Стадии управления инновационным проектом
Сущность инновационного менеджмента как процесса управления инновациями (новшествами, нововведениями) при их создании, освоении и распространении
До середины ХХ века развитие соответствующих отраслей было объектом изучения отраслевых экономик (промышленности, сельского хозяйства, строительства, транспорта и пр.). Однако, по мере усложнения происходящих научно-технических и организационно-информативных изменений в обществе и производстве нововведения стали объектом изучения особой науки - инновационного менеджмента.
Инновационный менеджмент - это межотраслевая экономическая дисциплина, изучающая процесс создания, освоения и распространения нововведений различной природы и сложности как части единого системного цикла: “научные исследования - техника и технология - производство - сбыт - обслуживание - инвестиции”.
Ее объектом является, прежде всего, не производственная, а научная и инженерная деятельность.
Стэндфордским научно-исследовательским институтом предложена следующая классификация отдельных стадий (фаз) создания и коммерциализации новшеств:
o фаза открытия – период, предшествующий изобретению; это стадия научных исследований;
o фаза творчества - период между открытием и изобретением; это стадия прикладных исследований;
o фаза воплощения – период между изобретением и началом разработок в широких масштабах;
o фаза разработки – время, необходимое для разработки; это стадия проведения опытно конструкторских работ;
o циклы технологических нововведений в конкретных областях;
o деловые циклы – циклы принятия нововведения потребителем.
Данная классификация совершенно отчетливо подтверждает, что новшество, внедренное в практику, преломленное через систему научных действий, приобретает статус инновации.
Функции менеджера в сфере инновационной деятельности
Инновационный менеджмент предполагает выполнение менеджером следующих функций:
1) прогнозирование возможных направлений внедрения инноваций в рамках предполагаемой стратегии развития производства. Оценка научно-практической значимости предлагаемых нововведений;
2) предварительная оценка выбора возможных вариантов инноваций на основе стоимостных оценок исходя из нормативных сроков их внедрения;
3) планирование внедрения системы инноваций для получения нового качественного состояния объекта, где они должны внедряться;
4) переквалификация, подбор и расстановка кадров для каждого нового ИП или его части;
5) организация внедрения системы ИП, определение порядка внедрения ИП;
6) учет состояния, порядка внедрения, механизма расходования финансовых средств и т.д. по каждому ИП;
7) контроль внедрения утвержденных ИП;
8) стимулирование активности участников внедрения ИП;
9) регулирование процесса нормативного внедрения инноваций для конкретного объекта;
10) координация процессов финансового обеспечения процедур внедрения ИП;
11) анализ организационного, программного, информационного, финансово – экономического состояния внедренных ИП с целью достижения выбранной стратегии развития объекта.
Главной задачей менеджера является разрешение противоречий между наукой и производством. Наука ориентирована на постоянное обновление знаний, а производство, сбыт - стремятся к стабильности и устойчивости.
Инновационный менеджмент относится к числу конкретно-экономических дисциплин. Его предметом хотя и не является какая-либо отрасль, но применительно к конкретной отрасли менеджер должен учитывать ее специфические особенности.
Литература
1. Крутик А.Б., Муравьев А.И. Антикризисный менеджмент. – СПб, 2011 – 432 с.: ил, (Серия «Теория и практика менеджмента»).
2. К.П. Янковский. Введение в инновационное предпринимательство. – СПб.: Питер, 2004. - 189 с.: ил. – (Серия «Учебное пособие»).
3. Инновационный менеджмент: Учеб. пособие / Под ред. В.М. Аньшина, А.А. Дагаева. – М.: Дело, 2013.- 528 с.
4. Аньшин В.М. Инновации и рынок: стратегия, управление, эффективность. М.: ВНТИцентр, 2002.
5. Аньшин В.М. Инновационная стратегия фирмы. М.: РЭА им. Г.В. Плеханова, 2005.
План практических занятий
1. Классификация групп инноваций, проявляющаяся в различных отраслях экономики.
2. Особенности организации менеджмента по внедрению ИП в различных отраслях экономики.
3. Ориентировочная очередность внедрения инноваций по глубине вносимых изменений в отраслях народного хозяйства
Литература:
1. Крутик А.Б., Муравьев А.И. Антикризисный менеджмент. – СПб, 2011 – 432 с.: ил, (Серия «Теория и практика менеджмента»).
2. К.П. Янковский. Введение в инновационное предпринимательство. – СПб.: Питер, 2004. - 189 с.: ил. – (Серия «Учебное пособие»).
3. Инновационный менеджмент: Учеб. пособие / Под ред. В.М. Аньшина, А.А. Дагаева. – М.: Дело, 2013.- 528 с.
