Особенности управления с учетом характеристик человеческой переменной
Индивидуальная характеристика личности
Особенности управления
1. Способности — индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условиями успешного выполнения определенной деятельности
Способности имеют большое значение для распределения заданий и участков работы. Отбор человека для определенной работы осуществляется исходя из его способностей, при этом ожидается, что он будет выполнять порученную ему работу лучше остальных сотрудников. Однако это не всегда так, поскольку на поведение человека, раскрытие его способностей могут влиять и другие факторы, например межличностные отношения. Расширить способности человека можно путем его обучения. Эта характеристика легче всего поддается изменениям
46
Продолжение
Индивидуальная характеристика личности
Особенности управления
2. Одаренность, или предрасположенность,— потенциал человека для выполнения какой-либо работы. Связана со способностями, но в отличие от них складывается не только на основе обучения и приобретенного опыта, но и врожденных качеств
Важно правильно определять предрасположенность, иначе усилия по обучению сотрудника будут затрачены напрасно
3. Потребности — внутреннее состояние ощущения недостаточности чего-либо
Если потребности человека не удовлетворены, он бессознательно будет стремиться к их удовлетворению. С точки зрения управления это означает, что руководство школы должно постоянно создавать такие ситуации, в которых удовлетворение потребностей ее работников вело бы к реализации целей учебного заведения
4. Ожидания относительно своего поведения. Складываются на основе прошлого опыта и оценки текущей ситуации. Сознательно или бессознательно люди решают, насколько вероятно или насколько нереально свершение чего-либо значимого для них
Ожидания оказывают серьезное влияние на поведение человека. Если работник не ожидает, что поведение, которого ждет от него организация, приведет к достижению желаемых целей или удовлетворению личных потребностей, он скорее всего не будет стремиться работать эффективно. Пассивность или негативное отношение к работе может являться реакцией на неоднократно обманутые ожидания. Руководителям школы важно не просто знать, каковы ожидания их сотрудников, но и информировать о возможных последствиях в результате качественно и некачественно выполненной работы, т.е. формировать ожидания
5. Восприятие — интеллектуальное осознание стимулов, получаемых от ощущений. Через восприятие определяется «реальность индивида». Люди реагируют не на то, что действительно происходит в их окружении, а на то, как они это воспринимают
Различия в восприятии одного и того же факта разными людьми могут быть значительными. Восприятие сильно влияет на ожидания. Выявить восприятия сотрудников путем установления обратной связи (в том числе и в отношении самих руководителей) и преодолеть сильно искаженные и негативные восприятия можно при помощи доверия руководителя. Доверие создается посредством атмосферы открытости, хорошей информированности сотрудников о намерениях руководства и системе стимулирования в организации
6. Отношение к чему-либо, или социальные установки, формируют наше необъективное вос-
Одно из главных отношений, которое изучает и развивает руководитель,— это отношение к труду: условиям труда, стимулированию, режиму, объему нагрузки, самому характеру деятельности и пре-
Продолжение
Индивидуальная характеристика личности
Особенности управления
приятие окружающей среды и тем самым влияют на поведение
стижности выполняемой работы. Руководитель должен создавать такую рабочую среду и систему стимулирования, при которых качественный труд становится выгодным
7. Ценности человека —
явления и идеи, воплощающие в себе общественные идеалы и выступающие как эталон должного. Ценности предполагают ранжирование по значимости
Ценности человека приобретаются посредством обучения и тесно связаны с культурой конкретного общества. Помимо общих ценностей имеется система ценностей организации, которая раскрывается в традициях коллектива, общем «педагогическом кредо». Ценности организации не только сознательно формируются ее руководством, но и складываются стихийно. Выявить ценности личности — значит понять жизненную философию человека. Ценности медленнее всего поддаются изменениям, для их развития требуются сильные стимулирующие средства
Перечисленные характеристики определяют человеческую индивидуальность. Каждый человек имеет свой устойчивый набор и ну трен не согласованных характеристик, поэтому можно предвидеть шаблон его поведения. Сочетание стабильных характеристик определяет нашу личность. В ней проявляется уникальный характер приспособления данного лица к окружающей среде. До середины 70-х годов XX в. теоретики менеджмента и психологи считали, что базисные черты личности являются постоянными и одинаково проявляются ио всех ситуациях. Исследования последующих лет убеждают, что поведение человека зависит от ситуации. Изменениям подвержены даже такие базисные черты личности, как честность и способность вызывать доверие. При этом ситуация влияет на поведение человека сильнее, чем свойства личности. Адаптивность (гибкость личности) важна в управлении для понимания значимости создания на работе такой обстановки, при которой людям будет выгодно проявлять свои лучшие качества (трудолюбие, честность, инициативность, открытость и др.) и невыгодно проявлять худшие. Создание рабочей среды, которая способствовала бы закреплению в поведении положительных качеств личности, требует постоянного стимулирования их проявления как материального, так и морального.
