Понятия «менеджмент», «менеджер», «управление»

«Менеджмент» – слово английского происхождение, обозначающее «управлять, вести за руку».

Существует много определений «менеджмента», так как менеджмент может быть разного типа:

· технологический;

· финансовый;

· корпоративный;

· функциональный (маркетинг, снабжение и т.д.).

Менеджмент в общем виде – это наука и искусство побеждать, умение добиваться поставленных целей, используя труд, мотивы поведения и интеллект людей.

Управление и менеджмент понятия синонимы, но термин «управление» шире «менеджмента», т.к. применяется к различной деятельности. Например, управление автомобилем.

Менеджер – это человек, профессиональный управляющий, представитель особой профессии, требующей наличия определенных психофизических способностей.

Менеджер – это человек, имеющий в подчинении других людей, это признанный лидер коллектива.

Менеджер – это человек, который с помощью подчиненных ему людей добивается поставленных целей, умело организуя необходимую деятельность.

1.2. Эволюция менеджмента

Хорошие менеджеры не только делают деньги, но и создают

смысл существования для людей (Т. Питере, Р. Уотермен)

Даже в самых древних обществах требовались люди, ко­торые умели координировать и направлять действия других лю­дей на достижение общих целей и ценностей: в политической сфере (установление порядка, правил, законов); в экономиче­ской (добыча, распределение или производство благ), а также в оборонительной сфере (защита людей от врагов или стихии).

Всякая организующая и регулирующая деятельность людей в этих сферах, которая приводит к намеченной цели, выступает как управление. Опыт управления накапливался веками, наиболее успешные правила управления запомина­лись, обобщались последующими поколениями, но постепен­но устаревали и тормозили развитие общества и производст­ва. Поэтому периодически требуется нахождение новых пра­вил управления, чтобы регулировать общественное поведение и производство в новых исторических условиях. Так, напри­мер,первая управленческая революция произошла три тысячи лет до новой эры, когда шумерские жрецы, регулирую­щее обмен различными товарами, научились записывать ре­зультаты успешных сделок и стали торговцами или первыми бизнесменами, управляющими своим делом для достижения личного и общественного интереса.

Вторая управленческая революция отразила необходимость установления общих правил уже для всего общества, которые были изданы вавилонским царем Хаммурапи (1750 лет до новой эры) как свод законов управления государством, защищающих его граждан и ограничивающих произвол вла­дельцев и чиновников.

Через 1200 лет произошлатретья управленческая ре­волюция, приведшая к соединению государственных методов правления с контролем за деятельностью в строительстве и производстве. Тем самым впервые выделилось и стало специ­альным отраслевое управление.

Зарождение капитализма и начало индустриального прогресса в европейской цивилизации потребовало смены правил и методов управления во всех сферах общественной жизни. При этом произошлачетвертая управленческая ре­волюция как отделение управления организациями от вла­дельцев собственностью, которые стали нанимать управляю­щих своими заводами, фабриками, банками. Так из общей управленческой деятельности выделился менеджмент как самостоятельный вид профессиональной деятельности наем­ных управляющих.

В конце XIX - начале XX века возникли очень крупные и громоздкие организации (тресты, синдикаты), неэффектив­ные в управлении, что нередко приводило к кризисным си­туациям в экономике целых стран. Произошлапятая управ­ленческая революция, получившая название бюрократиче­ская. Это объясняется тем, что в это время сформировались новые правила и методы бюрократического управления, ос­нованные на разделении труда между разными уровнями и направлениями управления, описании должностных обязан­ностей, введении норм и стандартов, а также персональной ответственности каждого за результаты своего труда. Это позволило крупнейшим организациям некоторое время продол­жать господствовать на мировых и национальных рынках. Однако постепенно жесткое бюрократическое управление по­теряло свою успешность. Предельный рационализм классиче­ских школ менеджмента сковывал творческие силы трудовых коллективов, профессиональных менеджеров и опытных спе­циалистов, что уменьшало прибыльность бизнеса и не позво­ляло организациям своевременно перестроиться при измене­нии условий производства или рынка.

