Взаимодействие человека и группы

Цель:

– изучить понятие группы;

– рассмотреть общие характеристики малой группы;

– изучить принципы и отличительные особенности управления человеком и группой.

Основные понятия и термины:

– группа;

– формальная группа;

– неформальная группа;

– групповая сопричастность.

Малая группа относительно обособленное объединение небольшого количества людей, обычно не более десяти, находящихся в достаточно устойчивом взаимодействии и осуществляющих совместные действия в течение достаточно долгого промежутка времени.   Олег Самуилович Виханский, Александр Иванович Наумов

Малые группы имеют следующие особенности:

Существуют два типа групп:

1. Формальные

2. Неформальные

Жизнь группы, ее функционирование находится под влиянием трех факторов: характеристика членов группы, структурные характеристики группы; ситуационные характеристики.

К характеристикам членов группы относятся:

Структурные характеристики группы включают в себя:

Ситуационные характеристики группы мало зависят от поведения членов группы и группы в целом. Они связаны с

Как происходит взаимодействие индивида и группы?

Групповая сопричастность – это

Преимущества групп с высоким уровнем групповой сопричастности:

Проблемы групп с высоким уровнем групповой сопричастности:

Источники по данной теме:

1. Менеджмент: Учебник / Виханский О.С., Наумов А.И., – 6-е изд., перераб. и доп – М.:Магистр, НИЦ ИНФРА-М, 2016. – С. 165-180. http://znanium.com/bookread2.php?book=557530

Власть и лидерство

Цель:

– изучить понятия «лидерство» и «власть»;

– рассмотреть современные теории лидерства;

– исследовать взаимосвязь лидерства и власти.

Основные понятия и термины:

– лидерство;

– власть;

– влияние;

– личностные качества лидера;

– формальное лидерство;

– неформальное лидерство;

– менеджер;

– эффективное лидерство.

Управлять – это делать работу через других людей. Чтобы делать работу через других людей, их надо побуждать к этому.

Влиять это значит целенаправленно воздействовать на кого-либо или быть причиной чьего-то поведения. Олег Самуилович Виханский, Александр Иванович Наумов
Власть это способность или возможность влиять на кого-либо в целях изменения поведения или действий последнего. Олег Самуилович Виханский, Александр Иванович Наумов


Условия существования власти:

Личностная основа власти:

Организационная основа власти:

Стратегии влияния это методы, с помощью которых индивиды или группы пытаются использовать власть в отношении поведения других.   Олег Самуилович Виханский, Александр Иванович Наумов

Заполните таблицу:

Стратегии влияния Содержание стратегий влияния
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Лидерство является одним из самых важных механизмов реализации власти в группе и, пожалуй, самым эффективным. В основе лидерства лежат отношения доминирования и подчинения, влияния и следования в системе межличностных отношений в группе.

Лидерство управленческое взаимодействие, основанное на наиболее эффективном в данных условиях сочетании различных источников власти и направленных на побуждение людей к достижению общих целей.   Олег Самуилович Виханский, Александр Иванович Наумов

В практике управления лидерство означает способность эффективно использовать все имеющиеся источники власти в превращении созданного для других ви¢дения в реальность.

Лидеры используют власть как средство в достижении целей группы или организации. Эффективность лидерства зависит от

Распределите источники власти по силе влияния

Лидер должен стремиться к _____________________________ всех имеющихся у него основ и источников власти, так как это является одним из главных условий эффективного лидерства.

Назовите качества эффективного лидерства:

Заполните таблицу

Отличие менеджера от лидера

Менеджер Лидер
   

На практике не наблюдается идеального соблюдения этих двух типов отношений управления. Значительная группа менеджеров обладает лидерскими качествами.

Существует четыре группы подходов к изучению лидерства

1.

2.

3.

4.

Классификация теорий лидерства

1. Теория лидерских качеств

2. Концепции лидерского поведения

3. Концепции ситуационного лидерства

4. Новое в теориях лидерства

Приведите примеры эффективных лидеров в выбранной вами профессии. Почему вы считаете данных лидеров эффективными?

Источники по данной теме:

1. Менеджмент: Учебник / Виханский О.С., Наумов А.И., – 6-е изд., перераб. и доп – М.:Магистр, НИЦ ИНФРА-М, 2016. – С. 502-559. http://znanium.com/bookread2.php?book=557530

Видео:

1. Великие диктаторы // Власть факта http://tvkultura.ru/anons/show/episode_id/155596/brand_id/20903/

2. Великие правители // Власть факта. http://www.youtube.com/watch?v=MWAcNNHjnlk Вместе с Францией: Шарль де Голль // Власть факта http://tvkultura.ru/anons/show/episode_id/1270266/brand_id/20903/

3. Искрящиеся контакты, или Король и свита. http://tvkultura.ru/video/show/brand_id/20873/episode_id/153871

4. Манфред Кетс де Врис. Мастер класс для ИБДА РАНХиГС. Встреча с автором бестселлера «Мистика лидерства». http://www.youtube.com/watch?v=eVF_WbytmMA

Организационная культура

Цель:

– изучить понятие «организационная культура»;

– рассмотреть элементы оргкультуры;

– раскрыть способы развития оргкультуры.