Теоретики менеджмента пока далеки от того, чтобы полностью объяснить и спрогнозировать влияние рабочей среды на человека, однако выделяют в ней два наиболее значимых аспекта:
1) группы;
2) лидерство.
Объединение в группы происходит на основе общих, разделяемых членами группы ценностей, ожиданий и т.д., которые проявляются в определенных нормах поведения. Нормы диктуют стандарты поведения, признаваемые приемлемыми в данных условиях. Чем сильнее человек ценит свою принадлежность к группе, тем больше его поведение будет совпадать с групповыми нормами. Эти нормы могут как способствовать, так и противодействовать целям организации. Оказать влияние на «вредные» для организации нормы поведения группы способен лидер.
Чтобы быть эффективным менеджером, нужно быть эффективным лидером. Лидерство (от англ. leader - ведущий) - это средство, с помощью которого руководитель влияет на поведение людей. В каждой группе может быть свой лидер.
Итак, поведение человека определяется его индивидуальны ми особенностями и влиянием рабочей среды: значимой группы и лидеров.
Для осуществления эффективного управления ру ко водителю школы необходимо изучать особенности индивидуального поведения сотрудников, уметь объяснять их и оказывать на них влияние, направляя усилия на достижение целей школы. В этом и состоит суть лич-ностно ориентированного принципа управления с позиции теории менеджмента. Принцип по-разному проявляется при выполнении руководителем различных функций управления. Человеческая переменная особенно ощутима в процессе осуществления коммуникаций (информационная основа управления) при подготовке и принятии управленческих решений, а также в организационно-исполнительской деятельности.
В управленческой деятельности руководителя большое место занимают межличностные коммуникации, или устный обмен информацией. Эффективному обмену информацией могут препятствовать барьеры, обусловленные особенностями личности руководителя и подчиненного: восприятием, семантикой, невербальными преградами, некачественной обратной связью, плохим слушанием. Можно выделить два барьера на пути эффективного восприятия передаваемой информации:
1) информация не соотносится с имеющимся опытом или
усвоенными понятиями и поэтому отторгается;
2) информация не воспринимается полностью (в силу отрица
тельной установки сотрудников друг на друга).
Для устранения этих барьеров необходимо: ■ передавать информацию, действуя в рамках принятых организацией ценностей и соотносить новую информацию с ними;
■ стремиться К созданию атмосферы открытости, доверия
и уважения между сотрудниками школы.
Семантические барьеры в коммуникациях связаны с непониманием или различным толкованием смысла сказанного, так как значение сказанного зависит от контекста и ситуации. Исследования показывают, что руководители а подчиненные, например, вкладывают неодинаковое значение в понятия «стимулы» и «сотрудничество». Для эффективного обмена информацией со своими работниками руководитель должен стремиться использовать такие слова и синтаксические конструкции, которые понимаются исполнителями однозначно. Например, вместо «Выполните эту работу, как только будет время» следует сказать: «Выполните эту работу до среды и доложите о результатах на оперативном совещании».
