Взаимодействие человека и группы
Цель:
– изучить понятие группы;
– рассмотреть общие характеристики малой группы;
– изучить принципы и отличительные особенности управления человеком и группой.
Основные понятия и термины:
– группа;
– формальная группа;
– неформальная группа;
– групповая сопричастность.
Малая группа | относительно обособленное объединение небольшого количества людей, обычно не более десяти, находящихся в достаточно устойчивом взаимодействии и осуществляющих совместные действия в течение достаточно долгого промежутка времени. Олег Самуилович Виханский, Александр Иванович Наумов |
Малые группы имеют следующие особенности:
Существуют два типа групп:
1. Формальные
2. Неформальные
Жизнь группы, ее функционирование находится под влиянием трех факторов: характеристика членов группы, структурные характеристики группы; ситуационные характеристики.
К характеристикам членов группы относятся:
Структурные характеристики группы включают в себя:
Ситуационные характеристики группы мало зависят от поведения членов группы и группы в целом. Они связаны с
Как происходит взаимодействие индивида и группы?
Групповая сопричастность – это
Преимущества групп с высоким уровнем групповой сопричастности:
Проблемы групп с высоким уровнем групповой сопричастности:
Источники по данной теме:
1. Менеджмент: Учебник / Виханский О.С., Наумов А.И., – 6-е изд., перераб. и доп – М.:Магистр, НИЦ ИНФРА-М, 2016. – С. 165-180. http://znanium.com/bookread2.php?book=557530
Власть и лидерство
Цель:
– изучить понятия «лидерство» и «власть»;
– рассмотреть современные теории лидерства;
– исследовать взаимосвязь лидерства и власти.
Основные понятия и термины:
– лидерство;
– власть;
– влияние;
– личностные качества лидера;
– формальное лидерство;
– неформальное лидерство;
– менеджер;
– эффективное лидерство.
Управлять – это делать работу через других людей. Чтобы делать работу через других людей, их надо побуждать к этому.
Влиять | это значит целенаправленно воздействовать на кого-либо или быть причиной чьего-то поведения. Олег Самуилович Виханский, Александр Иванович Наумов |
Власть | это способность или возможность влиять на кого-либо в целях изменения поведения или действий последнего. Олег Самуилович Виханский, Александр Иванович Наумов |
Условия существования власти:
Личностная основа власти:
Организационная основа власти:
Стратегии влияния | это методы, с помощью которых индивиды или группы пытаются использовать власть в отношении поведения других. Олег Самуилович Виханский, Александр Иванович Наумов |
Заполните таблицу:
Стратегии влияния | Содержание стратегий влияния |
Лидерство является одним из самых важных механизмов реализации власти в группе и, пожалуй, самым эффективным. В основе лидерства лежат отношения доминирования и подчинения, влияния и следования в системе межличностных отношений в группе.
Лидерство | управленческое взаимодействие, основанное на наиболее эффективном в данных условиях сочетании различных источников власти и направленных на побуждение людей к достижению общих целей. Олег Самуилович Виханский, Александр Иванович Наумов |
В практике управления лидерство означает способность эффективно использовать все имеющиеся источники власти в превращении созданного для других ви¢дения в реальность.
Лидеры используют власть как средство в достижении целей группы или организации. Эффективность лидерства зависит от
Распределите источники власти по силе влияния
Лидер должен стремиться к _____________________________ всех имеющихся у него основ и источников власти, так как это является одним из главных условий эффективного лидерства.
Назовите качества эффективного лидерства:
Заполните таблицу
Отличие менеджера от лидера
Менеджер | Лидер |
На практике не наблюдается идеального соблюдения этих двух типов отношений управления. Значительная группа менеджеров обладает лидерскими качествами.
Существует четыре группы подходов к изучению лидерства
1.
2.
3.
4.
Классификация теорий лидерства
1. Теория лидерских качеств
2. Концепции лидерского поведения
3. Концепции ситуационного лидерства
4. Новое в теориях лидерства
Приведите примеры эффективных лидеров в выбранной вами профессии. Почему вы считаете данных лидеров эффективными?
Источники по данной теме:
1. Менеджмент: Учебник / Виханский О.С., Наумов А.И., – 6-е изд., перераб. и доп – М.:Магистр, НИЦ ИНФРА-М, 2016. – С. 502-559. http://znanium.com/bookread2.php?book=557530
Видео:
1. Великие диктаторы // Власть факта http://tvkultura.ru/anons/show/episode_id/155596/brand_id/20903/
2. Великие правители // Власть факта. http://www.youtube.com/watch?v=MWAcNNHjnlk Вместе с Францией: Шарль де Голль // Власть факта http://tvkultura.ru/anons/show/episode_id/1270266/brand_id/20903/
3. Искрящиеся контакты, или Король и свита. http://tvkultura.ru/video/show/brand_id/20873/episode_id/153871
4. Манфред Кетс де Врис. Мастер класс для ИБДА РАНХиГС. Встреча с автором бестселлера «Мистика лидерства». http://www.youtube.com/watch?v=eVF_WbytmMA
Организационная культура
Цель:
– изучить понятие «организационная культура»;
– рассмотреть элементы оргкультуры;
– раскрыть способы развития оргкультуры.
