Конфликтология и ее значение

Конфликтология теоретико-прикладное направление, основным предназначением которого является изучение природы и п р и ч и н к о н ф л и ктов, р аз р а ботк а м его д о в их 1i pa кг и ч е с ко го ре гул и -рования и разрешения. Как любая наука, конфликтология выполняет одну из важных функций — познавательную. Этому служат фундамен­тальные теоретические изыскания, позволяющие вырабатывать мето­дологические принципы познания социальных и психологических про­цессов, а также обобщать значительный фактический материал эмпи­рических исследований в области конфликтологии.

В настоящее время разработка теории конфликта ведется в рус­ле конфликтологической парадигмы, ориентирующей массовое созна­ние на понимание неизбежности конфликтов в различных сферах чело­веческой деятельности. Конфликты рассматриваются как нормальное явление для любой человеческой общности, при этом подчеркивается необходимость познания их природы и причин образования, выработ­ки возможных путей предупреждения и преодоления.

Характерной чертой конфликтологии является единство тео­рии и практики.Значительная часть отечественных и зарубежных исследований но конфликтологии ориентирована на решение практи­ческих проблем. На первое место выступает прикладная функция конфликтологии, дающая конкретную информацию для выяиления <<болевых точек» социума, типичных причин происходящих в нем кон­фликтов. Изучение источников и мотивов конфликтного поведения людей ведет к дальнейшему познанию причинно-следственного меха­низма конфликтов, выявлению условий их возникновения и упрежде­ния, выработке конкретных рекомендаций по регулированию и разре­шению кон ф л и к тов.

Гуманистическая функция конфликтологии заключается в том, что ее изучение и применение полученных знаний способствуют улуч­шению общения между людьми, формированию благоприятного морально-психологического климата в коллективе.

Приоритетные проблемы современной конфликтологии.Иссле­дования в области конфликтологии связаны, во-первых, с разработ-

кой теоретико-методических проблем, состоящих в обосновании прин­ципиальных подходов к изучению конфликтов и в обеспечении соот­ветствующего понятийного аппарата, во-вторых, с разработкой орга­низационно-методических и технологических вопросов, обеспечива­ющих практическую применимость конфликтологической теории.

Наиболее актуальными являются следующие направления исследовательских и прикладных усилий отечественных конфликто­логов:

1) выявление условий и способов упреждения и разрешения
конфликтных ситуаций в различных социумах современного россий­
ского общества;

2) обоснование необходимости формирования гуманитарно-
технологических служб, способных осуществлять мониторинг граж­
данского самочувствия людей, а также обучение подрастающего поко­
ления в духе конфликтологической парадигмы и соответствующей
ей жизненной позиции посредством специализированных образова­
тельных программ и тренингов;

3) разработка разнообразных дидактических форм обучения
педагогов, особенно руководителей учебных заведений, конфликтоло­
гии, проведение соответствующего ликбеза среди родителей учащих­
ся, оказание им педагоги ческой помощи в улучшении общения в семье.

Актуальность названных направлений конфликтологии обу­словлена многими объективными и субъективными факторами совре­менной жизни российского общества. Слабая разработанность конф­ликтологии, в том числе и педагогической, нехватка отечественной литературы по теории и особенно технологии упреждения и преодо­ления конфликтов, недостаточная профессиональная оснащенность ими современных педагогов — все это негативно сказывается на орга­низации учебно-воспитательного процесса в школе. Отсюда актуаль­ность т ео ре г и к о - п р и к л а д н ы х и з ы с ка и и и в об л а сти к о и ф л и к т о л о ги и, основательное изучение литературных источников по конфликтоло­гии.

Сегодня отечественная конфликтология переживает период перехода от первоначального накопления своего теоретического и эмпирического материала к объединению усилий занимающихся кон­фликтологией людей. Реальной основой для ее становления и даль­нейшего развития являются развертывающиеся на наших глазах ост­рые социальные конфликты, выражающие современное кризисное состояние российского общества. Причие для возникновения на раз­личных уровнях экономических, политических и духовно-ценностных конфликтов более чем достаточно: резкое снижение жизненного уровня




основной части населения, разрушение производственных связей и структур, жесткая конкуренция, изменение сложившихся ранее институтов социализации и воспитания, существенные сдвиги в обла­сти культурных ориентации всей общественной системы, осложнение криминогенной обстановки.