Еще большие расхождения и двусмысленность толкования могут быть вызваны невербальными сигналами, поскольку через слова воспринимается только 7% информации. Нельзя допускать, чтобы смысл сказанного и цели передачи информации расходились со смыслом невербальных сигналов. Необходимо стремиться к тому, чтобы они максимально соответствовали передаваемой руководителем информации.
Для проверки понятого руководитель должен установить обратную связь. Одним из способов установления такой связи является задавание вопросов. К примеру, руководитель может поинтересоваться, с чего исполнитель начнет работу, или попросить его пересказать суть состоявшегося разговора. Можно также проконтролировать первые результаты, установить политику открытых дверей и т.д.
Коммуникации возможны только тогда, когда руководитель в равной мере умеет передавать Hi [формацию и слушать своего сотруд-ника. Типичным является заявление подчиненного: «Мне нраиится мой начальник, так как: с ним можно разговаривать, он умеет выслушать меня».
Усовершенствовать межличностное общение помогут следующие рекомендации (правила):
ш проясняйте спои идеи перед началом их передачи;
■ исключайте из сообщений двусмысленные слова и утверж
дения;
■ следите за языком собственных поз, жестов и интонаций
и стремитесь увидеть себя глазами своего собеседника;
■ излучайте эмпатию и открытость;
■ добивайтесь установления обратной связи.
Человеческая переменная оказывает значительное влияние
на выбор решения. Все управленческие решения строятся на фун-
даменте чьих-то ценностей: руководителя, разработчиков,исполнителей или тех, для кого решения принимаются. Руководитель школы должен прояснять ценности и отдавать себе отчет в том, чьи социальные установки отражает решение; насколько они соответствуют духу времени, ценностям школьников; ориентироваться в управлении школой на гуманистические, общечеловеческие ценности в противовес ценностям отдельных групп.
В организационно-исполнительской деятельности реализация личностно ориентированного подхода важна для эффективного осуществления делегирования. С одной стороны, при делегировании необходимо учитывать способности, предрасположенность работника, его отношение к труду, межличностные отношения ипринадлежность к группе, качества лидера, а с другой — помнить, что если основные функциональные обязанности распределены, то делегирование полномочий осуществляется должности, а не индивиду. С особенностями личности могут быть связаны причины, блокирующие процесс делегирования как со стороны руководителя, так и со стороны подчиненных.Например, подчиненный может быть недостаточно уверен в себе, бояться критики. Руководитель школы может не доверять подчиненным, бояться риска, не уметь оказывать влияния на исполнителей и т.д. Важно научиться выявлять индивидуальные барьеры в делегировании и преодолевать их путем развития лидерских качеств, создания эффективной системы контроля, атмосферы доверия в коллективе.
Теоретики менеджмента немалое внимание уделяли определению идеальной нормы управляемости. Современные исследования показывают, что норма подчиненных на одного руководителя зависит от уровня управления, выполняемых задач, характеристик подчиненных и способностей руководителя.
Таким образом, исследование бихеииориетской школы, привлекшей внимание к поведению человека, обогащает теорию внутри-школьного управления следующими положениями:
■ путь к успеху организации лежит через индивидуальный
успех ее сотрудников, в основе которого находятся высшие человече
ские потребности, удовлетворяемые с помощью специальных методов;
■ создание ситуации успеха возможно на основе выявления
и объяснения индивидуальных характеристик и поведения личности
в конкретной ситуации;
■ измерению и влиянию поддаю гея следующие характеристи
ки личности: способности, одаренность, потребности, ожидания, вос
приятие, отношения, ценности;
■ проявление человеческой индивидуальности ситуативно; на поведение человека оказывает влияние рабочая среда: группы и лидеры; человеческие переменные проявляются особенно ярко и поэтому должны учитываться в процессе коммуникаций, при принятии решений и делегировании полномочий.
Данные положения составляют содержание человекоцентри-стского подхода в управлении.