4. Аньшин В.М. Инновации и рынок: стратегия, управление, эффективность. М.: ВНТИцентр, 2002.
5. Аньшин В.М. Инновационная стратегия фирмы. М.: РЭА им. Г.В. Плеханова, 2005.
6. Трофилова А.К. Управление инновационным развитием предприятия. – М.: Финансы и статистика», 2013. - 175 с.
Лекции №№ 2-3
План
2.1. Тенденции развития науки.
2.2. Циклы и тенденции развития производства. Сущность, особенности и этапы научно-технического развития.
2.3. Направления научно-технического развития.
2.4. Направления технологического развития.
2.5. Революция в предметах труда.
2.6. Этапы и формы автоматизации производства.
2.7. Электронизация и информатизация производства.
2.8. Сущность, задачи и функции управления развитием.
2.9. Научно-техническая политика и основные черты инновационного менеджмента в условиях регулируемой рыночной экономики.
2.10. Типы инновационных стратегий.
Тенденции развития науки
Наука - это система знаний человечества об объективных законах развития природы и общества и одновременно это - деятельность людей по накоплению, систематизации и использованию полученных знаний.
Основная тенденция развития науки заключается в ее интеграции с прогрессом техники и производства. Различают три стадии этого процесса (интеграции).
1 стадия. В ХVII-XVIII вв. наука отставала от производства. Наука только объясняла природу явлений, которые уже нашли применение в производстве. Наука была неразрывно связана с производством. При этом главными функциями науки были:
а) эмпирическая (сбор, установление, накопление, описание и систематизация фактов);
б) теоретическая (объяснение, обобщение и прогнозирование тенденций и закономерностей).
2 стадия. Наука начинает догонять производство, решая задачи параллельно с их реализацией на практике. Происходит отделение науки от производственного труда. Изобретательство становится особым (специализированным) видом деятельности.
3 стадия. На современном этапе не наука опирается на производство, а производство на науку. Хотя производство по-прежнему и даже в гораздо большей степени доставляет науке как задачи, подлежащие решению, так и средства научного труда, однако наука при этом опережает производство, прогнозирует и определяет его преобразования. Наряду с эмпирической и теоретической функциями получают развитие функции поиска и обоснования путей практического использования научных достижений.
Следующей за тенденцией интеграции науки и производства идет тенденция индустриализации науки. Она проявляется в росте фондовооруженности труда ее работников, в автоматизации информационных, вычислительных и проектных работ, в увеличении доли овеществленного труда в затратах на науку.
Третьей тенденцией является углубление разделения научного труда. В конце XIX в. специализировалась, отделилась от учреждений общенаучного профиля прикладная (отраслевая) наука, а затем - опытно-конструкторские и проектные разработки. Это разделение труда привело к резкому росту его производительности, к сокращению срока, отделявшего выдвижение научной идеи от ее реализации, до периода творческой жизни одного поколения (15-30 лет).
Расходы на внедрение научно-технических достижений ныне в 8-10 раз превышают затраты собственно на науку. Страна, расходующая 5% национального дохода на развитие науки, должна затрачивать на обновление производства сумму, равную половине вновь созданной стоимости. Кроме того, усложняются и удорожаются сами исследования. При этом срок их возможного использования в производстве резко сокращается, потому что сокращаются сроки морального износа новой техники и пересмотра научных концепций. Наука перестала быть даровым ресурсом. Она превратилась в неограниченный, но дорогостоящий ресурс.
Это требует перехода от экстенсивного (за счет создания новых научных учреждений, роста численности персонала, вовлечения ресурсов из других отраслей) к интенсивному развитию науки.
4 тенденция. Это сближение наук о природе (естествознание) и об обществе через их связующее звено - науку о технике в широком смысле, включая ее организацию (технологию). Именно на стыке этих наук происходят наиболее важные открытия.
Развитие науки осуществляется в двух основных формах: эволюционной и революционной.
Эволюция в науке - это накопление в течение многих лет новых фактов и знаний в рамках прежних теорий, научных принципов и представлений.
Революция в науке - это коренная ломка и перестройка ранее установившихся воззрений в данной области науки, пересмотр ее фундаментальных положений, законов и принципов в результате накопления новых экспериментальных данных, открытия новых явлений, создания новой системы понятий и появление новых теоретических выводов, которые противоречат прежним.
Революция в предметах труда
Переворот в предметах труда связан с их конструированием, то есть переходом от использования естественных свойств природных материалов к созданию предметов труда применительно к требованиям проектируемых систем. Единственным критерием и здесь становится максимум эффективности затрат на единицу полезного результата, достигаемого на основе повышения качественных характеристик материалов (устойчивость к износу, технологичность в обработке, коррозионная и радиационная стойкость и др.).
