Методика проведения выступлений
И СОВЕЩАНИЙ
Каждый руководитель часто выступает перед разными аудиториями. Понятно, что выступления перед своим и малознакомым коллективами отличаются. От того, где и перед кем выступает руководитель, зависят само выступление и его подготовка.
Поведение во иремя выступления зависит от статуса выступающего. Если статус выступающего ниже, чем у слушателей, то движение во время выступление может дать отрицательный эффект. И наоборот, если статус выступающего пыше (например, руководитель перед подчиненными), то это улучшает восприятие и силу следующих причин:
1) выступающий контролирует большее пространство, и его
слова подсознательно воспринимаются аудиторией как внушающие
большее доверие;
2) усиливается непроизвольное внимание. Все машинально
реагируют на передвижение вблизи себя. Слушатели поворачивают
головы в направлении оратора, движения шеи стимулируют приток
крови к мозгу, что является хорошим средством от утомления;
3) речь выступающего воспринимается с разной громкостью,
что освежает восприятие, уменьшает утомление слушателей.
Необходимо опираться на тех слушателей, которые поддерживают выступающего доброжелательным, внимательным выражением лица.
Улучшают восприятие анекдот, шутка, если они не затрагивают лично присутствующих слушателей. Личные наблюдения, случаи из жизни и практики выступающего усиливают внимание.
Продолжительность публичного выступления зависит от его важности. Чем важнее выступление, тем больше времени оно требует. Максимальное время 20 минут, удерживать внимание аудитории дольше докладчику очень трудно. Если вы заявите 10 минут, то сразу же возникает ощущение, что выступление проходное, рядовое.
Даже самых выдающихся ораторов аудитория может внимательно слушать не более одного часа. Поэтому после 20 минут выступления можно дать время на вопросы и ответить более развернуто на те из них, которые касаются обсуждаемой проблемы.
Любой выступающий всегда волнуется перед выступлением и перед аудиторией. Волнение говорящего вызывает сочувствие слушателей. Однако очень сильное волнение может помешать выступлению. Поэтому лучше убедить себя, что ничего страшного нет в том, что выступление не получится. Затем можно выпить холодной воды и сделать несколько глубоких вдохов. Не рекомендуется принимать успокаивающие средства, так как они подавляют эмоции, что делает выступление бесстрастным и бесцветным.
ПРАВИЛА ЭФФЕКТИВНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ
Подготовка выступления
1. Интерес слушателей. Начинать надо с того, что может заин
тересовать слушателей.
2. С т ерж н ев ая и д ея. В ы б ер и те с те р ж и е в у ю и де ю вые ту 11 ле н ия
и придерживайтесь ее в течение всего выступления. Стерж
невых идей может быть несколько, но не более трех.
3. Тональность выступления (мажорная, беспечная или юмо
ристическая, шутливая, сердитая, мрачная, торжественная,
предостерегающая, просительная). Выберите нужную
тональность. Иногда слегка раздраженный тон восприни
мается слушателями более внимательно.
4. Объем выступления. Не пытайтесь втиснуть слишком мно
го материала в ограниченное но времени выступление. «Где
мало слов, там вес они имеют» (В. Шекспир). Главное -
осветить заявленные проблемы, об остальном можно толь
ко упомянуть.
ч-1 J--
5. Ключевые слова. Готовясь к выступлению, заранее пишут
свою речь, однако читать ее перед аудиторией довольно
сложно. Лучше записать ключевые слова,тезисы, чтобы
опираться на них в выступлении.
6. Название выступления. Оно должно быть коротким, выра
зительным, благозвучным и привлекательным. Наиболее
удачным названием является краткая формулировка стерж
невой идеи.
7. Репетиция. Она может быть в виде магнитофонной записи,
видеозаписи. Во время репетиции необходимо заготовить
небольшие «экспромты». Можно предложить кому-нибудь
из друзей или родственников послушать ваше выступление
и указать недочеты.
8. Не готовьтесь зачитывать текст. Когда докладчик погружа
ется в чтение, слушателям трудно сконцентрироваться
на выступлении, ведь письменная и устная речь - разные
формы общения.
Выступление
Прежде чем начать выступление, следует дать возможность аудитории успокоиться и настроиться на работу. Необходимо выдержать паузу.
Вступление определяет успех выступления, поэтому очень важно, какие и о чем будут первые фразы.
Основная часть выступления должна быть посвящена стержневым идеям, здесь можно зачитывать текст, диктовать, рассказывать, приводить примеры и т.д.
Заключение способствует созданию хорошего впечатления от выступления в целом и направлено на подведение итога сказанному. Можно вернуться к основным вопросам и повторить кратко ответы на них.
Цифровой материал лучше демонстрировать в виде таблиц, но ые зачитывать.
Речь выступающего не должна содержать сложную терминологию, длинные фразы, быть напыщенной.
Используемые при продолжительном выступлении шутки снимают усталость.
Не стоит рассчитывать на тот что мысль, произнесенная один раз, запомнится. Только 30% людей способны запомнить информацию с первого раза, остальным необходимо услышать 2—3 повторения.
Выступление желательно сопровождать наглядным материалом. Схемы, графики, рисунки, слайды улучшают восприятие.
Умеренная жестикуляция способствует лучшему восприятию выступающего.
Поза должна быть такой, чтобы человек уверенно себя чувстио-вал, свободно двигался и четко говорил.