ТЕСТЫ,
ЗАДАНИЯ, КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
ТЕСТЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
1. Мировой опыт управления на уровне организации выража
ется в понятии:
а) менеджмент;
б) деятельность;
в) организация;
г) заведование.
2. В переиоде с какого языка слово «менеджмент» означает
управление:
а) английского;
б) французского;
в) немецкого;
г) испанского?
3. Комплекс принципов, методой, форм, приемов управления
учебно-воспитательным (познавательным) процессом назы
вается:
а) менеджмент педагогический;
б) менеджмент образовательный;
в) менеджмент политический;
г) менеджмент имиджа.
4. Целенаправленная деятельность на обучение, воспитание
и развитие личности называется:
а) образовательным процессом;
б) воспитательным процессом;
в) развивающим процессом;
г) процессом самореализации.
5. Преподаватель, выступающий в качестве субъекта системы
управления учебно-познавательной деятельностью уча
щихся, называется:
а) менеджером учебно-познавательного процесса;
б) менеджером учебно-воспитательного процесса;
в) менеджером технического процесса;
г) менеджером общеобразовательного процесса.
6. Руководитель учебного заведения, выступающий в качестве
субъекта управления учебно-воспитательной деятельностью
педагогических работников, — это:
а) менеджер учебно-воспитательного процесса;
б) менеджер учебно-познавательного процесса;
в) директор школы;
г) методист управы.
7. Непрерывное отслеживание хода, эффективности, резуль
татов образовательного процесса называется:
а) мониторинг;
б) наблюдение;
в) прогноз;
г) исследование.
8. В переводе с какого языка слово «мониторинг» означает
jюстояииое наблюдение:
а) английского;
б) немецкого;
в) французского;
г) русского?
9. Предметом и продуктом труда менеджера учебно-аоспита-
тельного и учебно-познавательного процесса является:
а) информация;
б) изложение;
в) сообщение;
г) кибернетика.
В переводе с какого языка слово «информация» означает разъясненпо:
а) лаги и с ко го;
б) греческого;
в) итальянского;
г) турецкого?
ii. Целенаправленное воздействие руководителя на педагогический коллектив и учащихся путем научно обоснованного планирования, организации и контроля называется:
а) управлением учебно-воспитательного процесса;
б) управлением учебно-познавательного процесса;
в) управлением аттестационного процесса;
г) управлением адаптационного процесса.
12- Процесс управления развитием личности можно понимать как:
а) воспитание;
б) образование;
в) обучение;
г) развитие.
13. Первой целью воспитания па современном этапе развития
общества является:
а) всестороннее развитие личности;
б) воспитание граждан и на-патриота;
в) адаптация личности к реальным условиям конкретного
социума;
г) избегание крайностей индивидуализации и коллек
тивизма.
14. Второй целью воспитания на современном этапе развития
общества является:
а) воспитание гражданина-патриота;
б) устойчивое развитие общества как саморазвивающейся
и целенаправленной системы;
«) избегание крайностей индивидуализации и коллективизма;
г) адаптация личности к реальным условиям конкретного социума.
15. Третьей целью воспитания является:
а) избегание крайностей индивидуализации и коллекти-
визма;
б) всестороннее развитие личности;
в) формирование базовой культуры личности;
г) иоспнтание гражданина-патриота.
16, Американской мечтой является
а) богатство;
б) сформированное^ жесткой индивидуальности;
в) помощь безвозмездно «человек человеку»;
г) соборность.
17- Комплекс трудностей теоретического и практического характера, преодолеваемых учащимися самостоятельно или при содействии преподавателя в учебно-воспитательном процессе, является:
а) задачами учебных занятий;
б) з а д а ч ам и дои о л н и т ел ь и о го об ] >аз о ва ни я;
в) задачами воспитательной работы;
г) задачами внеучебных занятий.
18, Фактором педагогического менеджмента как деятельност-
ной и суммативиой систем являются:
а) принципы деятельности;
б) задачи деятельности;
в) цели деятельности;
г) формы деятельности.