Основные понятия и термины:
– организационная культура;
– элементы организационной культуры;
– уровни оргкультуры;
– субъективная организационная культура;
– объективная организационная культура;
– содержание оргкультуры;
– развитие огкультуры.
Организационная культура | Набор наиболее важных базовых предположений или гипотез Олег Самуилович Виханский, Александр Иванович Наумов |
Понятие организационная культура включает три ключевых элемента:
1.
2.
3.
Выделяют различные уровни организационной культуры: поверхностный, подповерхностный и глубинный.
Рис.1. Три уровня изучения организационной культуры (по Э.Шайну)
Организационная культура может быть рассмотрена с субъективной и объективной сторон.
Субъективная организационная культура включает:
Субъективная организационная культура служит основой формирования ________________________ культуры, то есть_________
Объективную организационную культуру обычно связывают с физическим окружением, создаваемым в организации: ____________
Субъективный аспект создает больше возможностей для поиска как общего, так и различий между людьми и организациями.
Содержание организационной культуры представляет собой не простую сумму разделяемых членами организации предположений, а то, как они связаны между собой и как они формируют определённые образцы поведения.
Рис.2. Содержание, проявление и интерпретации организационной культуры (по В.Сатте)
Развитие организационной культуры предполагает ее формирование, поддержание и изменение.
Как происходит изменение организационной культуры?
Источники по данной теме:
1. Менеджмент: Учебник / Виханский О.С., Наумов А.И., – 6-е изд., перераб. и доп – М.:Магистр, НИЦ ИНФРА-М, 2016. – С.560-607. http://znanium.com/bookread2.php?book=557530
2. Шейн Э. Организационная культура и лидерство. – СПб: Питер, 2012. – 352 с.
Управление конфликтом
Цель:
– изучить понятие «конфликт»;
– рассмотреть типологию конфликтов;
– рассмотреть сущность деятельности руководителя по урегулированию конфликтов.
Основные понятия и термины:
– конфликт;
– типология конфликтов;
– урегулирование конфликтов.
Конфликт | это нормальное проявление социальных связей и отношений между людьми, способ взаимодействия при столкновении несовместимых взглядов, позиций и интересов, противоборство взаимосвязанных, но преследующих свои цели двух или более сторон. Кибанов Ардальон Яковлевич, Ворожейкин Иван Егорович, Захаров Дмитрий Кириллович, Коновалова Валерия Германовна |
Конфликты отличаются большим разнообразием.
Классификация конфликтов
№ п/п | Признак классификации | Виды конфликтов |
По сферам проявления | ||
По масштабам, длительности и напряженности | ||
По субъектам конфликтного взаимодействия | ||
По предмету конфликта | ||
По источникам и причинам возникновения | ||
По коммуникативной направленности | ||
По социальным последствиям | ||
По формам и степени столкновения | ||
По способам и масштабам урегулирования |
Конфликт – широко распространенное явление, повсеместное. Конфликт – такое взаимодействие, которое протекает в форме противостояния, столкновения, противоборства личностей или общественных сил, интересов, взглядов, позиций по меньшей мере двух сторон.
Перечислите наиболее распространённые причины возникновения конфликтов в организации
Стилем конфликтного поведения называют
Способом разрешения конфликта называют
Конфликт – прогнозируемое явление, подверженное регулированию.
Управление конфликтами направлено на предупреждение возникновения нежелательных, негативного плана конфликтов, придание неизбежным конфликтным ситуациям конструктивного характера.
Перечислите структурные методы управления конфликтом внутри организации:
Источники по данной теме:
1. Кибанов А.Я. Конфликтология: Учебник / Кибанов А.Я., Ворожейкин И.Е., Захаров Д.К.; Под ред. Кибанов А.Я., – 2-е изд., перераб. и доп. – М.:НИЦ ИНФРА-М, 2017. – 301 с.: 60x90 1/16. – (Высшее образование: Бакалавриат) (Переплёт 7БЦ) ISBN 978-5-16-005724-8 http://znanium.com/bookread2.php?book=590258
2. Менеджмент: Учебник / Виханский О.С., Наумов А.И., – 6-е изд., перераб. и доп – М.:Магистр, НИЦ ИНФРА-М, 2016. – С.491-501. http://znanium.com/bookread2.php?book=557530