Понятия «руководство» и «лидерство», их отличия. Типы лидеров.
Лидерство – способность влиять на группы людей с целью побуждения к какой-либо деятельности (деятельность может иметь личные или организационные цели).
Руководство - это организационная функция менеджмента, которая заключается в управлении людьми, обеспечивающими эффективность предприятия. Термин «руководство» имеет два значения: это менеджеры и это деятельность менеджеров по управлению.
Основные различия руководстваи лидерства:
· Руководство имеет место в системе формальных (или официальных) отношений, а лидерство - порождение системы неформальных (неофициальных) отношений.
· Руководство имеет социальную по своей сущности природу, а лидерство – психологическую.
· Лидер может быть руководителем и тогда это формальное лидерство, а может им и не являться и иметь неформальную основу, то есть такой человек будет неформальным лидером.
· Руководитель может быть лидером, а может и не быть и тогда эффективность управления снижается.
· Руководитель определяет как, какими способами нужно достигать поставленные, как правило, другими людьми цели, организует и направляют работу подчиненных в соответствии с планами, занимая при этом пассивную позицию. Свое взаимодействие с окружающими он строит на основе четкой регламентации прав и обязанностей, старается не выходить за их рамки, стремится к определенному порядку и дисциплине. В противоположность этому – лидер реализует функции, ожидаемые коллективом и самостоятельно определяет его цели.
· Лидер не управляет, не командует, а ведет за собой остальных, а те выступают по отношению к нему не подчиненными, а последователями. Руководителю люди обязаны подчиняться, за что и получают вознаграждение или наказание. В отличие от руководителя, лидер не контролирует окружающих, а строит отношения с ними на основе доверия.
Выделяют три основных стиля руководства:
§ авторитарный (директивный, автократический);
§ демократический (коллегиальный);
§ формальный (либеральный, анархический).
1. Авторитарный стиль – “ожидаю вклада и инициативы со стороны подчиненных”.
Менеджеры, которые пользуются этим стилем, склонны давать четкие инструкции, добиваться определенной инициативы от подчиненных и постоянно контролировать их действия.
Преимущества стиля:
§ эффективность и своевременность;
§ понятно, кто является ответственным;
§ можно осуществлять полномочия власти без запугивания;
§ развивает людей, у которых недостаточно опыта;
§ дает больше гарантий принятия правильного решения.
Этот стиль подходит:
§ когда работник приобретает опыт и компетенцию;
§ когда работник в определенной мере понимает свою работу;
§ когда работника необходимо направлять и содействовать ему.
Демократический стиль –“ Давайте всё решать вместе!”
Менеджеры с таким стилем поощряют работников к участию в решении производственных вопросов, а также к развитию их способностей.
Преимущества:
§ способствует привлечению к решению производственных вопросов;
§ есть возможность для профессионального роста работников;
§ поддерживает определенное время чувство удовлетворения у людей.
Этот стиль подходит:
§ когда работник ознакомлен с заданием;
§ когда работник высоко компетентен;
§ когда работник и руководитель разделяют идеи и решения.
Формальный –“Коллега – партнер или тот, кто делегирует”.
Преимущества:
§ стимулирует профессиональный рост и приобретение опыта;
§ поддерживает длительное время производительность труда;
§ положительно воспринимается опытными работниками;
§ максимально стимулирует творческие усилия.
Этот стиль подходит:
§ когда работник способен взять ответственность за реализацию и принятие решения на себя;
§ если у работника есть интерес и желание принимать и выполнять решения.
26) Организационная структура управления, ее основные элементы. Преимущества и недостатки организационных структур управления.
Организационная структура управления – это совокупность управленчиских звеньев между которыми существует система вз. звеньев обеспеч. выполн. необх. функций управл. для достиж. целей организации.
В структуре управления выдел. след. элементы :
1. Звенья(отделы)
2. Уровень управл.
Все структуры управл. можно разделить на 2 группы :
1.Механистические(бюрократические )-характр. большой сложностью , высокой степенью формализации , органич. инф. сетью, низким уровнем участия всего управленч. персонала в принятии решений .
2.Органические (адаптивные) для них характерного , небольш. число управл. уровней , правил и инструкций , большая самост. в принятии решений на низовых уровнях , широкая информ. сеть и налич. неформальных коммуникаций .
К механич. структурам относят:
1. Линейная структура управл.- данная структура характерезуется тем, что во главе каждого управ. подраздел. находится руковод. наделеный всеми полномочиями и осущ. единалич. руководство подчинеными ему работниками, все функции управл. сосредот. в руках одного руковод.