К основным направлениям развития предметов труда относятся:
1) Повышение качества естественных материалов на основе черных и цветных металлов, а также тугоплавких соединений путем применения специальных покрытий, методов обработки, добавок, использования особо чистых и стандартных по своим свойствам материалов.
2) Создание и широкое применение синтетических материалов с заранее заданными свойствами - пластмассы, заменяющие дефицитные природные материалы и имеющие лучшие эксплуатационные свойства, качество и долговечность изделий (в частности, полупроводники для микроэлектроники, синтетические волокна, смолы и каучуки).
3) Создание и широкое использование композиционных, а также аморфных и микрокристаллических материалов, обладающих уникальным сочетанием механических, антикоррозионных и других свойств. В частности, созданы двигатели внутреннего сгорания и газовые турбины из керамики, которая обладает высокой прочностью, стабильностью при повышенных температурах, низкой плотностью и высокой коррозионной стойкостью.
Экономическая оценка основных свойств материалов в современных условиях необходима при прогнозировании и планировании в инновационном менеджменте.
Литература
1. Зинов В.Г. Управление интеллектуальной собственностью: Учебн. пособие. – М.: Дело, 2009. – 512 с.
2. Контуры инновационного развития мировой экономики. М.: Наука. 2010.
3. Естественный капитализм: грядущая промышленная революция / Поль Хокен, Эймори Ловинс, Хантер, Ловинс. – М.: Наука, 2002. 459 с.
4. Государственная экономическая политика США: современные тенденции / Ин-т США и Канады. – М.: Наука, 2012. – 348 с.
5. Мильнер Б.З. Управление знаниями. – М.: Инфра – М, 2009. – XIY, 178 с.
6. Инновационный менеджмент в России: вопросы стратегического управления и научно-технической безопасности/ Руководители авторского коллектива В.Д. Макаров, А.Е. Варшавский. М.: Наука, 2008. – 880 с.
7. Инновационная экономика. 2-е изд., исправленное и дополненное./ Под ред. А.А. Дынкина, Н.И. Ивановой. М.: Наука, 2009.-352 с.
План практических занятий
1. Стадии и тенденции развития науки.
2. Современное положение с внедрением научно-технических достижений в России.
3. Циклы и тенденции развития производства, сущность, особенности и этапы научно-технического развития.
4. Особенности развития научно - технического комплекса в рамках наступающей третьей научно-технической революции.
5. Направления технологического развития и их использование для развития российской экономики.
6. Революция в предметах труда.
7. Этапы и формы автоматизации производства.
8. Электронизация и информатизация производства.
9. Сущность, задачи и функции управления развитием.
10. Научно-техническая политика и основные черты инновационного менеджмента в условиях регулируемой рыночной экономики.
Литература
1. Зинов В.Г. Управление интеллектуальной собственностью: Учебн. пособие. – М.: Дело, 2009. – 512 с.
2. Контуры инновационного развития мировой экономики. М.: Наука. 2010.
3. Естественный капитализм: грядущая промышленная революция / Поль Хокен, Эймори Ловинс, Хантер, Ловинс. – М.: Наука, 2002. 459 с.
4. Государственная экономическая политика США: современные тенденции / Ин-т США и Канады. – М.: Наука, 2012. – 348 с.
5. Мильнер Б.З. Управление знаниями. – М.: Инфра – М, 2009. – XIY, 178 с.
6. Инновационный менеджмент в России: вопросы стратегического управления и научно-технической безопасности/ Руководители авторского коллектива В.Д. Макаров, А.Е. Варшавский. М.: Наука, 2008. – 880 с.
7. Инновационная экономика. 2-е изд., исправленное и дополненное./ Под ред. А.А. Дынкина, Н.И. Ивановой. М.: Наука, 2009.-352 с.
Лекции №№ 4-5
План
3.1. Cодержание инновационного процесса.
3.2. Жизненный цикл нововведений и стадии (фазы) инновационного процесса.
3.3. Фундаментальные исследования.
3.4. Прикладные исследования.
3.5. Технико-экономические разработки.
3.6. Первичное (пионерное) освоение нововведений.
3.7. Распространение нововведений.
3.8. Эффективное использование и устаревание нововведения.
3.9. Научно-производственный цикл.
3.10. Экономическое, экологическое и социальное устаревание нововведений.
3.11. Оценка использования времени в процессе “исследование - производство”.
3.12. Оценка рациональности структуры научно-производственного цикла.
3.13. Пути сокращения длительности научно-производственного цикла.
Содержание инновационного процесса
Инновационная деятельность - это процесс, направленный на разработку и на реализацию результатов законченных научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности, а также связанные с этим дополнительные научные исследования и разработки [1].