Основные понятия и термины:

– организационная культура;

– элементы организационной культуры;

– уровни оргкультуры;

– субъективная организационная культура;

– объективная организационная культура;

– содержание оргкультуры;

– развитие огкультуры.

Организационная культура Набор наиболее важных базовых предположений или гипотез Олег Самуилович Виханский, Александр Иванович Наумов

Понятие организационная культура включает три ключевых элемента:

1.

2.

3.

Выделяют различные уровни организационной культуры: поверхностный, подповерхностный и глубинный.

Взаимодействие человека и группы - student2.ru

Рис.1. Три уровня изучения организационной культуры (по Э.Шайну)

Организационная культура может быть рассмотрена с субъективной и объективной сторон.

Субъективная организационная культура включает:

Субъективная организационная культура служит основой формирования ________________________ культуры, то есть_________

Объективную организационную культуру обычно связывают с физическим окружением, создаваемым в организации: ____________

Субъективный аспект создает больше возможностей для поиска как общего, так и различий между людьми и организациями.

Содержание организационной культуры представляет собой не простую сумму разделяемых членами организации предположений, а то, как они связаны между собой и как они формируют определённые образцы поведения.

Взаимодействие человека и группы - student2.ru

Рис.2. Содержание, проявление и интерпретации организационной культуры (по В.Сатте)

Развитие организационной культуры предполагает ее формирование, поддержание и изменение.

Как происходит изменение организационной культуры?

Источники по данной теме:

1. Менеджмент: Учебник / Виханский О.С., Наумов А.И., – 6-е изд., перераб. и доп – М.:Магистр, НИЦ ИНФРА-М, 2016. – С.560-607. http://znanium.com/bookread2.php?book=557530

2. Шейн Э. Организационная культура и лидерство. – СПб: Питер, 2012. – 352 с.

Управление конфликтом

Цель:

– изучить понятие «конфликт»;

– рассмотреть типологию конфликтов;

– рассмотреть сущность деятельности руководителя по урегулированию конфликтов.

Основные понятия и термины:

– конфликт;

– типология конфликтов;

– урегулирование конфликтов.

Конфликт это нормальное проявление социальных связей и отношений между людьми, способ взаимодействия при столкновении несовместимых взглядов, позиций и интересов, противоборство взаимосвязанных, но преследующих свои цели двух или более сторон. Кибанов Ардальон Яковлевич, Ворожейкин Иван Егорович, Захаров Дмитрий Кириллович, Коновалова Валерия Германовна

Конфликты отличаются большим разнообразием.

Классификация конфликтов

№ п/п Признак классификации Виды конфликтов
По сферам проявления    
По масштабам, длительности и напряженности    
По субъектам конфликтного взаимодействия    
По предмету конфликта  
По источникам и причинам возникновения    
По коммуникативной направленности    
По социальным последствиям    
По формам и степени столкновения    
По способам и масштабам урегулирования    

Конфликт – широко распространенное явление, повсеместное. Конфликт – такое взаимодействие, которое протекает в форме противостояния, столкновения, противоборства личностей или общественных сил, интересов, взглядов, позиций по меньшей мере двух сторон.

Перечислите наиболее распространённые причины возникновения конфликтов в организации

Стилем конфликтного поведения называют

Способом разрешения конфликта называют

Конфликт – прогнозируемое явление, подверженное регулированию.

Управление конфликтами направлено на предупреждение возникновения нежелательных, негативного плана конфликтов, придание неизбежным конфликтным ситуациям конструктивного характера.

Перечислите структурные методы управления конфликтом внутри организации:

Источники по данной теме:

1. Кибанов А.Я. Конфликтология: Учебник / Кибанов А.Я., Ворожейкин И.Е., Захаров Д.К.; Под ред. Кибанов А.Я., – 2-е изд., перераб. и доп. – М.:НИЦ ИНФРА-М, 2017. – 301 с.: 60x90 1/16. – (Высшее образование: Бакалавриат) (Переплёт 7БЦ) ISBN 978-5-16-005724-8 http://znanium.com/bookread2.php?book=590258

2. Менеджмент: Учебник / Виханский О.С., Наумов А.И., – 6-е изд., перераб. и доп – М.:Магистр, НИЦ ИНФРА-М, 2016. – С.491-501. http://znanium.com/bookread2.php?book=557530

Наши рекомендации