Раздел 4. организационные процессы

Основы менеджмента

Рабочая тетрадь
для студентов, обучающихся по направлениям подготовки
«Экономика», «Менеджмент», «Управление персоналом»,
«Государственное и муниципальное управление»

Часть II

Стерлитамак 2016

УДК 338.2:005 (072)

ББК 65.050р30

О 75

Рецензенты:

кафедра экономики и управления (Стерлитамакский филиал БашГУ);

к.соц.н., доцент кафедры экономики и управления А.Р. Ягудина (Стерлитамакский филиал БашГУ);

к.с.н., зав. кафедрой управления качеством образования Г.Р. Габидуллина (БГПУ им. М. Акмуллы)

Ответственный редактор – кандидат экономических наук, доцент Т.А. Опарина (Стерлитамакский филиал БашГУ)

О 75
Основы менеджмента: Рабочая тетрадь для студентов,
обучающихся по направлениям подготовки «Экономика»,
«Менеджмент», «Управление персоналом», «Государственное и муниципальное управление» Часть II / Авт.-сост. Н.Ф. Анохина. – Стерлитамак: Стерлитамакский филиал БашГУ, 2016. – 70 с.

Рабочая тетрадь составлена по курсу «Основы менеджмента».

Предназначена для студентов высших учебных заведений обучающихся по направлениям подготовки «Экономика», «Менеджмент», «Управление персоналом», «Государственное и муниципальное управление».

Ó Авт.-сост.: Анохина Н.Ф., 2016

Ó Стерлитамакский филиал БашГУ, 2016

 
  раздел 4. организационные процессы - student2.ru

Введение

Дисциплина «Основы менеджмента» изучается бакалаврами, осваивающими экономические направления подготовки, в качестве дисциплины профессионального цикла.

Для изучения курса необходимы знания, умения и компетенции, полученные в результате изучения дисциплин гуманитарного, социального и экономического, математического и естественнонаучного циклов, изучающих разнообразные аспекты управления организацией.

Дисциплина «Основы менеджмента» представляет собой курс лекций и практических занятий, посвященных рассмотрению ключевой терминологии и базовых концепций в области теории менеджмента.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

знать:

– базовые понятия менеджмента;

– основные концепции теории менеджмента;

– ключевые характеристики внешней и внутренней среды организации;

– основные типы организационных структур;

– концепцию управления изменениями;

– теорию лидерства и мотивации.

Уметь:

– применять базовые знания в области менеджмента для анализа практических ситуаций и принятия управленческих решений;

– систематизировать полученные теоретические знания для дальнейшего использования в рамках учебного процесса.

Иметь представление:

– о современных теоретических и практических подходах в области менеджмента;

– о лучших практиках западных и российских компаний в области менеджмента.

Обладать навыками:

– анализа и оценки управленческих решений;

– базового анализа внутренней и внешней среды организации.

Курс разбит на разделы. В данной рабочей тетради представлены разделы:

– Раздел 4. Организационные процессы.

– Раздел 5. Разработка и принятие управленческих решений.

– Раздел 6. Менеджмент отдельных сфер деятельности.

Для выполнения заданий по рабочей тетради рекомендуется использовать в первую очередь следующие источники:

Основная литература:

1. Дафт Л.Р. Менеджмент. 10-е изд. – СПб.: Питер, 2015. – 656 с.

2. Менеджмент: Учебник / Виханский О.С., Наумов А.И., – 6-е изд., перераб. и доп – М.:Магистр, НИЦ ИНФРА-М, 2016. – 656 с.: 60x90 1/16 (Переплёт 7БЦ) ISBN 978-5-9776-0320-1 http://znanium.com/bookread2.php?book=557530

3. Райзберг Б.А. Современный экономический словарь / Б.А. Райзберг, Л.Ш. Лозовский, Е.Б. Стародубцева. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2017. – 512 с. –http://znanium.com/bookread2.php?book=751618

Дополнительная литература рекомендуется по конкретным темам после каждой части раздела.

