Глава 12 поведение в конфликтах
ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УПРАВЛЕНИЮ КОНФЛИКТАМИ
Управление конфликтами можно рассматривать в двух аспектах: внутреннем и внешнем. Первый аспект управления конфликтами заключается и управлении собственным поведением в конфликтном взаимодействии, второй — отражает организационно-технологические стороны этого сложного процесса, в котором субъектом управленияможет выступать рук о водитель (менеджер), лидер или посредник (медиатор).
Понятие «управление» имеет очень широкую сферу применения (управление самоорганизующимися системами, управление техническими системами, управление обществом и др.)- Применительно ксоциальным системам управление представляет собой целенаправленный процесс оптимизации этих систем в соответствии с объективными законами.
Управление конфликтом целенаправленное, обусловленное объективными законами воздействие на его динамику в интересах развития или разрушения той социальной системы, к которой имеет отношение данный конфликт.
В данном определении пояснения требует указание на целенаправленное воздействие в интересах развития или разрушения социальной системы. Дело в том, что с точки зрения функциональности конфликты весьма отличаются, вплоть до противоречивости. Одни из них носят конструктивный характер и способствуют развитию сопряженной с ними социальной системы при условии адекватной динамики конфликтов. Другие носят деструктивный характер и способствуют разрушению социальной системы. Поэтому субъекты социального управления в зависимости от отношения к конкретной социальной системе могут целенаправленно воздействовать на динамику происходящих в ней конфликтов в соответствии со своими интересами. Заметим, что вопросы использования деструктивных конфликтов в социальной практике могут быть предметом изучения отдельной отрасли конфликтологии — деструктивной конфликтологии.
Для нас важен конструктивный аспект управления конфликтами, т.е. управление конфликтами, направленное на предотвращение
деструктивных конфликтов и способствующее адекватному разрешению конструктивных.
Управлениеконфликтами как сложный процесс включает всебя следующие виды деятельности:
■ прогнозирование конфликтов и оценку их функциональной
направленности;
■ предупреждение или стимулирование конфликта;
■ регулирование конфликта;
■ разрешение конфликта.
Содержание управления конфликтами находится б строгом соответствии с их динамикой (табл. 12.1).
Прогнозирование конфликта один из важнейших видов деятельности субъекта управления, направленный на выявление причин данного конфликта в потенциальном развитии. Основными источниками прогнозирования конфликтов является изучение объективных и субъективных условий и факторов взаимодействия между людьми, а также их и н див и дуально -психологических особенностей. В коллективе, например, такими условиями и факторами могуч' быть:
■ стиль управления;
■ уровень социальной напряженности;
■ социально-психологический климат;
■ лидерство и микрогруппы;
■ другие социально-психологические явления.
Таблица 12.1 Содержание управления конфликтом и его динамика
№п/п | Этап конфликта | Содержание управления (вид деятельности) |
Возникновение и развитие конфликтной ситуации | Прогнозирование Предупреждение (стимулирование) | |
Осознание конфликтной ситуации хотя бы одним из участников социального взаимодействия | Предупреждение (стимулирование) | |
Начало открытого конфликтного взаимодействия | Регулирование | |
Развитие открытого конфликта | Регулирование | |
Разрешение конфликта | Разрешение |
Особое место в прогнозированииконфликтов занимает постоянный анализ как общих, так и частных причин конфликтов.
Предупреждение конфликта— это вид деятельности субъекта управления, направленный на недопущение возникновения кон-
флик та. Предупреждение конфликтов основывается на их прогнозировании. На основе полученной информации о причинах бреющего нежелательного конфликта предпринимается активная деятельность по нейтрализации действия всего комплекса детерминирующих факторов. Это так называемая вынужденная форма предупреждения конфликта. Конфликты можно предупреждать посредством эффективного управления социальной системой. В данном случае управление конфликтом (а также предупреждение конфликта) является составной частью общего процесса управления в этой системе. Основными путями такого предупреждения конфликтов в орган и нациях могут быть:
■ постоянная забота об удовлетворении нужд и запросов
сотрудников;
■ подбор и расстановка сотрудников с учетом их индивидуаль
но-психологических особенностей;
■ соблюдение принципа социальной справедливости в любых
решениях, затрагивающих интересы коллектива и личности;
■ воспитание сотрудников, формирование у них высокой пси
холого-педагогической культуры общения и др.