Вопросы конфликтологии в политической сфере связаны с переходом к рефлексирующей политике, суть которой в превен­тивном учете интересов противоположных сторон; с организацией переговорного процесса, посредничеством б конфликте. На быто­вом уровне это разрешение конфликтных ситуаций в повседневной жизни, в семье, проблема «отцов и детей», психокоррекция соб­ственных интересов. В управленческой деятельности основы кон­фликтологии включают в себя ряд вопросов управленческой психо­логии и управленческой этики, производственной педагогики, дело­вой риторики и ортобиоза. Рекомендации но предупреждению и разрешению конфликтных ситуаций с учетом особенностей школь­ного социума, формированию благоприятного морально-психоло­гического климата, методика индивидуального консультирования, учет личностного компонента в конфликте крайне необходимы совре­менным педагогам.

Многие процессы общественной жизни, в том числе в педаго­гической или управленческой деятельности, требуют решения проблем формирования человеческих отношений. Поэтому важное значение сегодня имеет внедрение в повседневную практику технологий «кон­струирован ия>> здорового социума, утверждения нормальных взаимо­отношений его формальных и неформальных структур. Одним из действенных способов предупреждения конфликтов является опти­мизация всех форм общения, оказание психологической и педагоги­ческой помощи тем, кто в силу различных жизненных обстоятельств, своего духовного состояния в этом нуждается. Повышенный интерес вызывает дальнейшая разработка вопросов адаптации ноиых работни­ков к социально-психологическим условиям коллектива, регулироиа-ния процессов идентификации и интеграции, т.е. достижения психо­логической совместимости людей и комфортности их межличностного общения. Особо актуальны социально-психологические исследования гражданскою самочуиствия различных слоев населения, создание и функционирование гуманитарно-технологических служб.

Современная цивилизация во многом способствует состоянию социальной перенапряженности, созданию ситуации жизненного ваку­ума, что приводит ряд людей к потере интереса к жизни, к психиче­ской травме, к внутренней конфликтности. Практически одномомент-

но разрушились ценности и ориентиры как стратегического, так и по­вседневного уровняобид ест иен но го сознания. В связи с этим возникает острая необходимость в профессиональной помощи, способствующей ориентации личности в переходный период. Резко возрастает роль тех организаций или специалистов, которые помогают в разрешении кон­фликтных вопросов современной жизни, занимаются проблемами лич­ностного роста.

Требованием времени является обеспечение высокого уровня управления общением, соблюдение каждым руководителем норм про­фессиональной этики. Не случайно в профессиональную компетент­ность любого руководителя входит социально-психологическая ком­петентность, предполагающая набор определенных знаний и умений. Руководитель должен уметь распознавать и учитывать психологиче­ские характеристики личности и социальных групп, выявлять «звезд» коллектива и включать их в самоуправление, владеть эффективными и доступными методами морального воздействия. Особый интерес представляет этическая экспертиза, широко применяемая при разбо­ре конфликтов, возникающих в коллективе. Чем грамотнее она прове­дена, тем четче определяются причины и нравственная ответственность участников конфликтной ситуации.

Исследования зарубежных ученых-Объективное исследова­ние конфликтов, возникающих на российской почве, с учетом специ­фики российской действительности и менталитета невозможно без зна­ния теоретических концепций, разработанных в мировой науке. В связи с этим определенный научно-исследовательский интерес пред­ставляют приоритетные направления конфликтологии в зарубежных исследованиях.