Данная рабочая тетрадь предназначена для использования во время аудиторных лекционных и практических занятий (знакомства со структурой и содержанием курса, основными понятиями, заполнением заданий по самостоятельной работе). Рекомендуется иметь при себе рабочую тетрадь на каждом аудиторном занятии для ее своевременного заполнения и проверки, использования для устного ответа.

Во время внеаудиторной самостоятельной работы студентов рекомендуется выполнять домашние задания из данной рабочей тетради, заучивать наизусть и повторять основные понятия курса. Рабочая тетрадь содержит всю необходимую информацию для подготовки к письменным контрольным работам по курсу «Основы менеджмента».




Власть и лидерство

Цель:

– изучить понятия «лидерство» и «власть»;

– рассмотреть современные теории лидерства;

– исследовать взаимосвязь лидерства и власти.

Основные понятия и термины:

– лидерство;

– власть;

– влияние;

– личностные качества лидера;

– формальное лидерство;

– неформальное лидерство;

– менеджер;

– эффективное лидерство.

Управлять – это делать работу через других людей. Чтобы делать работу через других людей, их надо побуждать к этому.

Влиять это значит целенаправленно воздействовать на кого-либо или быть причиной чьего-то поведения. Олег Самуилович Виханский, Александр Иванович Наумов
Власть это способность или возможность влиять на кого-либо в целях изменения поведения или действий последнего. Олег Самуилович Виханский, Александр Иванович Наумов

Условия существования власти:

Личностная основа власти:

Организационная основа власти:

Стратегии влияния это методы, с помощью которых индивиды или группы пытаются использовать власть в отношении поведения других.   Олег Самуилович Виханский, Александр Иванович Наумов

Заполните таблицу:

Стратегии влияния Содержание стратегий влияния
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Лидерство является одним из самых важных механизмов реализации власти в группе и, пожалуй, самым эффективным. В основе лидерства лежат отношения доминирования и подчинения, влияния и следования в системе межличностных отношений в группе.

Лидерство управленческое взаимодействие, основанное на наиболее эффективном в данных условиях сочетании различных источников власти и направленных на побуждение людей к достижению общих целей.   Олег Самуилович Виханский, Александр Иванович Наумов

В практике управления лидерство означает способность эффективно использовать все имеющиеся источники власти в превращении созданного для других ви¢дения в реальность.

Лидеры используют власть как средство в достижении целей группы или организации. Эффективность лидерства зависит от

Распределите источники власти по силе влияния

Лидер должен стремиться к _____________________________ всех имеющихся у него основ и источников власти, так как это является одним из главных условий эффективного лидерства.

Назовите качества эффективного лидерства:

Заполните таблицу

Отличие менеджера от лидера

Менеджер Лидер
   

На практике не наблюдается идеального соблюдения этих двух типов отношений управления. Значительная группа менеджеров обладает лидерскими качествами.

Существует четыре группы подходов к изучению лидерства

1.

2.

3.

4.

Классификация теорий лидерства

1. Теория лидерских качеств

2. Концепции лидерского поведения

3. Концепции ситуационного лидерства

4. Новое в теориях лидерства

Приведите примеры эффективных лидеров в выбранной вами профессии. Почему вы считаете данных лидеров эффективными?

Источники по данной теме:

1. Менеджмент: Учебник / Виханский О.С., Наумов А.И., – 6-е изд., перераб. и доп – М.:Магистр, НИЦ ИНФРА-М, 2016. – С. 502-559. http://znanium.com/bookread2.php?book=557530

Видео:

1. Великие диктаторы // Власть факта http://tvkultura.ru/anons/show/episode_id/155596/brand_id/20903/

2. Великие правители // Власть факта. http://www.youtube.com/watch?v=MWAcNNHjnlk Вместе с Францией: Шарль де Голль // Власть факта http://tvkultura.ru/anons/show/episode_id/1270266/brand_id/20903/

3. Искрящиеся контакты, или Король и свита. http://tvkultura.ru/video/show/brand_id/20873/episode_id/153871

4. Манфред Кетс де Врис. Мастер класс для ИБДА РАНХиГС. Встреча с автором бестселлера «Мистика лидерства». http://www.youtube.com/watch?v=eVF_WbytmMA

Организационная культура

Цель:

– изучить понятие «организационная культура»;

– рассмотреть элементы оргкультуры;

– раскрыть способы развития оргкультуры.

