Теория управления: проблемы становления и развития.
Усложнение управления общественным производством приводит к монопольному захвату его ключевых функций закрытой «статусной группой», имеющей свою идеологию и систему ценностей. Происходит тотальная бюрократизация управленческого аппарата, бюрократия превращается в господствующий элемент социальной структуры. Социологический анализ бюрократии как социального явления наиболее основательно представлен в работах М. Вебера.
Хронологически подлинная история менеджмента начинается с движения, во главе которого стояла группа передовых западных инженеров конца XIX — начала XX вв. К ним относят Ф. Тейлора (тейлоризм), А. Файоля, Г. Эмерсона и др. В центре их внимания стояли вопросы повышения производительности труда и улаживания социальных отношений на предприятии. Со временем менеджмент стал сферой большой политики. Начиная с известных хоторнских экспериментов, заложивших методологические основы доктрины «человеческих отношений», он переориентировался на социально-психологическую проблематику. Теоретический фундамент современного менеджмента заложен трудами А. Маслоу, Э. Мэйо, П. Дракера, которые послужили исходной точкой для практических разработок в области «гуманизации труда» и новых форм организации управления, стали основой специальной управленческой функции, называющейся «управление персоналом», или, более широко, «управление человеческими ресурсами», что во многом тождественно понятию «социальный менеджмент».
ТейлорФредерик Уинслоу (1856-1915) — основоположник школы научного менеджмента, автор книг «Цеховой менеджмент» (1903), «Принципы и методы научного менеджмента» (1911).
ФайольАнри (1841-1925) — французский исследователь проблем государственного управления, общественных учреждений и системы образования, создатель теории администрации, автор книги «Общая и промышленная администрация» (1923).
ЭмерсонГаррингтон (1853-1931) — американский исследователь менеджмента, автор книг «Производительность как основание для управления и оплаты труда» (1900), «Двенадцать принципов производительности» (1912).
Маслоу Абрахам (1908-1970) — американский психолог, один из лидеров гуманистической психологии, создатель иерархической теории потребностей. Мэйо Элтон (1880-1949) — американский социолог и психолог, один из основоположников индустриальной социологии, создатель доктрины «человеческих отношений» и социальной философии менеджмента.
ДракерПитер (1909) — американский экономист, социолог, специалист в области проблем управления, ведущий теоретик так называемой эмпирической школы, представляющей собой синтез школы «научного менеджмента» с доктриной «человеческих отношений».
ГэлбрейтДжон Кеннет (1908) — американский экономист, социальный мыслитель, дипломат, литератор. Основные работы были переведены на русский язык: «Новое индустриальное общество» (М., 1969), «Экономические теории и цели общества» (М., 1979).
В 1941 г. Дж. Бэрнхейм написал книгу «Менеджерская революция», где как основную провел идею о том, что в современных условиях класс капиталистов практически вытеснен классом управляющих. По существу эта мысль во многом совпадает с мыслями М. Вебера, но с той лишь разницей, что вместо бюрократии господствующей силой провозглашаются менеджеры — такой же социальный класс, как бюрократия или буржуазия. Собственность, полагает Бэрнхейм, — это не просто капитал или овеществленный труд, а прежде всего контроль. Если нет контроля, то нет и собственности, а контроль в настоящее время находится в руках менеджеров.
Мысль об особой роли управляющих в корпорации и миссии менеджмента в обществе высказал в своей книге «Концепции корпорации» (1946) ведущий теоретик менеджмента П. Дракер, который говорил в связи с этим о настоящем «менеджмент-буме», когда идея менеджерской революции охватила сферу не только научного, но и обыденного сознания. В 1963 г. П. Сорокин заявил о трансформации капиталистического класса в менеджерский, а Т. Парсонс — о переходе контроля над производством, принадлежащего семьям собственников корпораций, к управленческому и техническому персоналу. Апофеозом «менеджмент-бума» явился известный бестселлер Дж. Гэлбрейта «Новое индустриальное общество», основной пафос которого состоял в утверждении, что профессиональный менеджмент в больших корпорациях, вооруженный современной техникой, становится непобедимой силой, с которой не могут сравниться ни акционеры, ни правительство.
4 вопрос Типология управления. Характеристика категорий «управление» и «менеджмент». Управление - это всеобъемлющая категория. Характеризуя окружающий мир исследователи выделяют 3 компонента - неживую природу, живую природу и человеческое общество. Это позволяет дать классификацию процессов управления по его основным классам: - процессы управления в неживой природе (в технических системах) называют управлением вещами, что является областью изучения преимущественно технических наук; - процессы управления в живых организмах относятся к управлению биологическими системами и являются предметом изучения естественных наук; - процессы управления в обществе (в социальных системах) называют управлением людьми, или социальным управлением, что относится преимущественно к области социальных наук.
Социальное управление вычленяется из имеющихся трех классов управления и подразделяемся на основных 2 подкласса: управление индивидуальной деятельностью и управление коллективной деятельностью, и на три вида; - административно-государственное управление - управление социально-культурной сферой - управление производственной сферой
Классификация видов социального управления соответствует классификации основных сфер организации общества: политическая, культурная, экономическая, Таким образом, объектам изучения в социальном управлении выступают социальные системы, а предметом – система управления ими.
Управление — более широкое понятие, чем менеджмент. Во-первых, они различаются по объекту управления. Объекты социального управления в человеческой истории многообразны — это племена, войска, государства. Объектом социального управления в менеджменте является организация, производящая товара или услуги в конкурентной рыночной среде. Во-вторых, менеджмент и управление различаются в исторической аспекте. Социальное управление является атрибутом всех человеческих цивилизаций, поскольку появилось в связи с разделением и кооперацией труда. В-третьих, менеджмент — это научный этап и управлении.
Менеджмент — это теория и практика управления организацией (фирмой, предприятием) в условиях конкурентной рыночной среды. Следовательно, объектом менеджмента является не отрасль, не регион, а первичная социальная организаций, производящая товары и услуги (фирма, учреждение, институт, предприятие, орган власти), и поведение человека в ней. Менеджмент трактуется, как многозначимый термин, которым обозначаются разные социальные явления: 1.Социальный и экономический институт.2. Совокупность лиц, занятых управленческим трудом в организации. 3. Профессия. 4.Научная дисциплина. Таким образом, менеджмент — это интеграционный процесс, с помощью которого профессионально подготовленные управленцы создают предприятия и управляют ими путем постановки целей и разработки способов их достижения. Конечной целью менеджмента является обеспечение прибыльности и конкурентоспособности предприятия. Важнейшая задача менеджмента— создать условия для производства товаров и услуг с учетом интересов потребителей.