Основные этапы создания системы менеджмента качества
1. Проведение обучения персонала принципам стандартов ISO серии 9000.
Наши специалисты проведут Презентацию для руководителей и специалистов Вашей Компании, посвященную основным положениям серии стандартов ISO 9000, наиболее успешным практикам и методикам разработки и внедрения СМК, проведут обучение основным принципам стандартов серии ISO 9000 руководителей и специалистов Вашей Организации.
2. Проведение диагностической оценки существующих процессов системы управления качеством.
Диагностическая оценка проводится с целью получения объективной информации об организации работы в Вашей Компании, выявлении слабых сторон процессов, возможности повышения эффективности работы Компании.
Проведение оценки и диагностики состоит из следующих этапов:
анализ организационной структуры Компании (обязанности, ответственность, оценка функций и роли каждого работника);
выделение ключевых процессов в Компании (от которых зависит качество конечного продукта или услуги), определение владельцев данных процессов – руководителей подразделений;
анализ полноты и результативности документированных процедур (рабочих инструкций, методик) на эти процессы;
анализ полноты и результативности регистрации данных о качестве выполнения процессов (журналы, отчетные формы, контрольные карты); контроль периодичности отметок в этих формах;
оценка необходимости и достаточности действий по контролю и идентификации процессов и продукции – возможность восстановить весь ход производства выпущенного продукта по его маркировке;
оценка мотивации и заинтересованности персонала Компании.
Результатом оценки рабочих процессов в организации является отчет о проведенной проверке, перечисляющий слабые и сильные стороны процессов, и содержащий рекомендации по улучшению деятельности организации, который передается руководителю компании.
3. Описание основных и вспомогательных процессов, определение организационной структуры, распределение ответственности.
При разработке системы менеджмента качества деятельность компании описывается как совокупность взаимосвязанных процессов, выполняемых различными подразделениями.Процессы жизненного цикла – это, безусловно, основные процессы Системы менеджмента качества. Управление “процессами жизненного цикла” должно обеспечиваться всеми необходимыми для этого ресурсами и на всех уровнях управления, что предполагает определение и организацию управления так называемых обеспечивающих процессов.
Кроме того, развитие и совершенствование процессов СМК (раздел 8 стандарта) требует генерации специального управляющего воздействия, что обеспечивается разработкой обязательных документированных процедур.
В первую очередь определяются и описываются те бизнес-процессы, управление которыми руководство считает наиболее важным для СМК, и выполнение которых связано с достижением поставленных целей в области качества.
Описание бизнес-процессов осуществляется на основе данных, полученных в результате опросов, и документируются в текстовом и графическом видах.
Графическое представление бизнес-процессов позволяет наглядно и просто представить последовательность осуществляемых действий, их взаимосвязь друг с другом и наиболее значимые детали осуществляемой деятельности.
При этом по каждому процессу определяются показатели результативности, которые помогут в будущем определить степень достижения поставленных целей в области качества.
Описание бизнес-процессов определяет этапы осуществления процесса, владельцев процессов, исполнителей, входные и выходные данные, а так же показатели результативности процесса.
Таким образом, выполняемые процессы в рамках жизненного цикла продукции определяют построение организационной структуры Вашей Организации. Выполнение всех процессов для всех элементов организационной структуры документируется. При этом эффективность функционирования системы качества на каждом уровне подтверждается соответствующими данными о качестве. Соответственно, СМК объединит в себе организационную структуру, структуру документации и информационную структуру, а также процессы, влияющие на качество.
4. Разработка документации системы менеджмента качества.
В "стандартный" (обычно - минимально необходимый для сертификации) комплект документов системы менеджмента качества входит:
1. Политика и Цели в области качества;
2. Руководство по качеству;
3. 6 обязательных документированных процедур (управление документацией, управление записями, корректирующие действия; предупреждающие действия, управление несоответствующей продукцией; внутренние аудиты)
4. Карты процессов;
5. Записи по качеству;
6. Положения о подразделениях;
7. Должностные инструкции.
5. Внедрение Системы менеджмента качества
На первом этапе внедрения СМК на предприятии определяются потребности и ожидания собственника, потребителей, и других заинтересованных сторон (партнеров, акционеров, персонала и т.д.). На втором – вырабатывается стратегия и политика в сфере управления качеством. Затем определяются необходимые для реализации стратегии бизнес-процессы, методы и показатели оценки их эффективности с точки зрения качества. Происходит измерение по заданным показателям, проводятся проверки, и, в случае выявленных несоответствий, реализуются мероприятия по их устранению или по повышению показателей эффективности системы управления качеством.
Процесс внедрения СМК включает в себя:
внедрение разработанной документации СМК;
измерение по заданным показателям;
обучение сотрудников;
обучение внутренних аудиторов;
проведение внутренних аудитов;
разработка и проведение корректирующих и предупреждающих действий;
проведение анализа функционирования СМК со стороны руководства.
6. Сертификация Системы менеджмента качества.
Специалисты нашей Компании окажут консультационную помощь при подготовке Организации к прохождению предсертификационного аудита в выбранном органе по сертификации.