Одну из концепций, связанных с понятием конфликта, рассмат­ривал еще Аристотель (384—322 гг, до н.э.). Он считал, что госу­дарство, общество первично, оно существует от природы, а человек -существо общественное, политическое. В самой природе человека, по его мнению, заложена способность к сотрудничеству с другими людьми. В обществе происходит деление на людей властвующих и под­чиняющихся. Это Аристотель относит к естественным законам при­роды. В связи с этим в качестве важнейших источников конфликтов, или распрей, философ рассматривал имущественное неравенство людей и неравенство получаемых ими почестей. Причиной распрей, как он считал, бывают, с одной стороны, также наглость, превосход­ство, презрение, чрезмерное возвышение; с другой стороны - - происки, пренебрежительное отношение, мелкие унижения, несходство харак­теров. От неравенства между людьми избавиться практически невоз-

можно. Можно лишь с помощью справедливого государства добиться меры в распределении различного рода благ, почестей, участия во вла­сти и тем самым создать предпосылки для более гармоничной жизни. В XVI в. английский мыслитель Т. Гоббс высказал мысль о том, что естественное состояние общества - это «война всех против всех». Говоря, что природа создала людей разными в отношении физических и умственных способностей, он выделил три основные причины кон­фликта:

1) соперничество;

2) недоверие;

3) жажда славы.

Чтобы избежать самоуничтожения, люди, по мнению Т. Гоб-бса, заключают между собой договор, в результате чего — образуется государство, основной функцией которого является обеспечение интересов самосохранения людей и возможность насильственного пре-о д о л е н ия к о н (| >л и к т о в.

Один из родоначальников современной теории конфликтов Г. Зиммелъ посвятил проблемам конфликтологии свои основные тру­ды. В первой четверти XX в. немецкий философ впервые иве;] в науч­ный оборот понятие «социология конфликта». По мнению Г. Зим-меля, гармоничное общество немыслимо без такого универсального механизма социального развития, как конфликт. Он считал, что «кон­фликт очищает воздуха и является важной и необходимой предпосыл­кой для развития общества.

Проблема конфликта при объяснении социальных процессов и изменений занимает доминирующее место в теориях Р. Дарендорфа, М. Вебера, Э. Дюркгейма.

По мнению Р. Дарендорфа, вступление в XX в. в постиндуст­риальное общество снижает значение классового конфликта. Он счи­тает конфликт исходной клеточкой социальной жизни. Таким обра­зом, конфликт неявляется противоположностью порядка. «Мир не есть отсутствие конфликта. Конфликт есть неизбежная часть повседнев­ной жизни — внутренний, межличностный, межгрупповой и между­народный конфликт. Мир состоит в созидательном общении с конф­ликтом. Мир есть рабочий процесс разрешения конфликтов таким образом, что обе стороны побеждают, исходом конфликта и его разре­шения является увеличивающаяся гармония. Разрешение является мирным, если участники желают более полной кооперации и способ­ны ее осуществлять». По мнению R Дарендорфа, использование при­менительно к конфликту термина «регулирование» гораздо точнее передает суть вопроса. Понятие «разрешение конфликта», по его мие-

нию, вводит в заблуждение, поскольку «отражает социологически оши­бочную идеологию, согласно которой полное устранение конфликта возможно и желательное, Р. Дарендорф предложил классификацию конфликтов, подробно рассмотрел условия успешного регулирования конфликтов, функционирование специальных институтов и процедур­ные аспекты регулирования конфликтов (примирение, посредниче­ство, арбитраж). Интересна его мысль о том, что ценность конфликтов состоит в том, что они предотвращают окостенение социальной систе­мы, открывают дорогу инновациям. Данная точка зрения на роль кон­фликта в обществе стала преобладающей в современной западной кон­фликтологии.

Проблема конфликта пронизывает главные направления иссле­дования (политику, религию и экономику) немецкого социолога М. Вебера. С его точки зрения, общество — это арена действия борю­щихся между собой статусных групп, каждая из которых имеет свои экономические интересы, амбиции, понимание мира и других людей. Такие коллективные образования, как государство, нация, семья не функционируют, не поддерживают себя; главное — это изучение сознательного поведения индивидов в обществе. С одной стороны, определенные конфликты, в основе которых находятся противополож­ные конечные ценности, не могут быть устранены никакой аргумента­цией, ибо они совершенно несовместимы друге другом в мировоззрен­ческом смысле, с другой стороны, это отнюдь не означает, что общество характеризуется постоянной нестабильностью. В своих исследовани­ях М. Вебер показал, что статусные группы могут становиться носите­лями культуры.

