свои процессы. СМК организации, как один из инструментов менеджмента, дает уверенность высшему руководству самой организации и ее потребителям, что организация способна поставлять продукцию, полностью соответствующую требованиям (необходимого качества, в необходимом количестве за установленный период времени, затратив на это установленные ресурсы). Этот инструмент менеджмента действует строго в рамках так называемого железного треугольника проекта.

СМК основана на восьми принципах менеджмента качества:

Наши рекомендации