19, Основные правила поведения субъекта менеджмента при
его взаимодействии с управляемыми субъектами называ
ются:
а) принципами педагогического менеджмента;
б) основными правилами менеджмента;
в) исходным положением менеджмента;
г) аподиктическим суждением.
20- В переводе с какого языка слово «гуманизм» означает чело
вечный:
а) латинского;
б) греческого;
в) английского;
г) турецкого?
21- Основой содержания всей деятельности менеджера любого
уровня управления является принцип:
а) целеполагания;
б) целенаправленности;
в) гуманизма;
г) оптимальности.
22. Принципом педагогическою менеджмента, отражающим тре
бование ставить цели с учетом их оптимальности и реальности,
социальной значимости и перспективности, является принцип:
а) целенаправленности;
б) комплексности;
в) целеполагания;
г) самосовершенствования,
23. Сочетание целевого, функциональногои линей кого управ
ления предполагает принцип:
а) комплексности;
б) преемственности;
в) состязательности;
г) о т и ет ст в е н и ости.
24. Четкая реализация основной идеи педагогического менеджмен
та на практике невозможна без реализации принципа:
а) функционального полхода;
б) индивидуального подхода;
и) деятельностного подхода;
г) дифференцированного подхода.
25. Эффективное научное управление предусматривает реали
зацию принципа:
а) системного самосовершенствования;
б) самостоятельности;
в) самоактуализации;
г) самооценки.
26. В переводе с какого языка слово «функция» означает испол
нение:
а) латинского;
б) греческого;
в) итальянского;
г) турецкого?
27. Отношение между управляющей системой и управляемым
объектом, требующее от управляющей системы выполнения
определенного действия для обеспечения целенаправленности или организованности управляемых процессов, называется:
а) функцией;
б) обязанностью;
в) ролью;
г) деятельностью.
28, Одной из функций педагогического менеджмента является:
а) планирование;
б) управление;
в) воздействие;
г) направленность.
29, Итогом выполнения определенного управленческого реше
ния является:
а) управленческое воздействие;
б) управленческое взаимодействие;
в) коммуникативная активность;
г) конфликт.
30, Совокупностью практических мероприятий а действий
по реализации поставленных целей перед учебными заве
дениями является:
а) план работы на учебный год;
б) базисный учебный план;
в) расписание предметов;
г) школьный компонент и программе.
31, Специфический акт принятия решения но конструирова
нию общей модели взаимодействия преподавателей и уча
щихся в ходе занятий называется:
а) планирование учебных занятий;
б) организация учебных занятий;
в) мотивация учебных, занятий;
г) контроль учебных занятий.
32, В древности для осуществления функции мотивации исполь
зовали:
а) кнут и угрозы;
б) кнут и пряник;
в) вознагражден не;
г) страх смерти.
33. С XVIII по XX в. для осуществления функций мотивации
использовали:
а) вознаграждение;
б) убеждение;
в) наказание;
г) страх смерти.
34. Основным методом контроля и структуре педаготического
м ен е д ж м е и та является:
а) анализ;
б) наблюдение;
в) изучение;
г) диагностика.
35- Принятое решение, зафиксированное каким-либо образом на бумаге, дискете и др., называется:
а) план;
б) чертеж;
в) структура;
г) прогноз.
36. В переводе с какого языка слоио <шлан» означает плоский,
ровный:
а) латинского;
б) греческого;
в) английского;
г) французского?
37. Способы достижения поставленных целей педагогического
менеджмента и реализации его основных функций называются:
а) методами управлений}
б) средствами управления;
в) формами управления;
г) функциями управления.
38. В переводе с какого языка слово «методе означает способ
познания:
а) греческого;
б) латинского;
в) английского;
г) французского?
39. Микроуровень, на котором решаются задачи соответствия
работника конкретному рабочему месту, называется:
а) личностным;
б) групповым;
в) социологическим;
г) общественным.
40. Мезоуровень, в рамках которого производится оптимальная
расстановка работников в коллективе, называется:
а) грушювым;
б) личностным;
в ) о б щ ее т в е л и ы м; г) социологическим.