В концепции Э. Дюркгейма и в теории его последователя Д. Трумепавнимание сосредоточено на разработке механизмов инди­видуализации и дисперсии(распыления) конфликтов. Согласно их воззрениям, конфликты возникают из-за различий и ориентации и деятельностиых установках самих людей. Следовательно, разреше­ние конфликтов (арбитраж и баланс интересов) следует находить имен­но в отдельных индивидах.

Американский социолог Т. Пирсоне рассматривает конфликт в первую очередь как «бедствие». Он считает, что дилемма частного и общего интереса, выбора между эмоциональной включенностью в совершаемое действие и эмоциональной нейтральностью, дилемма достижения результата деятельности и выполнения заданных правил действия, вопрос о конкретном способе удовлетворения потребно­стей - все это является основанием внутри ли 4 постных конфликтов, которые разрешаются на основе ценностных ориентации личности.

При определенных условиях они могут превращаться в зоны социаль­ной напряженности и в конфликты, разрешение которых требует более высокого уровня.

Всередине 70-х годов XX в. на Западе появилась когнитивная концепция происхождения конфликтов (Л. Фестиигер, Г. Магии и др.), согласно которой причина конфликтов кроется в противоречи­вости познавательных стратегий, используемых сторонами при реше­нии обоюдозначимых проблем. Конфликт возникает при неоднознач­ной оценке ситуации разными людьми как несоответствие между тем, что человек знает, и тем, что он делает. Когнитивная концепция делает у нор на изучение конфликтов в сфере сознания, мотивациониая — в сфере предметной деятельности человека.

Существенными чертами названных концепций являются их эмпиризм и направленность в оспоином на субъективную сторону конфликтов. Изучается сам конфликт, но не выявляется его природа как обострение противоречии.

Среди основных направлений изучения конфликта в западной психологии следует особо выделить:

■ социометрическое (Дж. Морено);

■ динамическое (К. Левин);

■ психоаналитическое (3. Фрейд, К. Юнг, А, Фрейд, К. Хории,
Э. Фромм).

Практический интерес; представляют первые два направления.

По мнению Дж. Морено, межличностные конфликты возни­кают из-за эмоциональных предпочтений, антипатий между людьми. Он разработал метод быстрого, многократного и массового обнаруже­ния и анализа картинывзаимоотношений, психологического климата в коллективе. С помощью социометрического метода фиксируются эмоциональные предрасположения членов коллектива друг к другу, симпатии, антипатии, безразличие. Однако абсолютизация столкно­вения, предложение заменить социальные столкновения, объективные общественно-экономические причины конфликтов «социометриче­ской революцией», организовать людей в соответствии с их взаимной симпатией или антипатией, свести причины всех конфликтов к пси­хологическим помехам в коммуникациях вызывают справедливую критику теории Дж. Морено.

Существенное влияние на исследование конфликта оказали идеи немецкого психолога К. Левина, рассмотревшего понятие кон­фликта, механизм его возникновения, основные типы конфликтных ситуаций. Конфликт «психологически характеризуется как ситуация, б которой на индивида действуют противоположно направленные,

одновременно воздействующие силы примерно равной величины». По мнению К. Левина, основой конфликта являются психические состояния личности (фрустрация, напряженность, дискомфорт), отра­жающие степень неудовлетворенности объектами окружающей среды, на которые направлены потребности личности. Такой подход к конф­ликту основан на теории поля. «Жизненное пространство» -- совокуп­ность сосуществующих и взаимосвязанных факторов, определяющих поведение индивида в данное время. Единое психологическое поле охватывает и личность, и окружающих человека людей, и предметы. «Вокруг нас,— пишет К. Левин,— существует мир предметов, который обладает определенной валентностью^. Валентность — это свойство объекта привлекать или отталкивать человека. Конфликт возникает тогда, когда нарушается равновесие между индивидом и средой, когда силовые поля предметов в психологическом пространстве человека пересекаются. В соответствии со своей концепцией К. Левин рассмат­ривает три тина конфликтов:

1) человек находится между двумя положительными валент­
ностями примерно равной величины;

2) человек находится между двумя примерно равными отри­
цательными валентностями;

3) человек сталкивается с объектом, имеющим одновременно
отрицательную и положительную валентность.

