Вопрос . Стратегический менеджмент - практика новой управленческой парадигмы
Стратегия - это установленный на достаточно длительный период совокупности норм, ориентиров, направлений, сфер, способов и правил деятельности, обеспечивающих рост и высокую конкурентную способность организации, укрепляющих позиции на рынке, повышающих способность к выживанию в конкретной ситуации. в той или иной форме присуща любой системе управления, хотя и будет отличаться спецификой в зависимости от ее типа — портфельная, или корпоративная; конкурентная, или бизнес-стратегия; функциональная. Выделяются соответственно и три уровня стратегических решений: коррпоративные (портфельные) решения касаются деятельности предприятия в целом. Основной целью портфельной стратегия является выбор тех подразделений, в которые следует направлять инвестиции. конкурентные решения распространяются на хозяйственные подразделения предприятия. Цель их — обеспечить бизнес-план, показать, как предприятие будет конкурировать на конкретном товарном рынке, кому и по каким ценам будет продаваться продукция. Функциональные решенияпринимаются в интересах отделов и служб предприятия. Это стратегии производства, маркетинга, финансов, персонала, инноваций и т. д. Их цель — рациональное распределение ресурсов отдела, а также поиск эффективного поведения в рамках заданной функции. Исходным пунктом формирования стратегии предприятия является прежде всего осознание его руководством невозможности сохранить и укрепить позиции фирмы, действующей в условиях перенасыщенного рынка, опираясь только на традиционную политику. Основной акцент при разработке стратегии фирмы делается на анализе конкретных сегментов рынка для оценки благоприятного проникновения в намеченные сферы, их использование для укрепления позиций, а также конкурентоспособности. Итогом процедуры разработки стратегии организации явля-ется предварительный проект развития на перспективу. Он, как правило, включает выбор конкретных сфер рынка, на деятельность в которых должна быть направлена фирма; определение источника и количества используемых ресурсов; выбор способов, отраслей и направлений последующей деятельности, а также вида производственного продукта. Стратегический выбор включает формирование и оценку альтернативных направлений развития предприятия. Принимается наиболее предпочтительный вариант. Есть специальные методы прогнозирования и оценки будущих ситуаций на базе сценариев развития и портфельного анализа. Сегодня область применения стратегического менеджмента чрезвычайно многогранна. Он дает огромные преимущества организациям, функционирующим в различных сферах жизнедеятельности современного общества. Эти преимущества заключаются в рациональном использовании ограниченных ресурсов и главным образом времени. Кроме того, стратегический менеджмент рождает чувство уверенности у персонала организации и менеджеров, способствует последовательной разработке и реализации управленческих решений, ориентирует на устойчивое развитие в условиях рынка.
22 вопрос Управленческое понимание организации как функции. Термин «организация»означает «придаю стройный вид, устраиваю». Организация — обеспечивающая функция управления, направленная на создание необходимых условий для достижения целей. Особенность функции организации состоит в том, что она обеспечивает взаимосвязь и эффективность взаимодействия всех остальных функций. Это процесс соединения всех ресурсов для достижения поставленных целей.Организация как функция управления обеспечивает упорядочение всех сторон деятельности управляемой системы на всех ее иерархических уровнях.Функция организации состоит в установлении постоянных и временных взаимоотношений между всеми подразделениями организации, определении порядка и условий ее функционирования, то есть в формировании управленческих отношений.Цели функции организации:- во-первых, обеспечение перехода из имеющегося состояния объекта в желаемое;- во-вторых, определение способов, с помощью которых можно перевести с наименьшими затратами и в минимальные сроки имеющиеся в действительности показатели в планируемое состояние.Задачи функции организации: 1. Упорядочение всех сторон деятельности управляемой системы на всех ее иерархических уровнях.2. Разделение на части и делегирование выполнения общей управленческой задачи путем распределения ответственности и полномочий, а также установления взаимосвязей между различными видами работ.3. Обеспечение финансами, сырьем, помещением, информацией, материалами, трудовыми ресурсами, т. е. создание реальных условий для достижения целей.4. Быстрая реакция на изменения факторов внешней среды. Критерием эффективности функции организации является достижение цели. Принципы осуществления функции организации:1) неразрывная связь с целями предприятия, определяемыми в ходе планирования;2) делегирование полномочий;3) координация различных видов деятельности, порученных каждой группе, посредством установления рабочих взаимоотношений, включая четкое определение того, кто осуществляет руководство;4) использование эффективных норм управляемости; Для выполнения функций организации в ней следует выделить управленческие процедуры:1. Построение организационной структуры: выделение подразделений, определение их состава, задач, функций.2. Осуществление процедуры отбора кадров.3. Установление соподчиненностей и взаимосвязей. 4. Осуществление оперативного управления текущей деятельностью.5. Определение отношения к работе: с помощью организационно-распорядительных методов создать условия для осуществления процессов, не зависящих от индивидуальных качеств людей, а вытекающих из требований системы управления.6. Обеспечение всех работников необходимой информацией посредством создания эффективных коммуникаций.7. Формирование процесса подготовки, принятия, реализации и контроля управленческих решений.