41. Макроуровень, на котором формируются социальные меха
низмы создания «элитных групп» управления, называется:
а) социологическим;
б) общественным;
в) групповым;
г) личностным.
42- Основой эффективности организации управления педагогическими системами является преодоление:
а) формализма;
б) предпочтений;
в) взяточничества;
г) преобладания внешней формы над внутренней.
43, Осознанное применение на практике прочных, глубоких,
системных знаний называется:
а) качеством знаний;
б) автоматизмом знаний;
в) воспроизведением знаний;
г) различением.
44. В мировой практике сформировалось:
а) три типа менеджмента;
б) четыре типа менеджмента;
в) два типа менеджмента;
г) шесть типов менеджмента.
45. Пионеромв разработке на у ч ных ос ной и практики менеджмен
та считают:
а) США;
б) Японию;
в) Францию;
г) Великобританию.
46. Подход научного управления разрабатывался:
а) и 1885-1920 гг.;
б) с 60-х годов XX в.;
в) с 70-х годов XX п.;
г) не разрабатывался совсем.
47. Административный нодход в управлении разрабатывался:
а) и 1920-1950 гг.;
б) не разрабатывался совсем;
в) с 40-х годов XX в.;
г) с 70-х годов XX в.
48. Подход с позиций человеческих отношений в управлении
разрабатывался:
а) и 1930-1950 гг.;
б) с 1950 г,;
в) с 60-х годов XX в.;
г) с 70-х годов XX и.
49. Поведенческий подход в управлении разрабатывался:
а) и 1940-1950 вд
б) о 1885-1920 гг.;
в) не разрабатывался совсем;
г) с 1930 г.
50. Процессный подход и управлении разрабатывался:
а) с 20-х годов и более активно с 50-х годов XX в.;
б) с 60-х годов XX в.;
в) с 70-х годов XX в.;
г) с 80-х годов XX в.
51- Системный подход в управлении разрабатывался:
а) с 60-х годов XX в.;
б) с 70-х годов XX в.;
в) с 80-х годов XX в.;
г) с 90-х годов XX и.
52, Ситуационный подход в управлении разрабатывался:
а) с 60-х годов XX в.;
б) с 70-х годов XX в.;
в) с 80-х годов XX в.;
г) а начале XXI в.
53, Представителями подхода «человеческих отношений» явля
лисы
а) Д. Мак-Грегор и Ф. Ротлисбергер;
б) Ф. Тейлор и Дж. Лури;
в) К. Д. У шине кий;
г) Л.Н. Толстой.
54, Ш ирокое признание и управлении получила теория Д. Мак
Грегора:
а) «X» и «У»;
б) «А» и
в) «Z» и
г) «Q>> и
55. Годы жизни К.Д. Ушииского:
а) 1824-1870;
б) 1888-1<Ш;
в) 1831-1Я86;
г) 1810-1884.
56- Годы жизни А.С, Макаренко:
а) 1888-1<Ш;
б) 1831-1886;
в) 1810-1884;
г) 1928-1910.
57- Предметом педагогического менеджмента является:
а) деятельность учителя;
б) деятельность ученика;
в) деятельность родителей;
г) деятельность методиста.
58. Важным фактором эффективной работой школы является:
а) доверие;
б) чувство локтя;
в) бесконфликтность;
г) недоверие.
59. Передача задач и полномочий лицу, которое принимает
на себя ответствен кость за их выполнение, называется:
а) делегирование;
б) уполномочивание;
в) послание;
г) уведомление.
60. В переводе с какого языка слово «делегирование» означает
посылать в качестве делегата:
а) латинского;
б) греческого;
в) английского;
г) французского?
61. Автором административного подхода в управлении счита
ется:
а) А. Фройль;
б) М. Фоллет;
в) Э. Мэй о;
г) П. Друкер.