Системные качества инновационного процесса: он должен быть непрерывным, обеспечивать улучшение ранее существовавших характеристик, параметров продукта или технологии, иметь коммерческую направленность, построен на интеллектуальной собственности, обладать свойствами новизны, в которых заинтересованы потребители этого процесса.
Протекание инновационного процесса детерминировано инновационной инфраструктурой, которая включает в себя:
- соответствующую нормативно-правовую и законодательную базу;
- сформировавшийся рынок научно-технической продукции;
- сеть организаций, осуществляющих коммерциализацию и капитализацию научных разработок;
- консультативные центры;
- информационно-посреднические организации (службы);
- организации, осуществляющие экспортно-импортные операции по нововведениям;
- сеть организаций, осуществляющих инженерные, аудиторские, управленческие, координационные и иные платные услуги;
- научные и практические кадры, готовые к восприятию нововведений.
Алгоритм инновационного процесса, одобренный Правительством Российской Федерации (Постановление Правительства Российской Федерации от 24 июля 1998 г. № 832), имеет следующий вид:
· нововведения;
· инновационная деятельность;
· государственная инновационная политика;
· инновационный потенциал;
· инновационная инфраструктура;
· инновационные программы.
Литература
1. Балабанов И.Т. Инновационный менеджмент. Спб.: Питер, 2010., с.200.
2. К.П. Янковский. Введение в инновационное предпринимательство. – СПб.: Питер, 2009. - 189 с.: ил. – (Серия «Учебное пособие»).
3. 2. Оголева Л.Н., Радковский В.М., Чернецова Е.В., Введение в инновационный менеджмент: Учебное пособие. М.: ФА, 1995.
4. Инновационный менеджмент: Учеб. пособие / Под ред. В.М. Аньшина, А.А. Дагаева. – М.: Дело, 2013.- 528 с.
5. Инновационный менеджмент: Учебник / Под ред. проф. В.А. Швандора, проф. В.Я. Горфинкеля. – М.: Вузовский учебник, 2009. – 382 с.
6. Крутик А.Б., Муравьев А.И. Антикризисный менеджмент. – СПб, 2011 – 432 с.: ил, (Серия «Теория и практика менеджмента»).
План практических занятий
1. Нормативно-правовая база инновационного процесса.
2. Сущность инновационного процесса.
3.Исследовательский аппарат инновационной деятельности (структура инновационного процесса, алгоритм инновационного процесса).
4. Фазы и основные этапы жизненного цикла инновационного процесса для продукта, организации, собственно инновационного процесса.
5. Исходный методологический прием анализа «инновационных систем».
6. Иерархия факторов в системе фундаментальных исследований.
7. Иерархия факторов в системе прикладных исследований.
8. Содержание технико-экономических разработок.
9. Механизм первичных (пионерных) освоений нововведений.
10. Условия распространения нововведений.
11. Эффективное использование и устаревание нововведения.
12. Научно-производственный цикл.
15. Экономическое, экологическое и социальное устаревание нововведений.
16. Оценка использования времени в процессе “исследование - производство”.
17. Оценка рациональности структуры научно-производственного цикла.
18. Пути сокращения длительности научно-производственного цикла.
Литература
1. Балабанов И.Т. Инновационный менеджмент. Спб.: Питер, 2010., с.200.
2. К.П. Янковский. Введение в инновационное предпринимательство. – СПб.: Питер, 2009. - 189 с.: ил. – (Серия «Учебное пособие»).
3. 2. Оголева Л.Н., Радковский В.М., Чернецова Е.В., Введение в инновационный менеджмент: Учебное пособие. М.: ФА, 1995.
4. Инновационный менеджмент: Учеб. пособие / Под ред. В.М. Аньшина, А.А. Дагаева. – М.: Дело, 2013.- 528 с.
5. Инновационный менеджмент: Учебник / Под ред. проф. В.А. Швандора, проф. В.Я. Горфинкеля. – М.: Вузовский учебник, 2009. – 382 с.
6. Крутик А.Б., Муравьев А.И. Антикризисный менеджмент. – СПб, 2011 – 432 с.: ил, (Серия «Теория и практика менеджмента»).
Лекция № 6
План
4.1. Инновационно - технологическая деятельность как объект инновационного менеджмента.
4.2. Понятие, цель и задачи системы инновационного менеджмента.
4.3. Национальная система государственного регулирования инновационной деятельности.
4.4. Механизмы государственного регулирования инновационной деятельности.
Литература
1. Балабанов И.Т. Инновационный менеджмент. Спб.: Питер, 2010., с.200.
2. К.П. Янковский. Введение в инновационное предпринимательство. – СПб.: Питер, 2009. - 189 с.: ил. – (Серия «Учебное пособие»).