Возникшие новые школы системного и ситуационного подходов привели кшестой - «тихой» - управленческой революции во второй половине XX века. Современный ме­неджмент использует предвидение изменений в системе цен­ностей и условий во внешней среде и на этой основе приме­няет гибкие экстренные нестандартные решения. С этой це­лью организации все чаще обращаются к методам стратегиче­ского планирования и управления. Резкие изменения в техно­логиях производства, в конкурентной среде, в ценах рассмат­риваются менеджерами как реальности современной эконо­мической и общественной жизни, которые требуют адекват­ных, т.е. соответствующих ситуации изменений в поведении и структуре организаций. Поэтому предпочтение отдается гиб­ким организационным методам, ориентированным на выявле­ние новых проблем и на выработку и принятие своевремен­ных и адекватных решений. Поэтому совершенствовались со­временные методы руководства, основанные как на изуче­нии научных принципов, различных научных подходов и мо­делей, так и на выработке личных управленческих качеств и стилей поведения в организации.

Развитие таких методов уже невозможно лишь на основе личного опыта и интуиции менеджеров. Поэтому в науке со­циального управления выделяются законы и принципы ме­неджмента и его особые методы, использующие достижения многих других наук: математики, психологии, экономики, права. В разработке принципов и методов менеджмента при­няли участие крупные ученые, известные специалисты и предприниматели, которые не только обобщали опыт предшественников. но и сами ставили эксперименты, создавали управленческие теории и воплощали их на практике. Впервые применил системный подход, обобщил мировой многовековой опыт управления и создал научный менедж­мент американский инженер Фредерик У. Тейлор (1910).

Фредерик У. Тейлор (1856-1917) - американский инженер, автор работы «Основы научного менеджмента» (1911) и организатор движения «научного менеджмента». Под наукой Тейлор подразумевал систематические наблю­дения и измерения, которые позволяют усовершенствовать работу за счет устранения ее лишних элементов, что могло резко повысить производитель­ность и культуру труда, увеличить заработки и прибыль.

Его четыре принципа: разделения и кооперации труда, подбора персонала, разделения ответственности и оплаты труда за конечные результаты работы, развитые в других на­учных школах управления, - до сих пор остаются основными источниками эффективного управления любой организацией. Благодаря его исследованиям в дальнейшем развился кадро­вый менеджмент, управление производительностью труда, усовершенствовались системы оплаты труда, оформилась на­учная организация труда и проектирование работы для рабо­чих и различных специалистов. Научный менеджмент позво­лил значительно повысить эффективность труда и капитала, поэтому фирмы, которыми руководили последователи ме­неджмента, стали источниками быстро нарастающего общест­венного богатства в Америке и Европе. Однако таких управ­ляющих еще было мало. Большинство продолжали управлять на основе интуиции, своего опыта и личных предпочтений.

В нашей стране идеи научного управления развивались до и после революции 1917 года. Наиболее известны работы А.А. Богданова по организационным структурам и их разви­тию в связи с изменением внешних условий. Работы А.К. Гастева и других ученых посвящены способам повыше­ния производительности труда за счет применения принципов научной организации труда и управления.

А.А. Богданов (1873-1928) - политический деятель, философ и экономист. Выдвинул идею создания науки об общих принципах организации - тектологии. Основной труд -«Всеобщая организационная наука» (1913-1917).

А.К. Гастев (1882-1938) - русский ученый и поэт. Проповед­ник научной организации труда (НОТ). Организатор (1920) и ди­ректор Центрального Института Труда (ЦИТ). Труды по рацио­нальной организации и культуре труда: «Трудовые установки» (1924), «Нормирование и организация труда» (1929) и др. Некото­рые его идеи были впоследствии развиты в разделе науки об управ­лении - кибернетике.

Первую полную теорию менеджмента разработал фран­цузский горный инженер Анри Файоль.

Анри Файоль (1814-1925) - французский горный инженер, управляющий синдиката. Впервые выделил деятельность по управ­лению (1916) и описал 6 групп производственной деятельности лю­бого предприятия и 5 функций любого менеджера.

Он первый заметил и выделил специфику работы ме­неджеров как выполнение ряда последовательных управлен­ческих действий - функций. Опираясь на большой практиче­ский опыт и учитывая накопившиеся теоретические наработ­ки предшественников, Файоль описал теоретические предпо­сылки метода менеджмента в виде системы принципов управ­ления. С целью распространения научных основ управления организациями он предложил изучать менеджмент в высших учебных заведениях.