Подобную форму предупреждения конфликтов в отличие от предыдущей можно назвать превентивной.
Стимулирование конфликта -- это вид деятельности субъекта управления, направленный на провокацию, вызов конфликта. Стимулирование оправдано по отношению к конструктивным конфликтам. Средства стимулирования конфликтов могут быть самыми разными: вынесение проблемного вопроса для обсуждения на собрании, совещании, семинаре и т.п.; критика сложившейся ситуации на совещании; выступление с критическим материалом в средствах массовой информации и т.д. Но при стимулировании того или иного конфликта руководитель должен быть готов к конструктивному управлению им. Это необходимое условие б управлении конфликтами, нарушение его, как правило, приводит к печальным последствиям.
Регулирование конфликта - это вид деятельности субъекта управления, направленный на ослабление и ограничение конфликта, обеспечение его развития и сторону разрешения. Регулирование как сложный процесс предполагает несколько этапов, которые важно учитывать в управленческой деятельности. Этими этапами являются:
1) признание реальности конфликта конфликтующими сторо
нами;
2) легитимизация конфликта, т.е. достижение соглашения меж
ду конфликтующими сторонами по признанию и соблюдению уста
новленных норм и правил конфликтного взаимодействия;
3) институциализация конфликта, т.е. создание соотиетстиую-щих органов, рабочих групп по регулированию конфликтного взаимодействия.
В процессе регулирования конфликтов можно использовать ряд известных технологий (табл. 12.2).
Разрешение конфликта это вид деятельности субъекта управления, связанный с завершением конфликта.
Разрешение конфликтаможет быть полным и неполным. Полное разрешение конфликта достигается при устранении причин, предмета конфликта и конфликтных ситуаций. Неполное разрешение конфликта происходит, когда причины или конфликтные ситуации устраняются не полностью. В таком случае неполное разрешение конфликта может быть этапом на пути к его полному разрешению.
Таблица 12.2 Технологии регулирования конфликта
Технологии
Содержание
Информационные Ликвидация дефицита информации в конфликте;
исключение из информационного поля ложной, искаженной информации; устранение слухов и т.п.
Коммуникативные Организация общения между субъектами конфликт-
ного взаимодействия и их сторонниками; обеспечение эффективного общения
Социально-психологиче- Работа с неформальными лидерами и микрогруп-
ские пами; снижение социальной напряженности и укреп-
ления социально-психологического климата в коллективе
Организационные Решение кадровых вопросов; использование мето-
дов поощрения и наказания; изменение условий
взаимодействия сотрудников и т.п.
Управляя конфликтами, важно учитывать предпосылки, формы и способы их разрешения.
Предпосылки разрешения конфликта:
■ достаточная зрелость конфликта;
■ потребность субъектовконфликта в его разрешении;
■ наличие необходимых средств и ресурсов для разрешения
конфликта.
Формы разрешения конфликтов:
■ устранение или полное подчинение одной из сторон (уступка);
■ согласование интересов и позиций конфликтующих сторон
на новой основе (компромисс, консенсус);
■ взаимное примирение конфликтующих сторон (уход);
■ перевод борьбы в русло сотрудничества по совместному нре-
о д о л е н и ю п р оти в о р е ч и й ( с от р у д н и че с т во ),
Способыразрешения конфликтов:
■ административный (увольнение, перевод на другую работу,
решение суда и т.п.);
■ педагогический (беседа, убеждение, просьба, разъяснение и т.п.).
