Цели и задачи педагогического менеджмента
Второй составляющей основы управления педагогическими системами являются цели деятельности субъектов педагогического менеджмента.
Цель деятельности — планируемый, прогнозируемый, ожидаемый результат (цель — модель результата).
Цель занятий (урока) — реально достижимый итог совместной деятельности преподавателя и учащихся; степень обученности, на которую педагог планирует вывести большинство обучаемых в ходе учебных занятий (чему планирует научить: определять, вычислять, измерять, анализировать, находить, решать и т.п.).
Цель посещения занятий (урока) — вид и результат деятельности преподавателя и учащихся, который обязательно отслеживается на каждом учебном занятии и поддается вербальной и количественной оценке.
Таким образом, выделяется проблема определения основных целей воспитания в современном обществе. И.Ф. Харламов вслед за Х.Й. Лийметеом считает, что воспитание можно понимать как процесс управления развитием личности.
На современном этапе развития общества в качестве основных можно предложить следующие цели воспитания:
1) всестороннее развитие личности. Эта цель весьма актуальна
на данном витке социально-экономических преобразований и нашей
стране, впрочем, как и всегда. Всестороннее развитие личности - - про
цесс всеобщий и непрерывный. Каждая социально-экономическая
формация вкладывает в это понятие определенный уровень развития
личности, который обучен и ость человека на данном конкретном эта
пе должна слегка опережать. Идея всестороннего развития более гар
монична и современна, если она подкреплена соответствующими зада
чами, работающими на достижение именно такого развития в гармонии
с личностными мотивами, целями и ожиданиями как отдельного инди
вида, так и общества в целом;
2) воспитание гражданина-патриота. Патриотизм в данном
случае понимается как доминирование приоритета национальных цен
ностей у воспитуемых при уважении и положительном отношении
к ценностям других народов и цивилизаций. Несмотря на то, что
в последние годы отдельные российские средства массовой информа
ции искажают понятие патриотизма, оно было, есть и будет глав
ной целью воспитания и формирования личности в любой циви
лизованной стране. Широко известный патриотизм американцев,
англичан и многих других народов находит понимание не только
у жителей этих стран, но и всего мирового сообщества. Воспитание
человека вне условий конкретной страны, а точнее, его Родины и как
ее жителя, и как субъекта воспитания определенной педагогической
системы в ней невозможно;
3 ) избежа н и е кра w t ост ей калл е кт ив иш а и и иди аи дуал и:ш «при формировании личности. В России никогда не было ориентации на формирование жесткого индивидуализма в его крайних, эгоцентристских формах. В нашей стране во главу угла всегда ставилась идея соборности и помоши человека человеку. В России никогда не проповедовалась идея приоритета индивидуального богатства. И Мамонтов, и Морозов, и Третьяков, и многие другие наши соотечественники про-
славились не своим богатством, а тем, что они сделали для России. Таким образом, в отличие от американской мечты — разбогатеть, в России всегда ценилась другая идея, заключающаяся в очень простой формуле: что после тебя остается людям;
4) устойчивое развитие общества как саморазвивающейся
и целенаправленной системы. Несмотря на потрясения и революции,
изрывающие общество в отдельные периоды его развития, оно все
же не деградирует, а прогрэссирует. Идея развития, совершенствова
ния и саморазвития общества на основе непрерывного поступатель
ною движения всех его индивидов находит подтверждение при всех
идеологических и социальных системах. Конечно, темпы развития
личности в разных системах не одинаковы, но их прогрессивная направ
ленность сомнению не подлежит. Любое, даже самое прогрессивное
общественные устройство не идеально, но даже в антигуманных, анти
демократических системах всегда находятся личности, воспитанные
в духе гуманизма и приоритета высших ценностей человека над любым
обществом, любой социальной системой;
5) быстрая адаптация личности к реальны At условиям конк
ретного социума. Поколение 50—60-летних людей в России пережи
ло целый ряд сменявших друг друга лидеров страны, весьма отли
чавшихся своими целевыми установками и ведущими идеями. Люди
этого третьего (по меркам социологов) поколения, жившие при
И.В. Сталине, Н.С. Хрущеве, Л.И. Брежневе, Ю.В. Андропове,
К.У. Черненко, М.С. Горбачеве и Б.Н. Ельцине, всегда четко адапти
ровались к реально изменяющейся социально-экономической жиз
ни, т.е. демонстрировали свою приспособляемость и выживаемость
в самых разнообразных условиях. Структура, содержание и методы
воспитания в педагогической системе этих периодов мало чем отли
чались друг от друга. В последнее десятилетие цели и задачи, струк
тура и содержание деятельности образовательных учреждений как
педагогической системы в целом претерпевают существенные изме-
н ен ия. И11 в ари а и тн ость, 11 о л ифу н к ци о н ал ь и ост ь и м и о го це л е пая nai i рав -
ленность современных педагогических систем позволяют более пол
но, качественно и эффективно реализовать все вышеуказанные цели
воспитания.
Подбор и расстановка, подготовка и воспитание кадров — сложная социально-психологическая и психолого-педагогическая задача, требующая от руководителя определенных способностей и личностных качеств, знаний, умений и навыков, В данном случае в задачи руководителя входят:
1) подбор кадров, их начальная оценка и расстановка;
2) подготовка кадров, в том числе переподготовка, повышение
квалификации, организация непрерывного образования;
3) оценка персонала, которая предполагает:
а) текущую оценку работников и результатов их деятель
ности,
б) периодическую аттестацию руководителей, специали
стов и служащих;
4) расстановка кадров, предполагающая:
а) распределение работников ло рабочим местам (педаго
гов - по классам в соответствии с возрастом учащихся,
предметам с учетом их специальной подготовки, поло
возрастных, индивидуально-психологических и лично
стных особенностей, а также с учетом совместимости,
срабатываемости с коллегами),
б) формирование, подготовку и выдвижение резерва руко
водящих кадров (завучей, руководителей метод объеди
нений и т.п,),
в) ориентационно-методическое обеспечение выборов
и конкурсов на замещение должностей руководителей
и специалистов;
5) совершенствование структуры коллектива и повышение его
уст о и ч и вое т и, в к л Ер ч а ю щ ее:
а) изучение потребностей и интересов различных учите
лей и динамики изменений структуры коллектива,
б) изучение причин текучести кадров и нарушений тру
довой дисциплины, совершенствование социально-
педагогического климата коллектива.
Теперь дадим определение задач как базового понятия педагогического менеджмента. Основные задачи педагогического менеджмента:
1) отражают периодичность и последовательность как отдель
ных действий исполнителя, так и всей деятельности в целом;
2) предусматривают методику и правила выполнения отдель
ных видов работы на конкретный отрезок времени;
3) определяют требования к качеству результата деятельности
и эффективности способов достижения намеченных целей с учетом
оптимальности затраченных усилий, средств и времени;
4) устанавливают требования к составу и квалификации испол
нителей, определенных для конкретной деятельности (в соответствии
с их функциональнымиобязанностями);
5) определяют количество необходимой информации и ее основ
ные источники с учетом оптимальности (необходимости и недостаточ
ности);
6) определяют и предусматривают основные правила контро
ля и учета хода и результатов деятельности исполнителей.
Задачи учебных занятий — комплекс теоретических ипрактических затруднений, преодолеваемых учащимися (студентами) самостоятельно или при содействии преподавателя в организованном учебно-воспитательном процессе и способствующих их целенаправленному обучению, воспитанию и развитию.