Основные понятия и термины:

– организационная культура;

– элементы организационной культуры;

– уровни оргкультуры;

– субъективная организационная культура;

– объективная организационная культура;

– содержание оргкультуры;

– развитие огкультуры.

Организационная культура Набор наиболее важных базовых предположений или гипотез Олег Самуилович Виханский, Александр Иванович Наумов

Понятие организационная культура включает три ключевых элемента:

1.

2.

3.

Выделяют различные уровни организационной культуры: поверхностный, подповерхностный и глубинный.

раздел 4. организационные процессы - student2.ru

Рис.1. Три уровня изучения организационной культуры (по Э.Шайну)

Организационная культура может быть рассмотрена с субъективной и объективной сторон.

Субъективная организационная культура включает:

Субъективная организационная культура служит основой формирования ________________________ культуры, то есть_________

Объективную организационную культуру обычно связывают с физическим окружением, создаваемым в организации: ____________

Субъективный аспект создает больше возможностей для поиска как общего, так и различий между людьми и организациями.

Содержание организационной культуры представляет собой не простую сумму разделяемых членами организации предположений, а то, как они связаны между собой и как они формируют определённые образцы поведения.

раздел 4. организационные процессы - student2.ru

Рис.2. Содержание, проявление и интерпретации организационной культуры (по В.Сатте)

Развитие организационной культуры предполагает ее формирование, поддержание и изменение.

Как происходит изменение организационной культуры?

Источники по данной теме:

1. Менеджмент: Учебник / Виханский О.С., Наумов А.И., – 6-е изд., перераб. и доп – М.:Магистр, НИЦ ИНФРА-М, 2016. – С.560-607. http://znanium.com/bookread2.php?book=557530

2. Шейн Э. Организационная культура и лидерство. – СПб: Питер, 2012. – 352 с.

Управление конфликтом

Цель:

– изучить понятие «конфликт»;

– рассмотреть типологию конфликтов;

– рассмотреть сущность деятельности руководителя по урегулированию конфликтов.

Основные понятия и термины:

– конфликт;

– типология конфликтов;

– урегулирование конфликтов.

Конфликт это нормальное проявление социальных связей и отношений между людьми, способ взаимодействия при столкновении несовместимых взглядов, позиций и интересов, противоборство взаимосвязанных, но преследующих свои цели двух или более сторон. Кибанов Ардальон Яковлевич, Ворожейкин Иван Егорович, Захаров Дмитрий Кириллович, Коновалова Валерия Германовна

Конфликты отличаются большим разнообразием.

Классификация конфликтов

№ п/п Признак классификации Виды конфликтов
По сферам проявления    
По масштабам, длительности и напряженности    
По субъектам конфликтного взаимодействия    
По предмету конфликта  
По источникам и причинам возникновения    
По коммуникативной направленности    
По социальным последствиям    
По формам и степени столкновения    
По способам и масштабам урегулирования    

Конфликт – широко распространенное явление, повсеместное. Конфликт – такое взаимодействие, которое протекает в форме противостояния, столкновения, противоборства личностей или общественных сил, интересов, взглядов, позиций по меньшей мере двух сторон.

Перечислите наиболее распространённые причины возникновения конфликтов в организации

Стилем конфликтного поведения называют

Способом разрешения конфликта называют

Конфликт – прогнозируемое явление, подверженное регулированию.

Управление конфликтами направлено на предупреждение возникновения нежелательных, негативного плана конфликтов, придание неизбежным конфликтным ситуациям конструктивного характера.