Менеджмент все в большей степени опирался на про­фессиональные и личные качества персонала предприятий. Элтон Мэйо проводил социологические исследования на Хоторнской фабрике для изучения влияния внутригрупповых отношений на производительность труда. В результате выяс­нилась значительная роль групповых устремлений в форми­ровании заинтересованного отношения к труду и более пол­ного использования трудового потенциала работников для повышения эффективности производства. Так постепенно возникла школа «человеческих отношений» в менеджменте (1927). В данной школе получила развитие философия ме­неджмента Мэри Фоллетт, основанная на индивидуальной мотивации; она же развила концепцию группового подхода к решению проблем менеджмента. Она утверждала, что ме­неджмент - это управление организацией через людей. Не­мецкий социолог Макс Вебер обобщил опыт работы бюро­кратических организаций, показал источник их эффективно­сти в виде жесточайшей регламентации деятельности всех служб и специалистов и тем самым обнаружил слабую сторо­ну в их механистичности, жесткости, которая не позволяла им адаптироваться к изменениям.

Макс Вебер (1864-1920) - немецкий социолог, экономист, исследователь способов осуществления власти, автор теории «бюрократии, авторитета и власти». Описал бюрократию как национальную организацию, обеспечива­ющую эффективность деятельности учреждений и предприятий эпохи капи­тализма.

Наступало время гибких, органических, приспосабли­вающихся организаций, более эффективно использующих че­ловеческий фактор производства. В 60-е годы Дуглас Макгрегор создал теории «X» и «У», описывающие подходы к управлению персоналом организаций с учетом менталитета, т.е. сложившихся традиций и национальных ценностей евро­пейского (американского) управления, как утверждение при­оритета контролирующего менеджера, или японского менеджмента, как принцип распределения ответственности. В дальнейшем У.Оучи в теории «Зет» попытался найти компромиссный вариант.

Повышение неопределенности в управлении обусловлено не только социальными процессами, но в еще большей мере - глобальными процессами развития мировой науки технологий, международной торговли. Поэтому появилась необходимость долгосрочного планирования, а также и стра­тегического менеджмента, что связано с именем Игоря Ансоффа (1965). Кроме того, неопределенность породила си­туационный подход к управлению (1967) и к учету склады­вающейся конкуренции, теорию которой создал Майкл Пор­тер (1980). Так сложилась школа социального подхода к управлению.

Понятие менеджмента как науки и искусства организации людей

Менеджмент — это наука и искусство точно знать, что предстоит сделать и как это сделать самым лучшим и дешевым способом

(Ф.У. Тейлор)

Менеджмент представляет собой особый вид деятель­ности, позволяющий людям добиваться поставленных целей за счет наилучшего сочетания способностей людей и их инте­ресов, а также оптимального соединения ресурсов, необходи­мых для выбранного бизнеса. Это - сложная форма деятель­ности, сочетающая в себе элементы науки и искусства. Так, наука об управлении изучает, почему люди, для того чтобы добиться цели, чаще всего объединяются в сообщества -орга­низации. При этом выясняется, что люди объединяются по интересам, которые и приводят их к общим целям. Но чтобы вместе двигаться к цели и не перессориться, а дружно рабо­тать, люди должны выработать правила совместного поведе­ния. Так возникают самые простейшие организации. Чтобы организация была прочной, сделать это нужно грамотно, про­фессионально. Для этого нужно изучить психологию, этику, культуру общения, науку принятия решений, науку исследо­вания систем управления и др. Кроме того, этим людям пона­добится искусство составления определенных сценариев по­ведения людей, играющих различные роли в организациях и распределить эти роли как обязанности между ними.

Следовательно, чтобы использовать другие науки, ме­неджмент сам должен быть наукой, т.е. иметь свои теории, свои научные категории и понятия, свой предмет исследова­ния, свои объекты и законы их взаимодействия и развития. Об этом студенты могут узнать при изучении курсов «Менедж­мент» и «Теория организации». В данном учебном пособии представлен курс «Введение в специальность «Менеджмент». При этом попытаемся разделить профессию менеджера и учебную дисциплину менеджмент.

