Эволюция теории менеджмента в России и за рубежом
Цель:
– изучить основные концепции управления;
– изучить суть вклада различных школ менеджмента в его развитии.
Основные понятия и термины:
– концепции управления;
– научные школы.
ШКОЛЫ МЕНЕДЖМЕНТА В ТЕОРИИ УПРАВЛЕНИЯ
Систему взглядов на процессы и явления в природе и обществе называют концепцией. В теории менеджмента в XX веке было разработано семь крупных научных концепций управления.
Научные концепции школ управления
№ | Школа | Даты создания и развития | Представители | Основные положения |
1. | Классическая административная школа | |||
2. | Школа человеческих отношений | |||
3. | Школа принятия оптимальных решений | |||
4. | Кибернетическая школа менеджмента | |||
5. | Школа мотивации и человеческих ресурсов | |||
6. | Школа стратегического менеджмента и маркетинга | |||
7. | Школа глобального менеджмента и инновацией |
Кратко опишите вклад данных авторов в развитие теории и практики управления (для выполнения задания рекомендуется использовать следующие источники:
1. Классики менеджмента: Энциклопедия / Под ред. М. Уорнера; Пер. с англ. – СПб.: Питер, 2001. – 1168 с.
2. Кравченко А.И. История менеджмента. Издание 8-е. – М.: Академический проект, 2009. – 560 с.)
Фредерик Уинслоу Тейлор (англ. Frederick Winslow Taylor) – американский инженер, основоположник научного менеджмента (снискал славу «отца научного управления»). Годы жизни – 1856-1915. |
Основной вклад: _________________________________________
Анри Файоль (фр. Henri Fayol) – французский горный инженер, выдающийся теоретик и практик менеджмента, основоположник административной «классической» школы управления. Годы жизни – 1841-1925. |
Основной вклад: _________________________________________
Джордж Элтон Мэйо (англ. George Elton Mayo) – американский психолог и социолог, исследователь проблем организационного поведения и управления в производственных организациях, один из основоположников американской индустриальной социологии и доктрины «человеческих отношений». Годы жизни – 1880-1949. |
Основной вклад: _________________________________________
Мэри Паркер Фоллет (англ. Mary Parker Follett) – американский социолог и консультант по вопросам управления, теоретик менеджмента в области теории организаций и организационного поведения. Годы жизни – 1868-1933. |
Основной вклад: _________________________________________
Питер Друкер (нем. Peter Ferdinand Drucker) – американский учёный австрийского происхождения; экономист, публицист, педагог, один из самых влиятельных теоретиков менеджмента. Годы жизни – 1909-2005. |
Основной вклад: _________________________________________
Норберт Винер (англ. Norbert Wiener)– американский учёный, выдающийся математик и философ, основоположник кибернетики и теории искусственного интеллекта. Годы жизни – 1894-1964. |
Основной вклад: _________________________________________
Уильям Эдвардс Деминг (англ. William Edwards Deming) – американский учёный, статистик и консультант по менеджменту. Годы жизни – 1900-1993. |
Основной вклад: _________________________________________
Фредерик Герцберг (англ. Frederick Herzberg) – американский социальный психолог, специализирующийся на проблемах труда и деятельности компаний, влиятельная личность в сфере управления бизнесом. Годы жизни – 1923-2000. |
Основной вклад: _________________________________________
Абрахам Маслоу (англ. Abraham Maslow) – американский психолог, оказал основополагающее влияние на развитие мотивационной теории. Годы жизни – 1908-1970. |
Основной вклад: _________________________________________
Генри Минцберг (англ. Henry Mintzberg) – известный теоретик менеджмента. Годы жизни – род. 1939. |
Основной вклад: _________________________________________
Филип Котлер (англ. Philip Kotler) – основоположник современной теории маркетинга. Годы жизни – род. 1931. |
Основной вклад: _________________________________________
Игорь Ансофф (Igor H. Ansoff) – американский математик и экономист российского происхождения – Игорь Ансов. Годы жизни – 1918-2002. |
Основной вклад: _________________________________________
В современном управлении организацией начинает преобладать новая интеграционная концепция управления.
Ее характерные черты (укажите, используя учебное пособие А.П. Егоршина «Основы менеджмента»):
1. Организация рассматривается как _______________________
2. Ориентация на ______________________________________
3. Подходы к управлению: ______________________________
4. Отношение к персоналу: _______________________________
5. Система управления ориентирована на ___________________
Источники по данной теме:
1. Егоршин А.П. Основы менеджмента: Электронный учебник. – Нижний Новгород: НИМБ, 2009. – 124 с.
2. Классики менеджмента: Энциклопедия / Под ред. М. Уорнера; Пер. с англ. – СПб.: Питер, 2001. – 1168 с.
3. Кравченко А.И. История менеджмента. Издание 8-е. – М.: Академический проект, 2009. – 560 с.