3. Оголева Л.Н., Радковский В.М., Чернецова Е.В., Введение в инновационный менеджмент: Учебное пособие. М.: ФА, 1995.
4. Инновационный менеджмент: Учеб. пособие / Под ред. В.М. Аньшина, А.А. Дагаева. – М.: Дело, 2013.- 528 с.
5. Инновационный менеджмент: Учебник / Под ред. проф. В.А. Швандора, проф. В.Я. Горфинкеля. – М.: Вузовский учебник, 2009. – 382 с.
6. Крутик А.Б., Муравьев А.И. Антикризисный менеджмент. – СПб, 2011 – 432 с.: ил, (Серия «Теория и практика менеджмента»).
7. Инновационный менеджмент: Учебное пособие / Под ред. Л.Н. Оголевой. М.: Инфра-М, 2009, - 238 с. – (Высшее образование).
План практических занятий:
1. Понятия «инновационно - технологическая деятельность» и «инновационно – технологические центры.
2. Элементы системы СИМ и ее основные задачи.
3. Национальна структура регулирования научно-технической деятельностью.
4. Структура органов научно-технической информации в Российской Федерации.
5. Система статистических показателей, характеризующих инновационную деятельность.
6. Основные методы реализации инновационной политики государством
Литература
1. Балабанов И.Т. Инновационный менеджмент. Спб.: Питер, 2010., с.200.
2. К.П. Янковский. Введение в инновационное предпринимательство. – СПб.: Питер, 2009. - 189 с.: ил. – (Серия «Учебное пособие»).
3. 2. Оголева Л.Н., Радковский В.М., Чернецова Е.В., Введение в инновационный менеджмент: Учебное пособие. М.: ФА, 1995.
4. Инновационный менеджмент: Учеб. пособие / Под ред. В.М. Аньшина, А.А. Дагаева. – М.: Дело, 2013.- 528 с.
5. Инновационный менеджмент: Учебник / Под ред. проф. В.А. Швандора, проф. В.Я. Горфинкеля. – М.: Вузовский учебник, 2009. – 382 с.
6. Крутик А.Б., Муравьев А.И. Антикризисный менеджмент. – СПб, 2011 – 432 с.: ил, (Серия «Теория и практика менеджмента»).
7. Инновационный менеджмент: Учебное пособие / Под ред. Л.Н. Оголевой. М.: Инфра-М, 2009, - 238 с. – (Высшее образование).
Лекция № 7
План
5.1. Классификация функций инновационного менеджмента и их назначение
5.2. Особенности функций и методов инновационного менеджмента
5.3. Принятие решений в инновационном менеджменте
Литература
1. К.П. Янковский. Введение в инновационное предпринимательство. – СПб.: Питер, 2009. - 189 с.: ил. – (Серия «Учебное пособие»).
2. Оголева Л.Н., Радковский В.М., Чернецова Е.В., Введение в инновационный менеджмент: Учебное пособие. М.: ФА, 2005.
3. Инновационный менеджмент: Учеб. пособие / Под ред. В.М. Аньшина, А.А. Дагаева. – М.: Дело, 2013.- 528 с.
4. Инновационный менеджмент: Учебник / Под ред. проф. В.А. Швандора, проф. В.Я. Горфинкеля. – М.: Вузовский учебник, 2009. – 382 с.
5. Крутик А.Б., Муравьев А.И. Антикризисный менеджмент. – СПб, 2011 – 432 с.: ил, (Серия «Теория и практика менеджмента»).
План практических занятий
1. Система функций управления инновационной деятельностью.
2. Система стратегических целей фирмы.
3. Система целей в структуре задач оперативного управления производством
4. Классификация целей инновационного менеджмента
5. Функции цикла управления инновационного менеджмента
6. Исполнительские решения в инновационном менеджменте.
7. Структура процесса принятия решений в инновационном менеджменте.
Литература
1. К.П. Янковский. Введение в инновационное предпринимательство. – СПб.: Питер, 2009. - 189 с.: ил. – (Серия «Учебное пособие»).
2. Оголева Л.Н., Радковский В.М., Чернецова Е.В., Введение в инновационный менеджмент: Учебное пособие. М.: ФА, 2005.
3. Инновационный менеджмент: Учеб. пособие / Под ред. В.М. Аньшина, А.А. Дагаева. – М.: Дело, 2013.- 528 с.
4. Инновационный менеджмент: Учебник / Под ред. проф. В.А. Швандора, проф. В.Я. Горфинкеля. – М.: Вузовский учебник, 2009. – 382 с.