23 вопрос . Категории ОСУ: звено, ступень, связи, полномочия, делегирование, норма управляемости. Под структурой организациипонимается состав и соотношение входящих в него подсистем, выделяемых по критериям производственных и управленческих процессов. Каждая организация, независимо от ее размера, базируется на формально и точно определенных взаимоотношениях между ее членами, что представляет собой организационную структуру управления (ОСУ).Структура управления должна обеспечить надежное функционирование системы в целом. Структуру управления обычно характеризуют с помощью таких понятий, как сложность, уровни формализации и централизации, механизмы координации.Звено управления— это обособленное подразделение со строго очерченными функциями. В качестве звена управления может выступать отдельное подразделение, выполняющее часть функций управления, всю функцию или совокупность функций управления. Ступень управления— это совокупность звеньев, находящихся на определенном уровне иерархии управления. Отношения между звеньями управления поддерживаются благодаря связям, которые подразделяются на горизонтальные и вертикальные.Горизонтальные связиносят характер согласования и являются, как правило, одноуровневыми. Их основное предназначение — способствовать наиболее эффективному взаимодействию подразделений компании.Вертикальные связи— разноуровневое расположение звеньев управления по общности их функций — представляет собой соподчиненность звеньев управления снизу доверху.Делегирование полномочийДелегирование означает передачу задач иполномочий сверху вниз лицу или группе, которые принимают на себя ответственность за их выполнение. Делегирование — акт, превращающий человека в руководителя.Цели делегирования: 1. Разгрузить вышестоящих руководителей, освободить их от текущей рутинной работы и создать наилучшие условия для решения стратегических и перспективных задач управления-2. Повысить дееспособность нижестоящих звеньев.3. Активизировать «человеческий фактор», как можно больше вовлечь и заинтересовать работников.Полномочие- это организационно закрепленное ограниченное право использовать ресурсы организации и направлять усилия ее работников на выполнение определенных задач. Полномочия являются именно ограниченным правом, так как имеют пределы, определяемые правилами, должностными инструкциями.Полномочия бывают следующих типов:- линейные полномочия - это полномочия, передаваемые непосредственно от начальника к подчиненному и далее другому подчиненному, делегирование линейных полномочий создает иерархию уровней управления организации, называемую цепью команд.- штабные полномочия - это право советовать или помогать руководителям, наделенным линейными полномочиями, а также штабному персоналу.-дивизиональные полномочия предполагают предоставление руководителям структурных подразделений оперативно-производственной или сбытовой самостоятельности с перенесением на этот уровень ответственности за получение прибыли.-проектные полномочия отличаются тем, что их принимают руководители временных целевых структур, в которых происходит их наложение на постоянную ОСУ, в результате чего возникают проблемы двойного подчинения, что порождает борьбу за власть.-сетевые полномочия формируются при перенесении рыночных отношений внутрь организации.