По мнению К. Левина, этими тремя ситуациями выбора может быть описан любой внутриличностный конфликт. Межличностный конфликт он рассматривает как конфликт между собственными и вынуждающими силами, т.е. как возникновение объективного про­тиворечия между собственными потребностями человека и внешней средой. Привлекательность теории конфликтов К. Левина заключа­ется \i том, что он связал внутренний мир человека и внешний мир. Внешние воздействия приводят человека и состояние внутри личност­ного конфликта, и свою очередь приводящего к определенной актив­ности, которая может способствовать порождению межличностного конфликта.

Таким образом, взгляды ведущих зарубежных ученых, занима­ющихся проблемами конфликтологии, не оставались неизменными. В разные временные периоды они уделяли внимание различным аспек­там социологической и психологической проблематики конфликта. Изучение концепций зарубежных исследователей позволяет признать их существенный вклад в развитие теории конфликта, в обоснование ряда интересных методологических подходов, которым конфликтоло­гия обязана своим успешным становлением.

Исследования отечественных ученых.В трудах отечествен­ных ученых немало оригинальных теоретико-методологических нахо­док, имеющих прямое отношение к рассматриваемой здесь проблеме. Их осмысление и соотнесение с наработками западных ученых, твор­ческая адаптация к особенностям реальных условий жизнедеятельно­сти России имеют важное научно-исследовательское значение. Несмотря на то что мировой опыт в области конфликтологии связывают, как правило, с научными разработками исследователей Запада, первые попытки в изучении конфликтов принадлежат России.

В 1930 г. была опубликована одна из первых работ по кон­фликтологии. Ее автор А. Р. Лурии рас смотре,1! конфликт как самосто­ятельное психологическое явление. В своей работе * Эксперименталь­ные конфликты у человека» психолог выделил три типа конфликтом:

1) конфликт, вызванный необходимостью выбора человеком
одного из двух приятных вариантой жизненной ситуации;

2) конфликт, вызванный необходимостью выбора между дву­
мя приблизительно равными неприятными возможностями;

3) конфликт, вызванный необходимостью выбора между при­
ятным и неприятным вариантом жизненной ситуации.

А.Р. Лурия моделировал конфликты темпов и конфликты устано­вок, опираясь на элементы метода «ошибок», который использовал в сво­их физиологических опытах И.П. Павлов, а также разработал ряд экспе­риментальных ситуаций для изучения внутриличностного конфликта.

Большое значение в 30—40-е годы XX в. имели научные труды одного из теоретиков советской педагогики А>С. Макаренко. В основ­ных положениях его работ нашли отражение глубокие педагогические, психологические и социально-философские мысли. С точки зрения конфликтологии интерес вы зы на ют основные принципы развития личности, на которых построена вся система воспитания педагога. Это «закон движения коллектива», * систем а перспективных линий» (или «организация завтрашней радости»), которую А.С. Макаренко считал истинным стимулом человеческой жизни. Основанный на глубоком знании детской психологии, один из приемов коллективного дей­ствия — «метод взрыва» — впервые был разработан А.С. Макаренко. «„Взрывом" я называю доведение конфликта до последнего предела, до такого состояния, когда уже нет возможности ни для какой эволю­ции, ни для какой тяжбы между личностью и обществом»,— писал он.

Психологическим содержанием «метода взрыва» явилась став­ка на быстрейшее и коренное изменение «дефективного» сознания, на рождение перспективных устремлений в результате перестройки мотивов. А.С. Макаренко считал, что и коллективе бывает очень мно-

го разных степеней конфликтности, от близких к пределу противоре­чий до мелких трений. «Взрывной маневр» — вещь очень болезненная и педагогически трудная, а потому не следует постоянно нервировать и утомлять коллектив. Необходимо выбирать из общей цели конфликт­ных отношений самое яркое и убедительное. Эмоциональное внуше­ние коллектива, выражение конфликта в различных формах (в фор­мах отношения коллектива, осуждения и др.) является, по мнению А.С. Макаренко, тем «категорическим императивом», в результате которого личность действительно взрьшает в себе очень многие иска­женные представления и формирует новые.

