Цели и задачи педагогического менеджмента

Второй составляющей основы управления педагогическими системами являются цели деятельности субъектов педагогического менеджмента.

Цель деятельности — планируемый, прогнозируемый, ожида­емый результат (цель — модель результата).

Цель занятий (урока) — реально достижимый итог совместной деятельности преподавателя и учащихся; степень обученности, на кото­рую педагог планирует вывести большинство обучаемых в ходе учеб­ных занятий (чему планирует научить: определять, вычислять, изме­рять, анализировать, находить, решать и т.п.).

Цель посещения занятий (урока) — вид и результат деятельно­сти преподавателя и учащихся, который обязательно отслеживается на каждом учебном занятии и поддается вербальной и количествен­ной оценке.

Таким образом, выделяется проблема определения основных целей воспитания в современном обществе. И.Ф. Харламов вслед за Х.Й. Лийметеом считает, что воспитание можно понимать как про­цесс управления развитием личности.

На современном этапе развития общества в качестве основных можно предложить следующие цели воспитания:

1) всестороннее развитие личности. Эта цель весьма актуальна
на данном витке социально-экономических преобразований и нашей
стране, впрочем, как и всегда. Всестороннее развитие личности - - про­
цесс всеобщий и непрерывный. Каждая социально-экономическая
формация вкладывает в это понятие определенный уровень развития
личности, который обучен и ость человека на данном конкретном эта­
пе должна слегка опережать. Идея всестороннего развития более гар­
монична и современна, если она подкреплена соответствующими зада­
чами, работающими на достижение именно такого развития в гармонии
с личностными мотивами, целями и ожиданиями как отдельного инди­
вида, так и общества в целом;

2) воспитание гражданина-патриота. Патриотизм в данном
случае понимается как доминирование приоритета национальных цен­
ностей у воспитуемых при уважении и положительном отношении
к ценностям других народов и цивилизаций. Несмотря на то, что
в последние годы отдельные российские средства массовой информа­
ции искажают понятие патриотизма, оно было, есть и будет глав­
ной целью воспитания и формирования личности в любой циви­
лизованной стране. Широко известный патриотизм американцев,
англичан и многих других народов находит понимание не только
у жителей этих стран, но и всего мирового сообщества. Воспитание
человека вне условий конкретной страны, а точнее, его Родины и как
ее жителя, и как субъекта воспитания определенной педагогической
системы в ней невозможно;

3 ) избежа н и е кра w t ост ей калл е кт ив иш а и и иди аи дуал и:ш «при формировании личности. В России никогда не было ориентации на формирование жесткого индивидуализма в его крайних, эгоцент­ристских формах. В нашей стране во главу угла всегда ставилась идея соборности и помоши человека человеку. В России никогда не пропо­ведовалась идея приоритета индивидуального богатства. И Мамонтов, и Морозов, и Третьяков, и многие другие наши соотечественники про-

славились не своим богатством, а тем, что они сделали для России. Таким образом, в отличие от американской мечты — разбогатеть, в Рос­сии всегда ценилась другая идея, заключающаяся в очень простой фор­муле: что после тебя остается людям;

4) устойчивое развитие общества как саморазвивающейся
и целенаправленной системы. Несмотря на потрясения и революции,
изрывающие общество в отдельные периоды его развития, оно все
же не деградирует, а прогрэссирует. Идея развития, совершенствова­
ния и саморазвития общества на основе непрерывного поступатель­
ною движения всех его индивидов находит подтверждение при всех
идеологических и социальных системах. Конечно, темпы развития
личности в разных системах не одинаковы, но их прогрессивная направ­
ленность сомнению не подлежит. Любое, даже самое прогрессивное
общественные устройство не идеально, но даже в антигуманных, анти­
демократических системах всегда находятся личности, воспитанные
в духе гуманизма и приоритета высших ценностей человека над любым
обществом, любой социальной системой;