Перечислите структурные методы управления конфликтом внутри организации:

Источники по данной теме:

1. Кибанов А.Я. Конфликтология: Учебник / Кибанов А.Я., Ворожейкин И.Е., Захаров Д.К.; Под ред. Кибанов А.Я., – 2-е изд., перераб. и доп. – М.:НИЦ ИНФРА-М, 2017. – 301 с.: 60x90 1/16. – (Высшее образование: Бакалавриат) (Переплёт 7БЦ) ISBN 978-5-16-005724-8 http://znanium.com/bookread2.php?book=590258

2. Менеджмент: Учебник / Виханский О.С., Наумов А.И., – 6-е изд., перераб. и доп – М.:Магистр, НИЦ ИНФРА-М, 2016. – С.491-501. http://znanium.com/bookread2.php?book=557530

Основы менеджмента

Рабочая тетрадь
для студентов, обучающихся по направлениям подготовки
«Экономика», «Менеджмент», «Управление персоналом»,
«Государственное и муниципальное управление»

Часть II

Автор-составитель – кандидат педагогических наук, доцент
Наталья Фаритовна Анохина (Стерлитамакский филиал БашГУ)

Ответственный редактор – кандидат экономических наук, доцент
Опарина Татьяна Александровна (Стерлитамакский филиал БашГУ)

Начальник ИИЦ О.А. Шарипова

Компьютерная верстка Усманова Н.С.

Редактор

Печатается в авторской редакции.

Автор-составитель несет ответственность за достоверность

материала, изложенного в книге

Подписано в набор 27.12.2016 Подписано в печать 27.12.2016
Подписано в свет 27.12.2016 Формат 60х841/16.
Бумага офсетная. Гарнитура «Times».
Печать оперативная. Уч.-изд.л. 4
Тираж 200 (1-й завод 25) экз. Усл. печ.л. 4,5
Заказ № 218/16  

раздел 4. организационные процессы - student2.ru Редакционно-издательский отдел Стерлитамакского филиала БашГУ:
453103, г. Стерлитамак, пр. Ленина, 49.

Основы менеджмента

Рабочая тетрадь
для студентов, обучающихся по направлениям подготовки
«Экономика», «Менеджмент», «Управление персоналом»,
«Государственное и муниципальное управление»

Часть II

Стерлитамак 2016

УДК 338.2:005 (072)

ББК 65.050р30

О 75

Рецензенты:

кафедра экономики и управления (Стерлитамакский филиал БашГУ);

к.соц.н., доцент кафедры экономики и управления А.Р. Ягудина (Стерлитамакский филиал БашГУ);

к.с.н., зав. кафедрой управления качеством образования Г.Р. Габидуллина (БГПУ им. М. Акмуллы)

Ответственный редактор – кандидат экономических наук, доцент Т.А. Опарина (Стерлитамакский филиал БашГУ)

О 75
Основы менеджмента: Рабочая тетрадь для студентов,
обучающихся по направлениям подготовки «Экономика»,
«Менеджмент», «Управление персоналом», «Государственное и муниципальное управление» Часть II / Авт.-сост. Н.Ф. Анохина. – Стерлитамак: Стерлитамакский филиал БашГУ, 2016. – 70 с.

Рабочая тетрадь составлена по курсу «Основы менеджмента».

Предназначена для студентов высших учебных заведений обучающихся по направлениям подготовки «Экономика», «Менеджмент», «Управление персоналом», «Государственное и муниципальное управление».

Ó Авт.-сост.: Анохина Н.Ф., 2016

Ó Стерлитамакский филиал БашГУ, 2016

 
  раздел 4. организационные процессы - student2.ru

Введение

Дисциплина «Основы менеджмента» изучается бакалаврами, осваивающими экономические направления подготовки, в качестве дисциплины профессионального цикла.

Для изучения курса необходимы знания, умения и компетенции, полученные в результате изучения дисциплин гуманитарного, социального и экономического, математического и естественнонаучного циклов, изучающих разнообразные аспекты управления организацией.