В 1950—1960 гг. разработка проблемы конфликта носила раз­розненный, фрагментарный и преимущественно прикладной характер. В эти годы в центре внимания исследователей находился ину три лич­ностный конфликт.

Для конца 60-х годов характерно выделение конфликта как важного и относительно самостоятельного объекта изучения.

Среди научных работ, центральной проблемой которых явля­ется проблема личности, выделяются труды известного психолога B.C. Мерлина, который считал, что психологические конфликты явля­ются одной из специфических форм развития личности. Они (конф­ликты) возникают только при неудовлетворении системы мотивов достаточной степени широты, а исход психологических конфликтов и пути восстановления личности зависят от иерархии этих мотивов.

Большой интерес представляют методы и принципы исследо­вания свойств личности, описанные B.C. Мерлипым и имеющие непо­средственное значение для теории и практики воспитания нового человека. Как пишет B.C. Мерлин, такой метод, как формирующий вос­питательный и психотерапевтический эксперимент успешен при реше­нии каких-либо психологических конфликтов, например, в школе при острых проявлениях дефектов поведения. Перед педагогом стоит зада­ча помочь человеку в решении конфликта и в восстановлении его лич­ности. Разрешается эта задача посредством специфических индиви­дуальных приемов воздействия и условий эксперимента. Успех достигается в том случае, если воспитанник осознает отрицательные стороны своей личности как существенные и будет активно стремить­ся преодолеть их с помощью педагога или психолога.

Необходимым условием применения «клинического метода», но мнению B.C. Мерлина, является самонаблюдение, т.е. словесный отчет, через который происходит раскрытие субъективных переживаний вос­питанника, способствующий его самооценке. Исследуя личность, важ­но понять, каким человек хочет казаться и каков он на самом деле.

К середине 70-х го до и произошел переход к исследованию меж-личпостных конфликтов и конфликтов в отдельных коллективах. Поскольку считалось, что в социалистическом обществе отсутствуют объективные условия для возникновения конфликтов, внимание в основном было сосредоточено на социально-психологи ческой харак­теристике межличностного взаимодействия в рамках группы или коллектива, влиянии конфликта на жизнедеятельность личности и кол­лектива.

Одной из первых отечественных работ, в которой признавалась закономерность существования конфликтных взаимоотношений в кол­лективе, а следовательно, необходимость в поиске их конструктивно­го разрешения, была книга российского ученого В.М. Шепеля «Руко­водитель и подчиненный. Конфликтные ситуации и их решение». В ней были рассмотрены три группы конфликтных ситуаций, связанные:

1) с этикой взаимодействия;

2) педагогикой действия;

3) психологией конфликта.

Анализируя конкретные типовые ситуации, возникающие в практике руководства хозяйственных организаторов и производст­венных коллективов, В.М. Шепель выработал основные теоретические принципы и логику практического решения конфликтных ситуаций.

Современная конфликтология - это учение, которое сложи­лось благодаря научному аппарату, разработанному в последние деся­тилетия такими видными специалистами, как А.Я. Анцупов, А.И. Дон­цов, Е.М. Дубовскад, Р.Л. Кричевский, В.Н. Кудрявцев, Э.А. Орлова, Л.А. Петровская, Л.Б. Филонов. Появились научные труды методоло­гического и теоретического характера, основанные на осмыслении накопившегося эмпирического материала.

В 80-е годы доминировало изучение межличностного конфлик­тного взаимодействия, его сущности, поведения конфликтующих сто­рон, получила признание субъективно-объективная природа конфлик­тов. Для этого периода характерно дифференцированное изучение конфликтов и поиск их оптимальных решений в различных сферах человеческой деятельности.

