Основные этапы инновационного процесса
Под инновацией подразумевается объект, внедренный в производство и приносящий прибыль. Совокупность научно-технических, технологических, организационных изменений, происходящих в процессе реализации инноваций, можно определить как инновационный процесс. Таким образом, инновационный процесс можно представить как процесс последовательного превращения идеи в товар, проходящий этапы фундаментальных, прикладных исследований, конструкторских разработок, маркетинга, производства, сбыта - процесс коммерциализации технологии. Инновационный процесс может быть рассмотрен с различных позиций и с разной степенью детализации.
Во-первых, как параллельно-последовательное осуществление научно-исследовательской, научно-технической, инновационной, производственной деятельности и маркетинга.
Во-вторых, как временные этапы жизненного цикла нововведения - от возникновения идеи до её разработки и распространения.
В-третьих, как процесс финансирования и инвестирования разработки и распространения нового вида продукта или услуги.
Инновационный процесс связан с созданием, освоением и распространением инноваций. Поэтому инновацию - конечный результат - нужно рассматривать неразрывно с инновационным процессом.
Различают следующие формы инновационного процесса:
1. Простой внутриорганизационный (натуральный) процесс - это создание и использование новшества внутри одной и той же организации (новшество здесь не принимает товарной формы).
2. Простой межорганизационный (товарный) процесс. Здесь новшество выступает как предмет купли-продажи. Это означает отделение функции создателя и производителя новшества от функции его потребителя.
3. Расширенный инновационный процесс - это создание новых производителей нововведения, что дает возможность через взаимную конкуренцию совершенствовать потребительские свойства выпускаемого товара.
Субъекты инновационного процесса:
1. Новаторы - генераторы научно-технических знаний - это индивидуальные изобретатели или исследовательские организации. Они заинтересованы в получении части дохода от использования изобретений.
2. Ранние реципиенты - предприниматели, первыми освоившие новшество. Они стремятся к получению дополнительной прибыли путем скорейшего продвижения новшества на рынок.
3. Раннее большинство - это предприятия, первыми внедрившие новшество в производство, что обеспечивает им дополнительную прибыль.
4. Отстающие - предприятия, запоздавшие с инновациям; они выпускают продукцию, которая уже морально устарела, и теряют прибыль.
Инновационный процесс имеет циклический характер. В общем виде инновационный процесс можно представить так:
ФИ - ПИ - Р - ПР - С - ОС - ПП - М - СБ,
где ФИ - фундаментальные исследования;
ПИ - прикладные исследования;
Р - разработка;
ПР - проектирование;
С - строительство;
ОС - освоение;
ПП - промышленное производство;
М - маркетинг;
СБ - сбыт.
В общем виде инновационный процесс состоит в получении и коммерциализации изобретения, новых технологий, видов продуктов и услуг, решений производственного, финансового, административного или иного характера и других результатов интеллектуальной деятельности.
Зарождение инновационной идеи и возможность использования новых научных результатов происходят на этапе фундаментальных и поисковых исследований и прикладных исследований и разработок.
Процесс создания и освоения новой техники начинается с фундаментальных исследований (ФИ), направленных на получение новых научных знаний и выявление наиболее существенных закономерностей. Цель ФИ - раскрыть новые связи между явлениями, познать закономерности развития природы и общества относительно их конкретного использования. ФИ делятся на теоретические и поисковые. Результаты теоретических исследований проявляются в научных открытиях, обосновании новых понятий и представлений, создании новых теорий.
К поисковым относятся исследования, задачей которых является открытие новых принципов создания идеи и технологий. Завершаются поисковые ФИ обоснованием и экспериментальной проверкой новых методов. Все поисковые ФИ проводятся как в академических учреждениях и вузах, так и в крупных научно-технических организациях промышленности только персоналом высокой научной квалификации.
Следующий этап инновационного процесса - прикладные научно-исследовательские работы (ПИ). Их выполнение связано с высокой вероятностью получения отрицательных результатов. Возникает риск потерь при вложении средств в проведение прикладных научно-исследовательских работ (НИР). Когда инвестиции в инновации имеют рисковый характер, они называются рискоинвестицями.
Этап опытно-конструкторских и проектно-конструкторских работ связан с разработкой нового вида продукции. Он включает: эскизно-техническое проектирование, выпуск рабочей конструкторской документации, изготовление и испытание опытных образцов. Под опытно-конструкторскими работами (ОКР) понимается применение результатов ПИ для создания (или модернизации, усовершенствования) образцов новой техники, материала, технологии. Это завершающая стадия научных исследований, переход от лабораторных условий и экспериментального производства к промышленному производству.
В зависимости от сложности инновационного проекта (разработка и освоение нового вида продукции) задачи, решаемые на предварительном этапе инновационной деятельности, могут быть достаточно разнообразны. В частности, при разработке и освоении крупных инновационных проектов осуществляется системная интеграция результатов НИР, проводимых в разное время другими коллективами, отладка и доработка как отдельных подсистем, так и технологий в целом. Исполнителями работ на предварительном этапе являются творческие коллективы учёных и инженерно-технических работников вузов, университетов, институтов РАН, государственных и научно-технических центров (НТЦ).
Практическая реализация результатов инновационной деятельности осуществляется на рыночном этапе, который включает: внедрение на рынок, расширение рынка, зрелость продукта и спад. На стадии предсерийного производства выполняются опытные, экспериментальные работы. Экспериментальные работы направлены на изготовление, ремонт и обслуживание специального оборудования, необходимого для проведения научных исследований и разработок. Стадии промышленного производства включают два этапа: собственно производство новой продукции и её реализация потребителям. Первый – это непосредственное общественное производство материализованных достижений научно-технических разработок в масштабах, определяемых запросами потребителей. Второй - доведение новой продукции до потребителя. За производством инноваций следует их использование конечным потребителем с параллельным предоставлением услуг, обеспечение безаварийной экономической работы. Уже в начальной стадии процесса руководство предприятия принимает в расчет кривую жизненного цикла изделия, периоды её подъёма и спада, обусловленные воздействием рыночной конкуренции. Инновационный процесс не заканчивается так называемым внедрением, т.е. первым появлением на рынке нового продукта, услуги или доведением до проектной мощности новой технологии. Этот процесс не прерывается и после внедрения, так как по мере распространения новшество совершенствуется, делается более эффективным, приобретает ранее неизвестные потребительские свойства. Это открывает для него новые области применения, рынки, новых потребителей.
Таким образом, этот процесс направлен на создание требуемых рынком продуктов, технологий или услуг и осуществляется в тесном единстве со средою: его направленность, темпы, цели зависят от социально-экономической среды, в которой он функционирует и развивается.