Предмет психологии управления

В отечественной науке термин «психология управления» впер­вые появился в 20-х годах XX в. Он связан с именами А.К. Гастева, В.В. Добрынина, ILJV1. Керженцева и С.С. Махотина, труды которых посвящены различным вопросам применения психологических знаний в практике управления. В то время ученых интересовала прежде всего проблема правильного подбора кадров и стимулировании труда в целях достижения оптимальной производительности,

Понимание психологии управления в качестве полноправной отрасли психологической науки сложилось в нашей стране к середине fiO-x годов благодаря работам Е.Е. Вендрова и Л.И. Уманского. Ав­торы выделили шесть аспектов психологии управления производ­ством:

1) социально-психологические вопросы производственных
групп и коллективов;

2) психология деятельности руководителя;

3) психология личности руководителя, психологические воп­
росы подбора руководящих кадров;

4) нсихолого-педагогические вопросы подготовки руководя­
щих кадров;

5) инженерная психология управления.

Другой исследователь — А.Г Ковалев включал в сферу психо­логии управления только социально-психологическую проблематику. Его интересовали оптимальные нравственно-психологические свой­ства личности руководителя, обеспечивающие максимальный эффект в управлении производством, реальные типы руководителей и их вли­яние па общую психологическую атмосферу а коллективе, закономер­ности развития коллектива и динамика руководства, а также специ­фика подхода руководителя к микрогруппам, возникающим внутри коллектива.

Одни из ведущих специалистов в области психологии управ­ления А.И. Китов выделил три основные типа информации (зна­ний), составившие фундамент этой науки:

1) знания, накопленные руководителем по мере приобретения
опыта;

2) данные, пришедшие из смежных дисциплин - социологии,
экономики, правоведения и биологии. Они позволили открыть в пси­
хологии управления новые грани и лучше согласовать эту науку
со смежными управленческими дисциплинами;

3) обширный пласт информации, пришедший в психологию
управления из других отраслей знания. Так, инженерная психология
обогатила психологию управления специфическими категориями,
используемыми при характеристике процессов взаимодействия в систе­
ме «человек — машина», а также исследованием всей системы «чело­
век — человек».Более всего, конечно, психология управления обязана
социальной психологии, в русле которой она первоначально и разви­
валась.

А.И. Китов отмечает, что именно рассмотренные выше типы информации позволили ученым сформулировать исходные теорети­ческие положения новой науки. Оставаясь отраслью психологической науки, психология управления входит в состав комплексной науки управления, поэтому выявление ее предмета требует анализа системы социального управления, являющейся общим объектом для всех управ­ленческих дисциплин.

В социальных системах обычно выделяют объект управления, субъект управления и способ взаимосвязи между ними (деятельность). Объектом управления признается общность людей, объединенных в рамках определенной организации. Понимаемый таким образом объект управления составляет предмет исследования социальной пси­хологии. Субъектом управления являются иерархически соподчинен­ные должностные лица — руководители. Субъект управления неотде­лим от объекта и является его неотъемлемойчастью.

Предметом психологии управления, по мнению А.И. Китова, является прежде всего деятельность должностных лиц, возглавляю­щих различные (производственные, воинские и т.д.) коллективы взрос­лых людей.

Деятельность как элемент системы управления строится на основе требовании, вытекающих из объективных закономерностей функционирования общества и конкретной организации. Но посколь­ку одну и ту же совокупность предписаний разные люди реализуют по-разному, деятельность руководителя может быть признана основ­ным предметом социальной психологии управления. Она исследует также субъект и объект управления личность и группы в социаль­ной системе управления.

Болгарский исследователь Ф. Генов главными проблемами пси­хологии управления считал изучение особенностей психических про­цессов и состояний человека в ходе осуществления им руководящей деятельности, установление оптимальной структуры качеств, которы­ми он должен обладать, и составление психологических характеристик различных форм руководящей деятельности. Предметом психологии управления, по его мнению, является изучение особенностей психи­ческих процессов, состояний и качеств руководителя, психологических особенностей его управленческой деятельности и взаимоотношений в коллективе, психологических особенностей исполнителей, их взаи­моотношений между собой и с руководителем, психологических осо­бенностей коллективов м общностей, их взаимоотношений, социально-психологических процессов, происходящих и них, в рамках социаль­ного управления.

Ф. Генов выделял три основных раздела психологии управ­ления:

1) методологические проблемы;

2) ее основные направления психологии в зависимости от объ­
екта исследования;

3) организационные проблемы психологии управления.

Психологические проблемы, связанные с совершенствовани­ем системы социального управления, он объединил в следующие группы:

1) психологические проблемы «руководящих», т.е. руководя­
щей подсистемы;

2) психологические проблемы «руководимых», т.е. руководи­
мой подсистемы;

3) психологические проблемы взаимоотношений между «ру­
ководящим и» и «руководимыми»;

4) проблемы управления социально-психологическими процес­
сами в обществе.

Эти проблемы имеют свои специфические проявления на фоне общих психологических закономерностей управленческой деятельно­сти, что позволяет говорить об отраслевых направлениях психологии управления: экономическом (строительство, промышленность, сель­ское хозяйство, финансы и т.д.) и духовном (наука, образование, сред­ства массовой информации и т.д.).

Специфика предмета психологии управления показывает, что для успешного решения стоящих перед нею задач ей необходима посто­янная связь с общей психологией, другими отраслями психологиче-

ских наук и наук но управлению. Основой теоретических разработок и эмпирических исследований психологии управления является мето­дологический аппарат общей психологии. Как отрасль психологиче­ской науки психология управления изучает психику человека в усло­виях специфической деятельности и опирается на достижения самых разных разделов психологии (военной, политической, торговой, транс­портной и т-д.). Как было отмечено, для решения проблем, связанных с обеспечением рационального функционирования коллективов, управлением социально-психологическими процессами в обществе, психология управления привлекает знания, накопленные в социаль­ной психологии.

Достаточно сложные отношения, связанные с определенной общностью предмета исследований, складываются у психологии управ­ления с педагогической психологией. Данные дисциплины фактиче­ски призваны обеспечивать решение одной большой задачи - - причин­но обусловливать социально полезное поведение людей. А.И. Китов предложил следующий вариант разграничения предметов педагогиче­ской психологии и психологии управления: если первая занимается причинной обусловленностью будущего поведения (подготовкой к решению какой-либо задачи, которая решается в данный момент), то иторая причинно обусловливает поведение на текущем отрезке вре­мени, хотя учитывает и перспективу. Обучение и воспитание призва­ны воздействовать на более глубокие области психики, поэтому исполь­зуют в основном методы убеждения и внушения. В управлении им соответствуют методы побуждения и инструктироиагшя.

Психология управления, изучая особенности, при которых протекают психологические процессы у человека в различные момен­ты управленческой деятельности, в свою очередь, обогащает теорию и практику других отраслей психологической науки (общую психоло­гию, психологию труда, инженерную психологию и др.).

Являясь наукой, изучающей человека в системе управленче­ской деятельности, психология управления тесно связана с другими науками, объектом изучения которых является человек. Можно выде­лить межпредметные связи психологии управления с педагогикой, философией, этикой, з-стетикой, медициной и др. Без учета достиже­ний этих наук невозможно оценить изменении, ироисходящие в пси­хике руководителей во время выполнения различных видов управлен­ческой деятельности, и установить зависимости между изменениями в психике человека в системе управления и эффективностью его дея­тельности.


Наши рекомендации