В конце 80-х и 90-х годов наблюдается резкий качественный скачок в исследовании проблем ко нфл и кто л огни. Этот период харак­теризуется формированием различных подходов к изучению кон­фликтов, одновременно разработкой общей теории конфликтов и вни­манием к проблеме прикладного характера, оказанием помощи в раз­решении конфликтных ситуаций на практике. В центре внимания исследователей управление конфликтом, включающее анализ

вопросов, связанных с предупреждением, диагностикой, прогнозиро­ванием, контролированием ситуации, оптимизацией взаимодействия участников, повышением социально-исихологической компетентности в общении.

В 90-е годы предприняты попытки междисциплинарного изу­чения конфликтов, по-прежнему актуальной остается задача синтеза информации смежных областей знания, изучение методологических, теоретических и практических проблем конфликтологии.

В своих исследованиях А.Я. Апцупов обосновывает необходи­мость междисциплинарного подхода к исследованию конфликта, поскольку отсутствие междисциплинарных связей приводит к тому, что представители многих наук не видят свой предмет в объекте исследования, происходит многочисленное дублирование, предприни­маются попытки распространить знания, полученные в одной науке, на конфликт в целом. По мнению А.Я. Анцупова, формирование кон­фликтологии, во-первых, возможно, поскольку в основе любого кон­фликта лежит противоречие, которое играет системообразующую роль как для различных видов конфликта, так и для различных уровней их изучения. Во-вторых, создание конфликтологии необходимо, поско­льку изучение конфликта одной наукой неизбежно приводит к потере целостного представления о нем, утрате ряда его сущностных черт. Методологическим центром работы АЛ. Анцупова является выявле­ние подходов к изучению конфликтов, учет которых, по его мнению, повышает результативность работы конфликтолога. Он выявил следу­ющие пять подходов:

1) междисциплинарный;

2) системный;

3 ) л и ч ностио-социал ь но -деятел ьиоетн ы й;

4) эмпирический;

5) ситуационный.

Одной из последних фундаментальных работ в области кон­фликтологии являются исследования академика AT. Здравомыслова в области проблем социологии конфликта, его природы, движущих сил, мотиваций, сферы развертывания конфликтов.

Рассматривая основной вопрос социальной философии, оста­ющийся актуальным на протяжении развития всей истории обществен­ной мысли и заключающийся в обосновании приоритета индивида или общества, А.Г Здравомыслов пишет, что человек как бы «обречен на сотрудничество с другими людьми*, поскольку лишь в общении и совместной деятельности он становится личностью. Однако, став взрослым и самостоятельным, он понимает, что «его интересы не сов-

надают с интересами других людей». Между ними возникают отно­шения соперничества, конкуренции, «несовместимости полиций», т.е. конфликт. И этот конфликт, по мнению А. Г. Здрав омы слова, сле­дует рассматривать как вполне нормальное социальное явление, как своеобразную социальную«клеточку» жизни, где накапливается отри­цательная или положительная энергия поведения и энергиядеятель­ности субъектов.

Таким образом, отечественный опыт исследований в области конфликтологии претерпел в своем развитии ряд существенных изме­нений. Их эволюция связана прежде всего с разными точками зрения на конфликт в различные и ери оды. От ной и мания конфликта как естественного, неизбежного явления российские ученые пришли к рас­смотрению конфликта как способа разрешения противоречий (в том числе в межличностном взаимодействии), как средства развития личности и коллектива; от негативного восприятия конфликта до необходимости в ряде случаев специального развития противо­речий в конфликт.

На смену разрозненным, фрагментарным работам преимуще­ственно прикладного характера в первой половине XX в. пришли серьезные научные труды методологического и общетеоретического плана. Отечественная конфликтология внесла существенный вклад в формирование различных подходов к изучению конфликта, в поиск оптимальных решений конфликтов в различных сферах человеческой деятельности, а также качественно изменила научные разработки про­блем внутриличностного и особенно межличностного конфликтов. И наконец, огромна рольотечественных изысканий в принятии меж­дисциплинарного подхода к проблемам конфликта и формировании конфликтологии как самостоятельной науки.

