Предмет психологии управления
В отечественной науке термин «психология управления» впервые появился в 20-х годах XX в. Он связан с именами А.К. Гастева, В.В. Добрынина, ILJV1. Керженцева и С.С. Махотина, труды которых посвящены различным вопросам применения психологических знаний в практике управления. В то время ученых интересовала прежде всего проблема правильного подбора кадров и стимулировании труда в целях достижения оптимальной производительности,
Понимание психологии управления в качестве полноправной отрасли психологической науки сложилось в нашей стране к середине fiO-x годов благодаря работам Е.Е. Вендрова и Л.И. Уманского. Авторы выделили шесть аспектов психологии управления производством:
1) социально-психологические вопросы производственных
групп и коллективов;
2) психология деятельности руководителя;
3) психология личности руководителя, психологические воп
росы подбора руководящих кадров;
4) нсихолого-педагогические вопросы подготовки руководя
щих кадров;
5) инженерная психология управления.
Другой исследователь — А.Г Ковалев включал в сферу психологии управления только социально-психологическую проблематику. Его интересовали оптимальные нравственно-психологические свойства личности руководителя, обеспечивающие максимальный эффект в управлении производством, реальные типы руководителей и их влияние па общую психологическую атмосферу а коллективе, закономерности развития коллектива и динамика руководства, а также специфика подхода руководителя к микрогруппам, возникающим внутри коллектива.
Одни из ведущих специалистов в области психологии управления А.И. Китов выделил три основные типа информации (знаний), составившие фундамент этой науки:
1) знания, накопленные руководителем по мере приобретения
опыта;
2) данные, пришедшие из смежных дисциплин - социологии,
экономики, правоведения и биологии. Они позволили открыть в пси
хологии управления новые грани и лучше согласовать эту науку
со смежными управленческими дисциплинами;
3) обширный пласт информации, пришедший в психологию
управления из других отраслей знания. Так, инженерная психология
обогатила психологию управления специфическими категориями,
используемыми при характеристике процессов взаимодействия в систе
ме «человек — машина», а также исследованием всей системы «чело
век — человек».Более всего, конечно, психология управления обязана
социальной психологии, в русле которой она первоначально и разви
валась.
А.И. Китов отмечает, что именно рассмотренные выше типы информации позволили ученым сформулировать исходные теоретические положения новой науки. Оставаясь отраслью психологической науки, психология управления входит в состав комплексной науки управления, поэтому выявление ее предмета требует анализа системы социального управления, являющейся общим объектом для всех управленческих дисциплин.
В социальных системах обычно выделяют объект управления, субъект управления и способ взаимосвязи между ними (деятельность). Объектом управления признается общность людей, объединенных в рамках определенной организации. Понимаемый таким образом объект управления составляет предмет исследования социальной психологии. Субъектом управления являются иерархически соподчиненные должностные лица — руководители. Субъект управления неотделим от объекта и является его неотъемлемойчастью.
Предметом психологии управления, по мнению А.И. Китова, является прежде всего деятельность должностных лиц, возглавляющих различные (производственные, воинские и т.д.) коллективы взрослых людей.
Деятельность как элемент системы управления строится на основе требовании, вытекающих из объективных закономерностей функционирования общества и конкретной организации. Но поскольку одну и ту же совокупность предписаний разные люди реализуют по-разному, деятельность руководителя может быть признана основным предметом социальной психологии управления. Она исследует также субъект и объект управления личность и группы в социальной системе управления.
Болгарский исследователь Ф. Генов главными проблемами психологии управления считал изучение особенностей психических процессов и состояний человека в ходе осуществления им руководящей деятельности, установление оптимальной структуры качеств, которыми он должен обладать, и составление психологических характеристик различных форм руководящей деятельности. Предметом психологии управления, по его мнению, является изучение особенностей психических процессов, состояний и качеств руководителя, психологических особенностей его управленческой деятельности и взаимоотношений в коллективе, психологических особенностей исполнителей, их взаимоотношений между собой и с руководителем, психологических особенностей коллективов м общностей, их взаимоотношений, социально-психологических процессов, происходящих и них, в рамках социального управления.
Ф. Генов выделял три основных раздела психологии управления:
1) методологические проблемы;
2) ее основные направления психологии в зависимости от объ
екта исследования;
3) организационные проблемы психологии управления.
Психологические проблемы, связанные с совершенствованием системы социального управления, он объединил в следующие группы:
1) психологические проблемы «руководящих», т.е. руководя
щей подсистемы;
2) психологические проблемы «руководимых», т.е. руководи
мой подсистемы;
3) психологические проблемы взаимоотношений между «ру
ководящим и» и «руководимыми»;
4) проблемы управления социально-психологическими процес
сами в обществе.
Эти проблемы имеют свои специфические проявления на фоне общих психологических закономерностей управленческой деятельности, что позволяет говорить об отраслевых направлениях психологии управления: экономическом (строительство, промышленность, сельское хозяйство, финансы и т.д.) и духовном (наука, образование, средства массовой информации и т.д.).
Специфика предмета психологии управления показывает, что для успешного решения стоящих перед нею задач ей необходима постоянная связь с общей психологией, другими отраслями психологиче-
ских наук и наук но управлению. Основой теоретических разработок и эмпирических исследований психологии управления является методологический аппарат общей психологии. Как отрасль психологической науки психология управления изучает психику человека в условиях специфической деятельности и опирается на достижения самых разных разделов психологии (военной, политической, торговой, транспортной и т-д.). Как было отмечено, для решения проблем, связанных с обеспечением рационального функционирования коллективов, управлением социально-психологическими процессами в обществе, психология управления привлекает знания, накопленные в социальной психологии.
Достаточно сложные отношения, связанные с определенной общностью предмета исследований, складываются у психологии управления с педагогической психологией. Данные дисциплины фактически призваны обеспечивать решение одной большой задачи - - причинно обусловливать социально полезное поведение людей. А.И. Китов предложил следующий вариант разграничения предметов педагогической психологии и психологии управления: если первая занимается причинной обусловленностью будущего поведения (подготовкой к решению какой-либо задачи, которая решается в данный момент), то иторая причинно обусловливает поведение на текущем отрезке времени, хотя учитывает и перспективу. Обучение и воспитание призваны воздействовать на более глубокие области психики, поэтому используют в основном методы убеждения и внушения. В управлении им соответствуют методы побуждения и инструктироиагшя.
Психология управления, изучая особенности, при которых протекают психологические процессы у человека в различные моменты управленческой деятельности, в свою очередь, обогащает теорию и практику других отраслей психологической науки (общую психологию, психологию труда, инженерную психологию и др.).
Являясь наукой, изучающей человека в системе управленческой деятельности, психология управления тесно связана с другими науками, объектом изучения которых является человек. Можно выделить межпредметные связи психологии управления с педагогикой, философией, этикой, з-стетикой, медициной и др. Без учета достижений этих наук невозможно оценить изменении, ироисходящие в психике руководителей во время выполнения различных видов управленческой деятельности, и установить зависимости между изменениями в психике человека в системе управления и эффективностью его деятельности.