62. Суть подхода управления с точки зрения количественных
методов заключается в построении:
а) математической модели;
б) технического плана;
в ) т ех н о j\ о г и ч е с ко и с тру кту |> ы; г) информационной технологии.
63. Большую роль в подходе управления с точки зрения коли
чественных методов сыграли;
а)компьютеры;
б) космические спутники;
в) телефоны;
г) телефаксы.
64, Основную практическую задачу человекоцентристского под
хода сформулировал классик американскою менеджмента:
а) П. Друкер;
б) А. Фройль;
в) Ф. Тейлор;
г) Э. М;жо.
65, Школа поведенческих наук сосредоточила свое внимание
на налаживании:
а) межличностных отношений;
б) лидерства;
в) мотивации;
г) коммуникаций.
66, Б России концепция человеческого фактора в управлении
была сформул ирована:
а) Н.А. Витке;
б) А. Масловым;
в) Н.И. Пи роговым;
г) А.С. Белкиным.
67, Адаптивный подход и менеджменте изучает:
а) ситуативные неременные;
б) производные неременные;
в) алгоритмические переменные;
г) природные переменные.
68- Переживание состояния радости, удовлетворение от того,
что результат, к которому личность стремилась в своем дей
ствии, совпал с ее ожиданиями, называется:
а) успехом;
б) победой;
в) финишем;
г) славой.
69- Теорию внутришкольного управления обогатили иссле
дования:
а) бихевиористской школы;
б) сократовской школы;
в) фрейдистской школы;
г) средней школы.
70. Чувство успеха рождает ощущение:
а) гармоничной связи;
б) физической связи;
в) эмоциональной связи;
г) любовной связи.
71. В управленческой деятельности необходимо учитывать:
а) личности о ориентированный принцип;
б) принцип доступности;
в) принцип активности;
г) принцип ириродосообразности.
72. Н ал и ч и е м н о гоо б раз и я и н ди в и ду ал ь н ы х чел о ие ч ее к и х х арак -
теров и отношений личности с внешней средой называются:
а) человеческой переменной;
б) индивидуальными характеристиками;
в) генотипом человека;
г) особенностями личности.
73. Интеллектуальное осознание стимулов, получаемых от ощу
щений, называется:
а) восприятием;
б) памятью;
в) мышлением;
г) ценностями.
74. Явления и идеи, воплощающие в себе общественные идеалы
и выступающие как эталон должного, — это:
а) ценности;
б) мораль;
в) этика;
г) духовность.
75. В переводе с какого языка слово «лидер» означает ведущий:
а) английского;
б) французского;
в) итальянского;
г) немецкого?
76. Руководитель влияет на поведение людей с помощью:
а) лидерства;
б) руководства;
в) управления;
г) авторитета.
77- В управленческой деятельности руководителя большое значение придается:
а) межличностным коммуникациям;
б) информационной безопасности;
в) межличностным конфликтам;
г) материальным благам.
78, Для проверки принятой информации руководитель должен
установить:
а) обратную связь;
б) телефонную связь;
в) межличностные отношения;
г) контакт с группой.
79. Теоретики менеджмента особое внимание уделяли опреде
лению:
а) идеальной нормы управляемости;
б) деятельностной системы управления;
в) сумматииной системы управления;
г) качества управления.
80- Информация в переводе с латинского означает:
а) изложение;
б) анализ;
в) повествование;
г) содержание.
81. Процесс получения и переработки информации о ходе
и результатах учебно-воспитательного процесса включает:
а) контроль;
б) анализ;
в) коррекцию;
г) планирование.
82. Проверка планов осуществляется на стадии контроля:
а ) и р е д вар и т ел ь н о го;
б) текущего;
в) отсроченного;
г) и то го и о го.
83. Роль ответственного за мотивацию и активизацию подчи
ненных называется ролью:
а) лидера;
б) распространителя информации;
в) ведущего переговоры;
г) руководителя.
84. Роль менеджера, состоящая в поиске и получении необхо
димой информации, есть роль:
а) приемника информации;
б)распространителя информации;
в) распределителя ресурсов;
г) устраняющего нарушения.