+ единство и четкость распорядительства;согласов. действ. исполн.;простота; оперативность в принятии решений ; Преимущества данной структуры:
· Простое построение
· Гибкость
· Динамичность
· Концентрация внимания на конкретном рынке с конкретным ассортиментом товаров и услуг.
· Однозначное ограничение задач, компетенции, ответственности.
Недостатки данной структуры:
· Затруднительные связи между инстанциями
· Руководитель несет за все ответственность
· Концентрация власти в управляющей верхушке
· Сильная загрузка средних уровней управления
· По мере роста возникает кризис руководства
- высокая нагрузка на руковод. ; концентрация власти в руках 1-2 чел.
2.Функциональная – данная структура предполог., что каждое звено управл. специализ. на выполн. отд. видов управленч. деят. (функций) при этом руковод. функциональные подразд. отданойраспоряж. подчин. только в пределах своей компетенции
+ деловая и профис. специал. улутш. координ. функ. обл.
- наруш. принцип единонач;больш. нагр. на исполн ; сииж. ответств. за выполн. заданий
Преимущества данной организационной структуры:
· Централизованный контроль за
достижением результатов стратегии
· Эффективность управления для
организаций, действующих в одной сфере
бизнеса
· Возможность достижения эффекта
масштаба на функциональных
разграничений
· Уменьшение дублирования работ
· Высокая компетентность специалистов, отвечающих за выполнение конкретных функций
Недостатки данной организационной структуры:
· Сложность координации подразделений
· Излишняя специализация и узость
управленческого мышления
· Вероятность конкуренции и конфликтов
между подразделениями
· Делегирование основной
ответственности за эффективность главе
исполнительной власти.
· Длительная процедура принятия решений
3.Линейно-функциональная – в данном случа линейным руковод. в разраб. конкр. вопросов и подготовке соотв. решений помогают руковод. функц. подразд.
+ высокая комппит. специалистов ; исключ. дублир. функций ; освобожд. руковод. высшего звена от решения от текущ. проблем
- длит. процедур прин. реш. ; возмож. возник. конфликтов между структурными подразд. . В то же время выявились и существенные недостатки, среди которых в первую очередь отмечают следующие: невосприимчивость к изменениям, особенно под воздействием научно-технического и технологического прогресса; закостенелость системы отношений между звеньями и работниками аппарата управления, обязанными строго следовать правилам и процедурам; медленную передачу и переработку информации из-за множества согласований (как по вертикали, так и по горизонтали); замедление прогресса управленческих решений.
4.Дивизиональная – даннная структура предполагает ,деление организ. на отдельные отделы (филиалы) по 3-м признакам:
1. По продуктам
2. По гр. потреб.
3. По географ. регионам
эти отделы (филиалы) действ. как самост. оргаизации и подчин. только центральному органу управл.
+ высокая гибкость; четкое распродел. ответств. ; повыш. самост. менеджеров.
- дублир. деят. ; слабые связи с головным предпр. Основные плюсы данной системы управления:
· Обеспечивает обоснованный
способ формирования портфеля
· Делает стратегический анализ со
стороны высших руководителей более
эффективным и более объективным
· Способствует направлению ресурсов в
сферы деятельности, которые обладают
наилучшими перспективами роста
Основные минусы данной системы управления:
· Обеспечивает обоснованный
способ формирования портфеля
· Делает стратегический анализ со
стороны высших руководителей более
эффективным и более объективным
· Способствует направлению ресурсов в
сферы деятельности, которые обладают
наилучшими перспективами роста
К органич. структурам относят:
1.Прэктная – это временная организация в состав которой входит: высоквалиф. специалисты , различ. областей которая созд. для решеия конкретной задачи или достиж. конкр. цели, после достиж . результатов данная структура распадается.
2.Матричная – является достаточно сложной.
27) Лидерство с точки зрения личных качеств человека.
Лидерство – способность влиять на группы людей с целью побуждения к какой-либо деятельности (деятельность может иметь личные или организационные цели).
Лидер – член группы, за которым все остальные признают право принимать решения в важных для группы ситуациях. Основные функции лидера – организация совместной деятельности и регулирование межличностных отношений.
Лидер- это эффективно осуществляющий формальное и неформальное руководство.
Формальное лидерство – это процесс влияния на людей с позиции занимаемой должности и власти, а неформальное лидерство – это процесс влияния через авторитет способностей, умений и других качеств.
Отличие лидера от менеджера - у менеджера подчиненные, а у лидера последователь.