5) быстрая адаптация личности к реальны At условиям конк­
ретного социума. Поколение 50—60-летних людей в России пережи­
ло целый ряд сменявших друг друга лидеров страны, весьма отли­
чавшихся своими целевыми установками и ведущими идеями. Люди
этого третьего (по меркам социологов) поколения, жившие при
И.В. Сталине, Н.С. Хрущеве, Л.И. Брежневе, Ю.В. Андропове,
К.У. Черненко, М.С. Горбачеве и Б.Н. Ельцине, всегда четко адапти­
ровались к реально изменяющейся социально-экономической жиз­
ни, т.е. демонстрировали свою приспособляемость и выживаемость
в самых разнообразных условиях. Структура, содержание и методы
воспитания в педагогической системе этих периодов мало чем отли­
чались друг от друга. В последнее десятилетие цели и задачи, струк­
тура и содержание деятельности образовательных учреждений как
педагогической системы в целом претерпевают существенные изме-
н ен ия. И11 в ари а и тн ость, 11 о л ифу н к ци о н ал ь и ост ь и м и о го це л е пая nai i рав -
ленность современных педагогических систем позволяют более пол­
но, качественно и эффективно реализовать все вышеуказанные цели
воспитания.

Подбор и расстановка, подготовка и воспитание кадров — слож­ная социально-психологическая и психолого-педагогическая задача, требующая от руководителя определенных способностей и личност­ных качеств, знаний, умений и навыков, В данном случае в задачи руко­водителя входят:

1) подбор кадров, их начальная оценка и расстановка;

2) подготовка кадров, в том числе переподготовка, повышение
квалификации, организация непрерывного образования;

3) оценка персонала, которая предполагает:

а) текущую оценку работников и результатов их деятель­
ности,

б) периодическую аттестацию руководителей, специали­
стов и служащих;

4) расстановка кадров, предполагающая:

а) распределение работников ло рабочим местам (педаго­
гов - по классам в соответствии с возрастом учащихся,
предметам с учетом их специальной подготовки, поло­
возрастных, индивидуально-психологических и лично­
стных особенностей, а также с учетом совместимости,
срабатываемости с коллегами),

б) формирование, подготовку и выдвижение резерва руко­
водящих кадров (завучей, руководителей метод объеди­
нений и т.п,),

в) ориентационно-методическое обеспечение выборов
и конкурсов на замещение должностей руководителей
и специалистов;

5) совершенствование структуры коллектива и повышение его
уст о и ч и вое т и, в к л Ер ч а ю щ ее:

а) изучение потребностей и интересов различных учите­
лей и динамики изменений структуры коллектива,

б) изучение причин текучести кадров и нарушений тру­
довой дисциплины, совершенствование социально-
педагогического климата коллектива.

Теперь дадим определение задач как базового понятия педа­гогического менеджмента. Основные задачи педагогического ме­неджмента:

1) отражают периодичность и последовательность как отдель­
ных действий исполнителя, так и всей деятельности в целом;

2) предусматривают методику и правила выполнения отдель­
ных видов работы на конкретный отрезок времени;

3) определяют требования к качеству результата деятельности
и эффективности способов достижения намеченных целей с учетом
оптимальности затраченных усилий, средств и времени;

4) устанавливают требования к составу и квалификации испол­
нителей, определенных для конкретной деятельности (в соответствии
с их функциональнымиобязанностями);

5) определяют количество необходимой информации и ее основ­
ные источники с учетом оптимальности (необходимости и недостаточ­
ности);

6) определяют и предусматривают основные правила контро­
ля и учета хода и результатов деятельности исполнителей.

Задачи учебных занятий — комплекс теоретических ипрак­тических затруднений, преодолеваемых учащимися (студентами) само­стоятельно или при содействии преподавателя в организованном учеб­но-воспитательном процессе и способствующих их целенаправленному обучению, воспитанию и развитию.

Наши рекомендации