85. Роль менеджера, состоящая в передаче информации, полу
ченной из внешних источников, есть роль:
а) распространителя информации;
б) распределителя ресурсов;
в) руководителя;
г) предпринимателя.
86. Роль менеджера, состоящая разработке и запуске проектов,
есть роль:
а) предпринимателя;
б) руководителя;
в) лидера;
г) распределителя ресурсов.
87. Роль менеджера, состоящая а корректировочных действиях,
есть роль:
а) устраняющего нарушения;
б) лидера;
в) руководителя;
г) предпринимателя.
88. Гуманизация в переводе с латинского означает:
а) человечный;
б) думающий;
в) гармоничный;
г) развитой.
89. Правила, которых должен придерживаться менеджер учеб
но-воспитательного процесса при наблюдении, анализе
и оценке эффективности деятельности преподавателя и уча
щихся, получили название принципа:
а) аналитической деятельности субъекта менеджмента;
б) целеполагапня;
в) кооперации и разделения труда;
г) функционального подхода.
90. Сочетание целевого, функционального и линейного управ
ления есть принцип:
а) комплексности;
б) системности;
в) фундаментализма;
г) гуманизации.
91. Эффективное научное управление на основе достижений
теории и передовой практики менеджмеита невозможно без
принципа:
а) системного самосовершенствования;
б) кооперации и разделения труда;
в) функционального подхода;
г) аналитической деятельности.
92. Первую группу методов педагогического менеджмента
составляют методы:
а) экономические;
б) административные;
в) психолого-педагогические;
г) общественного воздействия.
93. Вторую группу методов педагогического менеджмента
составляют метода;
а ) ад м и 11 и с т рат и в н ы е;
б) психолого-педагогические;
в) экономические;
г) общественного воздействия.
94. Третью группу методов педагогического менеджмента состав
ляют методы:
а) психолого-педагогические;
б) административные;
в) общественного воздействия;
г) экономические.
95. Четвертую группу методов педагогического менеджмента
составляют методы:
а) общественного воздействия;
б) экономические;
в ) а дм мни ctj>ати в ны е;
г) исихолого-педагогические.
96. Последовательные показатели усвоения материала учащи
мися в процессе обучения характеризуют степень:
а) обученности;
б) качества знаний;
в) организации учебно-познавательной деятельности;
г) социальной адаптации.
97- Условное соответствие оценки одному из пяти показателей
степени обученности учащегося, выраженное в процентах,
называется:
а) содержание балльной оценки;
б) девальвация балльной оценки;
в) алгоритмизация балльной оценки;
г) переносбалльной оценки.
98- Уменьшение условного количественного содержания оцен
ки относительно высшего уровня требований называется:
а) девальвация;
б) сегментация;
в) репродукция;
г) алгоритмизация.
ТЕСТЫ ОТКРЫТОЙ ФОРМЫ
Продолжите предложение.
1. Наука, искусство и деятельность по мобилизации интеллек
туальных, материальных и финансовых ресурсов в целях
эффективногои действенного функционирования органи
зации — это________________________________________ .
2. Комплекс принципов, методов, организационных форм
и технологических приемов управления учебно-воспита
тельным и учебно-познавательным процессом, направлен
ных на повышение его эффективности,— это______________
3. Целенаправленная деятельность по обучению, воспитанию и развитию личности путем организованного учебно-воспитательного и учебно-познавательного процессов в единстве С самообразованием этой личности, обеспечивающая усвоение знаний, умений и навыков на уровне, соответствующем государственному образовательному стандарту - это
4. Преподаватель, выступающий в качестве субъекта системы
управления учебно-познавательной деятельностью учащих
ся,— это___________________________________________
5. Руководитель учебного заведения (директор, его замести
тель), выступающий в качестве субъекта управления учеб
но-воспитательной деятельностью педагогических работни
ков,— это______ ______ _________________ _,
6. Непрерывное Наши рекомендации