Исследования отечественных и зарубежных ученых приводят к пониманию уникальности и универсальности конфликтологии как науки, которая интегрирует а себе знание многих дисциплин. Кон­фликтология тесло связана с такими науками, как философия, социо­логия, социальная экология, общая психология и отраслевые психо­логические науки, правоведение, этика, педагогика и другими важными научно-прикладными областями знания.

Конфликтология берет начало и философии, которая является основой всех знаний, базой духовной культуры вообще. Каждый чело­век должен обладать культурой, видеть общую философию жизни, иметь большие жизненные цели как важный компонент смысла жиз­ни. Конфликт как инструмент общения представляет собой баланс между личностью и ситуацией, а потому должен вписываться и общую

жизненную философию, которая играет значительную роль в фор­мировании важнейших составляющих личности — мировоззрения и характера.

Для общего понимания конфликта крайне важными являются научные работы в области социального конфликта как факта предель­ного обострения социальных противоречий, в котором сталкиваются различные социальные общности.

Огромный потенциал для исследования конфликтов предо­ставляют общая психология и такие отраслевые психологические науки, как возрастная и педагогическая психология, управленческая, инженерная, военная, юридическая психология и др.

Для понимания сущности конфликтных ситуаций важны зна­ние и умение анализировать психические состояния человека, типо­логические особенности нервной системы, темперамент с целью учета возможных реакций субъектов и всех участников конфликта, знание закономерности развития личности на разных этапах онтогенеза, а так­же психологии общения. Актуальным является метод психоанализа (3. Фрейд, К. Юнг, Э. Фромм).

Большой вклад в понимание психологии личности и ее пове­дения в конфликтных ситуациях внесли работы В.М. Бехтерева, А.Н. Леонтьева, интересна работа П.Ф. Каптерева о моральном зака­ливании детей,

В последние десятилетия появился целый ряд работ в области социальной психологии и психологии управления, основное внима­ние в которых сосредоточено на межличностных и межгрушювых кон­фликтах.

Особое значение исследователи придают конфликтам на про­изводстве, где взаимодействующими сторонами выступают систе­мы «человек — человек», «человек — машина», «человек — знаковая система». Разработчики социологии производственных конфликтов, управленческой психологии утверждают, что конфликт при опреде­ленных условиях может как стимулировать самоорганизацию систе­мы, так и приводить к ее развалу. Определенная стратегия и практика борьбы конфликтующих сторон, методы управления конфликтами формировались столетиями. Многие ученые обращаются к социально-психологической природе производственных конфликтов (Н.В. Гриши­на, Г.С. Смирнов, А.К. Зайцев, А.А. Свенцицкий, В.В. Бойко, А.ГЛ Кова­лев и др.)г ряд исследователей считают, что данную проблему целесо­образно рассматривать во взаимосвязи с инновационными процессами. Изучая механизм и этапы инновационного процесса на предприятии, можно, в частности, спрогнозировать конфликтные ситуации, их участ-

ников, характер протекания конфликтов, определить потенциальные зоны и источники конфликтов (Г.В. Щекин, Н.В. Гришина).

Методы разрешения конфликтов, культура и стратегия пове­дения в конфликтных ситуациях тесно связаны с соблюдением прав человека, признания приоритета общественных ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. В связи с этим необходимы не только познания в области правоведения, но и разви­тое правосознание.

Конфликтология играет огромную роль в общей парадигме человековедения. Как наука о конфликтах, она располагает набором человековедческихзнаний, умений и навыков, технологически способ­ствующих предупреждению и разрешению конфликтных ситуаций. К ним, в частности, относятся искусство индивидуальной работы с лич­ностью, технология личного обаяния, владение различными «ключа­ми» коммуникационного общения, специальные методы организации собственной психики, приемы снижения уровня эмоциональной напря­женности и тревожности. Конфликтология способствует познанию внутренних пружин образа мысли людей и внешних стимуляторов их поведения, помогая тем самым выявить подлинные причины кон­фликтов и условия их возникновения. Воспитание в личности эмпатии, рефлексии, создание благоприятной) морально-психологического кли­мата социума также является одной из важных задач конфликтоло­гии. Искусство взаимного понимания - это наиболее важное в челове­ческих отношениях искусство, которое мож

Наши рекомендации