5. Крутик А.Б., Муравьев А.И. Антикризисный менеджмент. – СПб, 2011 – 432 с.: ил, (Серия «Теория и практика менеджмента»).
6. Логистика: Учебное пособие / под ред. Б.А. Аникина.- М.: ИНФРА-М, 2007. – 327 с.
Лекция № 8
План
6.1. Классификация инновационных организаций.
6.2. Сущность инновационных организаций, объединенных понятием «парк».
6.3. Особенности и значение малых инновационных фирм.
6.4. Научно-технические организации и их соответствие условиям рынка.
Литература
1. Крутик А.Б., Муравьев А.И. Антикризисный менеджмент. – СПб, 2011 – 432 с.: ил, (Серия «Теория и практика менеджмента»).
2. К.П. Янковский. Введение в инновационное предпринимательство. – СПб.: Питер, 2004. - 189 с.: ил. – (Серия «Учебное пособие»).
3. Медынский В.Г., Скамай Л.Г. Инновационное предпринимательство: Учебное пособие для вузов, М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. С 135-136.
4. Шумпетер Й. Теория экономического развития. М.: Прогресс, 1982.
5. Воронцов В.А., Ивина Л.В. основные понятия и термины венчурного финансирования. М.: СТУПЕНИ, 2012. С 211.
План практических занятий
1. Классификация инновационных организаций.
2. Научные парки – как основа программно-целевого управления развитием инновационной среды.
3. Общие черты формирования научных парков.
4. Технополисы и особенности их создания и развития.
5. Особенности создания и значение малых инновационных фирм.
6. Сущность и специфика венчурного финансирования.
Литература
1. Крутик А.Б., Муравьев А.И. Антикризисный менеджмент. – СПб, 2011 – 432 с.: ил, (Серия «Теория и практика менеджмента»).
2. К.П. Янковский. Введение в инновационное предпринимательство. – СПб.: Питер, 2004. - 189 с.: ил. – (Серия «Учебное пособие»).
3. Медынский В.Г., Скамай Л.Г. Инновационное предпринимательство: Учебное пособие для вузов, М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. С 135-136.
4. Шумпетер Й. Теория экономического развития. М.: Прогресс, 1982.
5. Воронцов В.А., Ивина Л.В. основные понятия и термины венчурного финансирования. М.: СТУПЕНИ, 2012. С 211.
Лекции №№ 9-10
План
7.1. Особенности управления инновационной деятельностью.
7.2. Роль функционального управления в инновационной деятельности.
7.3. Оперативный этап инновационного управления.
7.1. Особенности управления инновационной деятельностью.
Литература
1. Балабанов И.Т. Инновационный менеджмент. Спб.: Питер, 2010., с.200.
2. К.П. Янковский. Введение в инновационное предпринимательство. – СПб.: Питер, 2009. - 189 с.: ил. – (Серия «Учебное пособие»).
3. 2. Оголева Л.Н., Радковский В.М., Чернецова Е.В., Введение в инновационный менеджмент: Учебное пособие. М.: ФА, 1995.
4. Инновационный менеджмент: Учеб. пособие / Под ред. В.М. Аньшина, А.А. Дагаева. – М.: Дело, 2013.- 528 с.
5. Инновационный менеджмент: Учебник / Под ред. проф. В.А. Швандора, проф. В.Я. Горфинкеля. – М.: Вузовский учебник, 2009. – 382 с.
6. Крутик А.Б., Муравьев А.И. Антикризисный менеджмент. – СПб, 2011 – 432 с.: ил, (Серия «Теория и практика менеджмента»).
7. Инновационный менеджмент: Учебное пособие / Под ред. Л.Н. Оголевой. М.: Инфра-М, 2009, - 238 с. – (Высшее образование).
План практических занятий
1. Особенности управления инновационной деятельностью.
2. Функциональные подсистемы инновационной организации.
3. Матрица выбора инновационной стратегии.
4. Общая схема оперативного инновационного менеджмента.
5. Особенности оперативного этапа инновационного управления.
6. Структура издержек в инновационном менеджменте.
Литература
1. Балабанов И.Т. Инновационный менеджмент. Спб.: Питер, 2010., с.200.
2. К.П. Янковский. Введение в инновационное предпринимательство. – СПб.: Питер, 2009. - 189 с.: ил. – (Серия «Учебное пособие»).
3. 2. Оголева Л.Н., Радковский В.М., Чернецова Е.В., Введение в инновационный менеджмент: Учебное пособие. М.: ФА, 1995.
4. Инновационный менеджмент: Учеб. пособие / Под ред. В.М. Аньшина, А.А. Дагаева. – М.: Дело, 2013.- 528 с.
5. Инновационный менеджмент: Учебник / Под ред. проф. В.А. Швандора, проф. В.Я. Горфинкеля. – М.: Вузовский учебник, 2009. – 382 с.