Алгоритм деятельности руководителя в процессе управления
конфликтами зависит от многих факторов: содержания самот конфликта, условийего возникновения и развития и многих других, Поэтому предложить универсальный алгоритм деятельности руководителя но управлению конфликтами невозможно, однако можно выделить основные,целесообразные шаги в этом направлении (табл. 12.3).
Таблица 12.3 Алгоритм управления конфликтом
Шаг
Содержание
Способы (методы) реализации
1-й Изучение причин воз- Наблюдение; анализ результатов деятельно-никновения конфликта сти; беседа; изучение документов; биографический метод, т.е. изучение биографических данных участников конфликта и др,
2-й Ограничение числа Работа с лидерами в микрогруппах; перерас-
участников пределение функциональных обязанностей;
поощрение или наказание и; т.п.
3-й Дополнительный анализ Опрос экспертов; привлечение медиатора,
конфликта с помощью психолога; переговорный процесс (медиация)
Экспертов и др.
4-й Принятие решения Административные методы; педагогические
методы
В процессе управленческой деятельности по разрешению конфликтов и и выборе алгоритма такой деятельности .для руководителя важно учитывать принципы управления конфликтами. К и им относятся:
■ объективность и адекватность оценки конфликта;
■ конкретно-ситуационный подход;
■ гласность;
■ демократическое воздействие, опора на общественное мне
ние;
■ комплексное использование способов и приемов воздей
ствия.
Общие рекомендации психологов по управлению конфликтами: 1) уясните для себя, как развивается конфликт. Обычно он проходит несколько этапов:
— возникновениеразногласий,
— возрастание напряженности в отношениях,
— осознание ситуации как конфликтной хотя бы одним из ее
участников,
собственно конфликтное взаимодействие, использование различных межличностных стилей разрешения конфликтов, сопровождающееся возрастанием или понижением эмоциональной напряженности,
— исход (разрешение) конфликта.
При рациональном поведении участников конфликт, проходя все этапы своего развития, может оставаться функциональным. Разрешением конфликта в полном смысле является устранение проблемы, породившей конфликтную ситуацию, и восстановление нормальных отношений между людьми;
2) выясните скрытые и явные причины конфликта, определи
те, что действительно является предметом разногласий, претензий.
Порой сами участники не могут или не решаются четко сформулиро
вать главную причину конфликта;
3) определите проблему в категориях целей, а не решений, про
анализируйте не только различные позиции, но и стоящие за ними
интересы;
4) сконцентрируйте внимание на интересах, а не на позициях.
Наша позиция - это то, о чем мы заявляем, на чем настаиваем, наша
модель решения. Наши интересы — это то, что побудило нас принять
данное решение. Интересы - это наши желания и заботы. Именно
в них — ключ к решению проблемы;
5) делайте разграничения между участниками конфликта и воз
никшими проблемами. Поставьте себя на место оппонента (оппонен
тов). «Ваша проблема — не вина других»,— утверждают известные
американские специалисты по управлению конфликтами Р. Фишер
и У. Юри. Будьте жестки по отношению к проблеме и мягки но отно
шению к людям;
6) справедливо и непредвзято относитесь к инициатору кон
фликта. Не забывайте, что за недовольством и претензиями, как прави
ло, стоит достаточно существенная проблема, которая тяготит челове
ка, доставляет ему беспокойство и неудобство;
7) не расширяйте предмет конфликта, старайтесь сократить
число претензий. Нельзя сразу разобраться во всех проблемах;
8) придерживайтесь правила эмоциональной выдержки. Конт
ролируйте свеж чувства. Учитывайте эмоциональное состояние и инди
видуальные особенности участников конфликта. Это препятствует
перерастанию реалистических конфликтов в нереалистические.
Говоря о конфликтах и конфликтности как таковой, нельзя не остановиться на очень важном и принципиальном моменте. Все конфликты четко можно разграничить на две основные группы: одна часть конфликтов происходит от непонимания ситуации, неумения себя вести (неосознанные), другая - - по иоле но меньшей мере одной из конфликтующих сторон с целью «выплеснуть» на собеседника свою агрессивность, снять напряжение (осознанные).