Дисциплина «Основы менеджмента» представляет собой курс лекций и практических занятий, посвященных рассмотрению ключевой терминологии и базовых концепций в области теории менеджмента.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

знать:

– базовые понятия менеджмента;

– основные концепции теории менеджмента;

– ключевые характеристики внешней и внутренней среды организации;

– основные типы организационных структур;

– концепцию управления изменениями;

– теорию лидерства и мотивации.

Уметь:

– применять базовые знания в области менеджмента для анализа практических ситуаций и принятия управленческих решений;

– систематизировать полученные теоретические знания для дальнейшего использования в рамках учебного процесса.

Иметь представление:

– о современных теоретических и практических подходах в области менеджмента;

– о лучших практиках западных и российских компаний в области менеджмента.

Обладать навыками:

– анализа и оценки управленческих решений;

– базового анализа внутренней и внешней среды организации.

Курс разбит на разделы. В данной рабочей тетради представлены разделы:

– Раздел 4. Организационные процессы.

– Раздел 5. Разработка и принятие управленческих решений.

– Раздел 6. Менеджмент отдельных сфер деятельности.

Для выполнения заданий по рабочей тетради рекомендуется использовать в первую очередь следующие источники:

Основная литература:

1. Дафт Л.Р. Менеджмент. 10-е изд. – СПб.: Питер, 2015. – 656 с.

2. Менеджмент: Учебник / Виханский О.С., Наумов А.И., – 6-е изд., перераб. и доп – М.:Магистр, НИЦ ИНФРА-М, 2016. – 656 с.: 60x90 1/16 (Переплёт 7БЦ) ISBN 978-5-9776-0320-1 http://znanium.com/bookread2.php?book=557530

3. Райзберг Б.А. Современный экономический словарь / Б.А. Райзберг, Л.Ш. Лозовский, Е.Б. Стародубцева. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2017. – 512 с. –http://znanium.com/bookread2.php?book=751618

Дополнительная литература рекомендуется по конкретным темам после каждой части раздела.

Данная рабочая тетрадь предназначена для использования во время аудиторных лекционных и практических занятий (знакомства со структурой и содержанием курса, основными понятиями, заполнением заданий по самостоятельной работе). Рекомендуется иметь при себе рабочую тетрадь на каждом аудиторном занятии для ее своевременного заполнения и проверки, использования для устного ответа.

Во время внеаудиторной самостоятельной работы студентов рекомендуется выполнять домашние задания из данной рабочей тетради, заучивать наизусть и повторять основные понятия курса. Рабочая тетрадь содержит всю необходимую информацию для подготовки к письменным контрольным работам по курсу «Основы менеджмента».

РАЗДЕЛ 4. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ

4. 1. Информационно-коммуникационное обеспечение
менеджмента

Цель:

– изучить понятие «управленческая информация»;

– рассмотреть роль информационных технологий в деятельности

организации и в работе менеджеров;

– изучить коммуникационный процесс в организации;

– охарактеризовать принципы построения процесса эффективной

коммуникации в организации;

– изучить виды коммуникационных сетей.

Основные понятия и термины:

– информация;

– управленческие информационные системы;

– коммуникационный процесс;

– коммуникационные сети;

– коммуникационный стиль.

Информация   от лат. Informatio – осведомлять 1) любое сообщение о чем-либо; 2) сведения, данные, значения экономических показатели, являющиеся объектами хранения, обработки и передачи и используемые в процессе анализа и выработки экономических решений в управлении; 3) один из видов ресурсов, используемых в экономических процессах; 4) одна из трех фундаментальных субстанций (вещество, энергия, информация). Современный экономический словарь
Управленческая информация   совокупность сведений, характеризующих состояние, поведение, результаты деятельности и перспективы развития объекта управления, окружающей среды и самой подсистемы управления Николай Александрович Сироткин, Сергей Эдуардович Ольховиков
Управленческая информация   совокупность сведений о том, что происходит внутри организации и в ее окружении. Веснин Владимир Рафаилович
     

Основные требования к управленческой информации

Информация существует в виде данных, представляющих набор количественных и качественных параметров. Цифровая и текстовая информация записывается с применением средств компьютерной техники. Важнейшие виды записей, используемых в управленческих целях:

Вставьте недостающий компонент перечня:

Информационные технологии, применяемые в организациях, включают в себя:

– аппаратное обеспечение;

– программное обеспечение;

– ________________________;

– системы управления базами данных

– другие технические средства хранения данных и использования их в виде информации для принятия организационных решений.