6. Крутик А.Б., Муравьев А.И. Антикризисный менеджмент. – СПб, 2011 – 432 с.: ил, (Серия «Теория и практика менеджмента»).
7. Инновационный менеджмент: Учебное пособие / Под ред. Л.Н. Оголевой. М.: Инфра-М, 2009, - 238 с. – (Высшее образование).
Лекция № 11-12
План
8.1. Типология инновационных стратегий предприятия
8.2. Стратегии групповых производственно-экономических систем
8.3. Стратегический этап инновационного управления
8.4. Менеджмент и инновационные стратегии в сфере туризма и услуг.
Литература
1. Инновационный менеджмент: Учеб. пособие / Под ред. В.М. Аньшина, А.А. Дагаева. – М.: Дело, 2013.- 528 с.
2. Инновационный менеджмент: Учебник / Под ред. проф. В.А. Швандора, проф. В.Я. Горфинкеля. – М.: Вузовский учебник, 2009. – 382 с.
3. Крутик А.Б., Муравьев А.И. Антикризисный менеджмент. – СПб, 2011 – 432 с.: ил, (Серия «Теория и практика менеджмента»).
4. Инновационный менеджмент: Учебное пособие / Под ред. Л.Н. Оголевой. М.: Инфра-М, 2009, - 238 с. – (Высшее образование).
План практических занятий
1. Типология инновационных стратегий предприятия
2. Стратегии групповых производственно-экономических систем, их типология.
3. Стратегический этап инновационного управления.
4. Схема стратегического этапа операционных систем.
5. Матрица инновационных стратегий
6. Менеджмент и инновационные стратегии в промышленности.
Литература
1. Инновационный менеджмент: Учеб. пособие / Под ред. В.М. Аньшина, А.А. Дагаева. – М.: Дело, 2013.- 528 с.
2. Инновационный менеджмент: Учебник / Под ред. проф. В.А. Швандора, проф. В.Я. Горфинкеля. – М.: Вузовский учебник, 2009. – 382 с.
3. Крутик А.Б., Муравьев А.И. Антикризисный менеджмент. – СПб, 2011 – 432 с.: ил, (Серия «Теория и практика менеджмента»).
4. Инновационный менеджмент: Учебное пособие / Под ред. Л.Н. Оголевой. М.: Инфра-М, 2009, - 238 с. – (Высшее образование).
Лекция № 13
План
9.1. Приоритеты научно-технической политики России. Необходимость селективной модели инновационной политики.
9.2. Организация разработки и реализации программ научно-технического развития.
9.3. Типы и классы программ и проектов нововведений.
9.4 Основные правила эффективного решения инновационных задач.
9.5. Этапы формирования и реализации научно-технических программ.
9.6. Программно-целевое планирование инноваций.
9.7. Понятие и основные элементы инновационного проекта.
Литература
1. Трофилова А.К. Управление инновационным развитием предприятия. – М.: Финансы и статистика», 2009. - 175 с.
2. Инновационный менеджмент: Учеб. пособие / Под ред. В.М. Аньшина, А.А. Дагаева. – М.: Дело, 2013.- 528 с.
3. Инновационный менеджмент: Учебник / Под ред. проф. В.А. Швандора, проф. В.Я. Горфинкеля. – М.: Вузовский учебник, 2009. – 382 с.
4. Крутик А.Б., Муравьев А.И. Антикризисный менеджмент. – СПб, 2011 – 432 с.: ил, (Серия «Теория и практика менеджмента»).
5. Инновационный менеджмент: Учебное пособие / Под ред. Л.Н. Оголевой. М.: Инфра-М, 2009, - 238 с. – (Высшее образование).
План практических занятий
1. Особенности научно-технологической политики России.
2. Приоритеты научно-технической политики России. Необходимость селективной модели инновационной политики.
3. Опыт США, Европы, Японии в планировании программ научно-технического развития.
4. Организация разработки и реализации программ научно-технического развития.
5. Типы и классы программ и проектов нововведений.
6. Основные правила эффективного решения инновационных задач.
7. Этапы формирования и реализации научно-технических программ
8. Программно-целевое планирование инноваций.
9. Понятие и основные элементы инновационного проекта. Состав и содержание ТЭО инновационного проекта.
Литература
1. Трофилова А.К. Управление инновационным развитием предприятия. – М.: Финансы и статистика», 2009. - 175 с.
2. Инновационный менеджмент: Учеб. пособие / Под ред. В.М. Аньшина, А.А. Дагаева. – М.: Дело, 2013.- 528 с.