Менеджер - человек, профессионально осуществляю­щий управленческую функцию в организации. В чем же за­ключается эта функция?

Из курса психологии вы можете узнать, чторабота - это вид целесообразной деятельности, которая обеспечивает че­ловека средствами для жизни. Из курса экономики вы узнаете совокупность и разнообразие таких средств, как деньги, оде­жда, пища, орудия труда, жилище и т.д. Чтобы хорошо рабо­тать, человек должен иметь профессию, т.е. иметь знания об этом виде труда, иметь специальные навыки и опыт работы, что постепенно складывается в его квалификацию (землекоп -рыть землю, а землемер - уметь ее измерять, составлять чер­тежи и планы). Сама работа предполагает определенную под­готовку - специальность, т.е. более узкое умение, имея кото­рое человек привычно, умело, с меньшими затратами психи­ческих и физических усилий выполняет такую работу, кото­рую новичок, необученный будет делать долго, трудно, не­умело и некачественно.

Обычно, чтобы сделать какую-то сложную работу, ее разделяют на ряд простых специальностей. Например: земле­коп, бетонщик, слесарь, сантехник, каменщик, электрик, ма­ляр, - что они могут сделать, если их организовать для совме­стной работы? - дом. Их профессия, т.е. широкое понятие профессиональной подготовки, - строители. Или еще пример: токарь, слесарь, кузнец, сварщик, сборщик, электрик, - что они могут вместе сделать, если тоже объединить результаты их работы? - машину. Их профессия - машиностроители. Следовательно, если умело и правильно объединить людей разных профессий в форме организации, т.е. объединить их вокруг общего дела, сориентировать их интересы на общую цель, объяснить им правила поведения, то они смогут выпол­нять общую работу и добиться общей цели при наличии не­обходимых условий: материалов, энергии, станков, информа­ции и т.д. А кто сможет их объединить и организовать? Ко­нечно же, менеджер, как профессиональный организатор и регулятор деятельности специалистов других профессий и специальностей.

С другой стороны, люди вступают в организацию, чтобы исполнить в ней свои личные интересы: заработать деньги, получить развитие как специалиста, найти интересное обще­ние, а может, и друзей, т.е. сыграть определенную роль в ор­ганизации. Из курса психологии известно, что люди, объеди­нившись в группы по интересам, играют какие-то деловые роли: генераторов идей, исполнителей, критиков и т.п. И по­скольку каждый вступающий в организацию ожидает, что по­лучит роль, ему соответствующую, постольку он восприни­мает менеджера как работодателя и как режиссера, который ему эту роль определяет и встраивает его в общий сценарий. Но организация чаще всего сама желает распределить роли для исполнителей с помощью менеджера. Чтобы из такого противопоставления ожиданий не возник производственный или межличностный конфликт, менеджер должен владеть ис­кусством распределения ролей в соответствии с желаниями и возможностями работников.

На предприятии, в организации работают люди разных специальностей, с различным уровнем профессиональной подготовки. У всех этих людей есть свои интересы, личные цели, амбиции, которые не всегда соответствуют производст­венным целям организации. А без цели, производственных задач организация не сможет существовать, ее сотрудники не смогут эффективно и профессионально выполнять свою рабо­ту. Цель предприятия, общее дело - вот что объединяет лю­дей в организации. Но при этом менеджер должен уметь убе­дительно ориентировать людей на выполнение частных задач, которые обеспечили бы достижение общего конечного ре­зультата как условия достижения частных интересов. В таком случае люди будут стремиться работать ответственно и каче­ственно, без лишнего контроля, самостоятельно организуя свой труд. В этом и заключается искусство менеджера.

Подведем некоторые итоги и сделаем ряд выводов.

Менеджер - это специалист по организации других спе­циалистов, руководитель и режиссер, специально обученный для управления организациями и фирмами, субъект, осуществляющий управленческие функции в рыночной системе отношений.

Менеджмент - понятие многогранное: это наука oб управлении организациями людей как объектами. Предметом менеджмента являются отношения управления и процесса управления, условия деятельности людей и подразделений. Одновременно - это искусство режиссуры как расстановки людей согласно сценарию работы. В целом менеджмент - это сотрудничество профессионалов управления как их практическая деятельность, направленная на достижение целей организации и целей ее работников.

Наши рекомендации