Отборочное собеседование: информационная роль
- Личный контакт с кандидатом;
- Возможность получить дополнительную информацию;
- Синтез информации;
- Обмен информацией;
- Поддержка позитивного имиджа организации;
Отборочное собеседование: ритуальная роль
- Кандидат значим;
- Начало совместной работы (если кандидат нам подходит);
Типичные ошибки интервьюера
- Фундаментальная ошибка приписывания (атрибуции) – фундаментальная склонность человека объяснять поведение других людей их личностными характеристиками, а не характеристиками ситуации.
- Эффект ореола (какая-то характеристика кандидата производит настолько сильное впечатление, что затмевает все остальные характеристики), нимба, рогов дьявола;
- Эффект «похож на меня»;
- Эффект контраста (когда интервьюер не делает значимых интервалов между собеседованиями и отличие между кандидатами бросается в глаза);
- Стереотипизация.
Типология отборочных собеседований
- По числу участников:
- Традиционные (один на один). Наиболее комфортно для кандидата;
- Панельные (один кандидат, много интервьюеров). Выявляет стрессоустойчивость при сложной межличностной коммуникации;
- Групповые (одновременно собеседование проходит несколько кандидатов, за ним наблюдает группа интервьюеров). Общие собеседования: групповые задания, дискуссии, мозговые штурмы. Оцениваются лидерские качества, конкуренция между кандидатами.
- По структурированности:
- Традиционные (свободные);
- Структурированные (совершенно определённые типы собеседований).
- По кратности:
- Однократные;
- Серийные (последовательные);
- По атмосфере:
- Традиционные (комфортная манера; кандидат – наш партнёр);
- Стрессовые собеседования («под давлением», «допрос»). Либо ставит в разнообразные ситуации, либо интервью с позиции превосходства, иные стрессовые ситуации.
Этапы отборочного собеседования
· WASP
o Welcome (установление контакта);
o Acquire (запрос информации);
o Supply (предоставление информации о должности, компании);
o Part (завершение контакта).
Структурированные собеседования
Основные характеристики:
· Тщательная подготовка определённых видов вопросов;
· Подготовка интервьюеров на специальных тренингах;
· Обязательные записи в ходе собеседования;
· Оценка – по специальной шкале.
Плюсы структурированного собеседования:
· Более объективная оценка кандидата, попытка уйти от ошибок восприятия;
· Релевантность получаемой информации;
· Возможность адекватного сравнения кандидатов;
· Управление собеседованием – кандидату сложнее увести собеседование в сторону.
Типы структурированного собеседования:
ü Поведенческие (собеседования по компетенциям).
ü Ситуационные (кейс-собеседование);
ü Мультимодальные (комбинируют поведенческие, ситуационные и биографические собеседования).
Поведенческие собеседования
В основе не лежит никакой психологической теории. Основное предположение: «у каждого человека есть хвост», человек будет поступать на новом рабочем месте так, как он поступал в подобных ситуациях раньше.
Принцип «STAR» – «звезда»: интервьюер должен задавать такие вопросы, чтобы кандидат выдал ему «звезду» или «треугольник»,
§ Situation/Task (ST) – те ситуации, в которых он ранее оказывался на работе;
§ Action – те действия, которые он делал или не делал, что он говорил или молчал на работе;
§ Result – последствия его действий и бездействий для его коллег и бизнеса.
Кандидаты способы выдать три типа звёзд:
· Полные;
· Неполные (где отсутствует хотя бы один элемент). Нужно задавать уточняющие вопросы, чтобы «достроить» звезду;
· Ложные. Вроде бы, кандидат ответил, но конкретной информации мы не получили.
o Неясные ответы («я всегда уделяю внимание клиентам, поэтому большинство из них оставались довольными»);
o Личное мнение («мой энтузиазм поддерживал всех остальных сотрудников в это трудное для нас время»);
o Теоретические рассуждения («если бы…», «когда я буду…», «в такой ситуации я бы…»).
Основные проблемы поведенческого собеседования:
· Неприменимо к кандидатам без опыта работы;
· Не учитывает, что кандидат может меняться, приобретать опыт.
Ситуационное собеседование
Основное предположение: намерения (цели) человека являются прямым предварительным показателем его поведения.
Особенности ситуационного собеседования:
§ Разработка ситуаций, с которыми человек может столкнуться на рабочем месте;
§ Оценка ответов на ситуационные вопросы.
(для примера смотри слайды про навыки тайм-менеджмента)
Справки/запросы
Получить информацию, подтверждающую или расширяющую информацию о том, что сказал кандидат: либо от самого кандидата, либо от кого-либо ещё. Бывают письменные запросы или по телефону/личной встречи.
Идут уточняющие вопросы об обязанностях, ответственности. Рекомендуется в конце задать вопрос: «Взяли бы вы его вновь, если бы он рассматривался, как кандидат?»
На западе есть целый скрытый язык HR-специалистов, который, с одной стороны, даёт неплохую характеристику, но между строк даёт установку, что с кандидатом лучше не связываться.