3. Инновационный менеджмент: Учебник / Под ред. проф. В.А. Швандора, проф. В.Я. Горфинкеля. – М.: Вузовский учебник, 2009. – 382 с.
4. Крутик А.Б., Муравьев А.И. Антикризисный менеджмент. – СПб, 2011 – 432 с.: ил, (Серия «Теория и практика менеджмента»).
5. Инновационный менеджмент: Учебное пособие / Под ред. Л.Н. Оголевой. М.: Инфра-М, 2009, - 238 с. – (Высшее образование).
Лекция № 14
План
10.1. Виды конкурентных преимуществ.
10.2. Формирование конкурентных преимуществ
10.3. Особенности процесса управления созданием и удержанием конкурентных преимуществ.
10.4. Методы анализа процессом создания конкурентных преимуществ.
Литература
1. 1.Портер М. Международная конкуренция. / Пер. с англ.; Под ред. В.Д. Щетинина. М.: Международные отношения, 1993.
2. К.П. Янковский. Введение в инновационное предпринимательство. – СПб.: Питер, 2009. - 189 с.: ил. – (Серия «Учебное пособие»).
3. Оголева Л.Н., Радковский В.М., Чернецова Е.В., Введение в инновационный менеджмент: Учебное пособие. М.: ФА, 2005.
4. Инновационный менеджмент: Учеб. пособие / Под ред. В.М. Аньшина, А.А. Дагаева. – М.: Дело, 2013.- 528 с.
5. Инновационный менеджмент: Учебник / Под ред. проф. В.А. Швандора, проф. В.Я. Горфинкеля. – М.: Вузовский учебник, 2009. – 382 с.
6. Крутик А.Б., Муравьев А.И. Антикризисный менеджмент. – СПб, 2011 – 432 с.: ил, (Серия «Теория и практика менеджмента»).
План практических занятий
1. Виды конкурентных преимуществ. Модель конкурентоспособности М. Портера.
2. Формирование конкурентных преимуществ.
3. Особенности процесса управления созданием и удержанием конкурентных преимуществ.
4. Стратегия инновационного развития
5. Схема управления процессом создания конкурентных преимуществ
6. Методы анализа процессом создания конкурентных преимуществ.
7. Этапы ССВУ-анализа (SWOT-анализа).
Литература
1. Портер М. Международная конкуренция. / Пер. с англ.; Под ред. В.Д. Щетинина. М.: Международные отношения, 1993.
2. К.П. Янковский. Введение в инновационное предпринимательство. – СПб.: Питер, 2009. - 189 с.: ил. – (Серия «Учебное пособие»).
3. Оголева Л.Н., Радковский В.М., Чернецова Е.В., Введение в инновационный менеджмент: Учебное пособие. М.: ФА, 2005.
4. Инновационный менеджмент: Учеб. пособие / Под ред. В.М. Аньшина, А.А. Дагаева. – М.: Дело, 2013.- 528 с.
5. Инновационный менеджмент: Учебник / Под ред. проф. В.А. Швандора, проф. В.Я. Горфинкеля. – М.: Вузовский учебник, 2009. – 382 с.
6. Крутик А.Б., Муравьев А.И. Антикризисный менеджмент. – СПб, 2011 – 432 с.: ил, (Серия «Теория и практика менеджмента»).
Тема 11. Прогнозирование и планирование в инновационном менеджменте
Лекция № 15
План
11.1. Задачи и виды прогнозирования развития нововведений.
11.2. Методы прогнозирования нововведений.
11.3. Организация перспективного планирования нововведений.
Литература
1. Инновационный менеджмент: Учебник / Под ред. проф. В.А. Швандора, проф. В.Я. Горфинкеля. – М.: Вузовский учебник, 2009. – 382 с.
2. Инновационный менеджмент: Учеб. пособие / Под ред. В.М. Аньшина, А.А. Дагаева. – М.: Дело, 2013.- 528 с.
План практических занятий
1. Задачи и виды прогнозирования развития нововведений.
2. Классификация прогнозов.
3. Методы прогнозирования нововведений.
4. Виды моделей прогнозирования.
5. Организация перспективного планирования нововведений.
Литература
1. Инновационный менеджмент: Учебник / Под ред. проф. В.А. Шван-дора, проф. В.Я. Горфинкеля. – М.: Вузовский учебник, 2009. – 382 с.
2. Инновационный менеджмент: Учеб. пособие / Под ред. В.М. Аньшина, А.А. Дагаева. – М.: Дело, 2013.- 528 с.
Лекция № 16
План
12.1.Организационно - экономическое стимулирование нововведений.
12.2.Финансирование и кредитование нововведений.
12.3. Модели рынка нововведений и научно-технической продукции
12.1. Организационно - экономическое стимулирование нововведений
Литература