(Источник: Р. Дафт «Менеджмент»)

Наиболее распространенные информационные системы в организации – управленческие и операционные.

Функции управленческих ИС:

Состав управленческих ИС:

Функции операционных ИС:

Состав операционных ИС:

Для принятия управленческих решений первичные данные должны быть обработаны (агрегированы, детализированы, структурированы). Руководители высшего уровня получают итоговую информацию, на основе которой принимаются стратегические решения.

Каковы возможности использования технологий Интернета в менеджменте?

Какова роль информационных технологий в деятельности организации?

Какова роль информационных технологий в работе менеджера?

В каком случае происходит превращение данных и информации в знания?

Охарактеризуйте явно заданные знания

Охарактеризуйте неявные знания

Управление знаниями – это:

Коммуникация это процесс, в котором его участники обмениваются информацией и ищут взаимопонимания. Олег Самуилович Виханский, Александр Иванович Наумов

Как соотносятся понятия «коммуникация» и «информация»?

Перечислите виды коммуникации:

Опишите коммуникационный процесс в организации.

Менеджер имеет возможность выбирать наиболее удобные для него каналы коммуникаций с другими руководителями и работниками.

Каналы коммуникации (классификация по пропускной способности):

Почему возникает боязнь коммуникаций?

Как следует действовать, чтобы эффективно убеждать людей?

Невербальными коммуникациями называются сообщения, которые выражаются не словами, а представляют собой действия или поведение людей.

Заполните таблицу:

Виды невербальной коммуникации Примеры невербальной коммуникации
   
   
   
   
   
   

В чем заключается умение слушать?

Изобразите формальные каналы коммуникации по учебнику Р. Дафта «Менеджмент» (стр. 617).

Перечислите неформальные каналы коммуникаций

Перечислите инструменты развития доверия и сотрудничества

Охарактеризуйте принципы построения процесса эффективной коммуникации в организации в условиях кризиса.

Что относят к коммуникационным барьерам:

Коммуникационная сеть это соединение определенным образом участвующих в коммуникационном процессе сторон с помощью информационных потоков Олег Самуилович Виханский, Александр Иванович Наумов

Охарактеризуйте основные виды коммуникационных сетей в организации (образцы нарисуйте).

Кружок

Колесо

Всеканальная

Цепочка

К другим видам коммуникационных сетей относятся:

Коммуникационный стиль это способ, с помощью которого индивид предпочитает строить коммуникационное взаимодействие с другими   Олег Самуилович Виханский, Александр Иванович Наумов

Источники по данной теме:

1. Веснин В.Р. Основы менеджмента. – М.: Проспект, 2013. – 464 с.

2. Дафт Л.Р. Менеджмент. 10-е изд. – СПб.: Питер, 2015. –
С. 25-30.

3. Менеджмент: Учебник / Виханский О.С., Наумов А.И., – 6-е изд., перераб. и доп – М. :Магистр, НИЦ ИНФРА-М, 2016. – С. 432-447. http://znanium.com/bookread2.php?book=557530

4. Земляков Ю.Д., Кулакова Ю.В. Экономическая информация в системе управленческого учета // Вестник Международной академии системных исследований. Информатика, экология, экономика. – 2014. – Т. 16. – № 2. – С. 24-29.

5. Райзберг Б.А. Современный экономический словарь / Б.А. Райзберг, Л.Ш. Лозовский, Е.Б. Стародубцева. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2017. – 512 с. http://znanium.com/bookread2.php?book=751618

6. Сироткин Н.А., Ольховиков С.Э. Теоретические основы управления строительным производством: учебное пособие. – М.-Берлин: Директ-Медиа, 2016. – 141 с.

Наши рекомендации