Раздел 4. организационные процессы
Основы менеджмента
Рабочая тетрадь
для студентов, обучающихся по направлениям подготовки
«Экономика», «Менеджмент», «Управление персоналом»,
«Государственное и муниципальное управление»
Часть II
Стерлитамак 2016
УДК 338.2:005 (072)
ББК 65.050р30
О 75
Рецензенты:
кафедра экономики и управления (Стерлитамакский филиал БашГУ);
к.соц.н., доцент кафедры экономики и управления А.Р. Ягудина (Стерлитамакский филиал БашГУ);
к.с.н., зав. кафедрой управления качеством образования Г.Р. Габидуллина (БГПУ им. М. Акмуллы)
Ответственный редактор – кандидат экономических наук, доцент Т.А. Опарина (Стерлитамакский филиал БашГУ)
|
обучающихся по направлениям подготовки «Экономика»,
«Менеджмент», «Управление персоналом», «Государственное и муниципальное управление» Часть II / Авт.-сост. Н.Ф. Анохина. – Стерлитамак: Стерлитамакский филиал БашГУ, 2016. – 70 с.
Рабочая тетрадь составлена по курсу «Основы менеджмента».
Предназначена для студентов высших учебных заведений обучающихся по направлениям подготовки «Экономика», «Менеджмент», «Управление персоналом», «Государственное и муниципальное управление».
Ó Авт.-сост.: Анохина Н.Ф., 2016
Ó Стерлитамакский филиал БашГУ, 2016
Введение
Дисциплина «Основы менеджмента» изучается бакалаврами, осваивающими экономические направления подготовки, в качестве дисциплины профессионального цикла.
Для изучения курса необходимы знания, умения и компетенции, полученные в результате изучения дисциплин гуманитарного, социального и экономического, математического и естественнонаучного циклов, изучающих разнообразные аспекты управления организацией.
Дисциплина «Основы менеджмента» представляет собой курс лекций и практических занятий, посвященных рассмотрению ключевой терминологии и базовых концепций в области теории менеджмента.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
знать:
– базовые понятия менеджмента;
– основные концепции теории менеджмента;
– ключевые характеристики внешней и внутренней среды организации;
– основные типы организационных структур;
– концепцию управления изменениями;
– теорию лидерства и мотивации.
Уметь:
– применять базовые знания в области менеджмента для анализа практических ситуаций и принятия управленческих решений;
– систематизировать полученные теоретические знания для дальнейшего использования в рамках учебного процесса.
Иметь представление:
– о современных теоретических и практических подходах в области менеджмента;
– о лучших практиках западных и российских компаний в области менеджмента.
Обладать навыками:
– анализа и оценки управленческих решений;
– базового анализа внутренней и внешней среды организации.
Курс разбит на разделы. В данной рабочей тетради представлены разделы:
– Раздел 4. Организационные процессы.
– Раздел 5. Разработка и принятие управленческих решений.
– Раздел 6. Менеджмент отдельных сфер деятельности.
Для выполнения заданий по рабочей тетради рекомендуется использовать в первую очередь следующие источники:
Основная литература:
1. Дафт Л.Р. Менеджмент. 10-е изд. – СПб.: Питер, 2015. – 656 с.
2. Менеджмент: Учебник / Виханский О.С., Наумов А.И., – 6-е изд., перераб. и доп – М.:Магистр, НИЦ ИНФРА-М, 2016. – 656 с.: 60x90 1/16 (Переплёт 7БЦ) ISBN 978-5-9776-0320-1 http://znanium.com/bookread2.php?book=557530
3. Райзберг Б.А. Современный экономический словарь / Б.А. Райзберг, Л.Ш. Лозовский, Е.Б. Стародубцева. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2017. – 512 с. –http://znanium.com/bookread2.php?book=751618
Дополнительная литература рекомендуется по конкретным темам после каждой части раздела.
Данная рабочая тетрадь предназначена для использования во время аудиторных лекционных и практических занятий (знакомства со структурой и содержанием курса, основными понятиями, заполнением заданий по самостоятельной работе). Рекомендуется иметь при себе рабочую тетрадь на каждом аудиторном занятии для ее своевременного заполнения и проверки, использования для устного ответа.
Во время внеаудиторной самостоятельной работы студентов рекомендуется выполнять домашние задания из данной рабочей тетради, заучивать наизусть и повторять основные понятия курса. Рабочая тетрадь содержит всю необходимую информацию для подготовки к письменным контрольным работам по курсу «Основы менеджмента».
Власть и лидерство
Цель:
– изучить понятия «лидерство» и «власть»;
– рассмотреть современные теории лидерства;
– исследовать взаимосвязь лидерства и власти.
Основные понятия и термины:
– лидерство;
– власть;
– влияние;
– личностные качества лидера;
– формальное лидерство;
– неформальное лидерство;
– менеджер;
– эффективное лидерство.
Управлять – это делать работу через других людей. Чтобы делать работу через других людей, их надо побуждать к этому.
Влиять | это значит целенаправленно воздействовать на кого-либо или быть причиной чьего-то поведения. Олег Самуилович Виханский, Александр Иванович Наумов |
Власть | это способность или возможность влиять на кого-либо в целях изменения поведения или действий последнего. Олег Самуилович Виханский, Александр Иванович Наумов |
Условия существования власти:
Личностная основа власти:
Организационная основа власти:
Стратегии влияния | это методы, с помощью которых индивиды или группы пытаются использовать власть в отношении поведения других. Олег Самуилович Виханский, Александр Иванович Наумов |
Заполните таблицу:
Стратегии влияния | Содержание стратегий влияния |
Лидерство является одним из самых важных механизмов реализации власти в группе и, пожалуй, самым эффективным. В основе лидерства лежат отношения доминирования и подчинения, влияния и следования в системе межличностных отношений в группе.
Лидерство | управленческое взаимодействие, основанное на наиболее эффективном в данных условиях сочетании различных источников власти и направленных на побуждение людей к достижению общих целей. Олег Самуилович Виханский, Александр Иванович Наумов |
В практике управления лидерство означает способность эффективно использовать все имеющиеся источники власти в превращении созданного для других ви¢дения в реальность.
Лидеры используют власть как средство в достижении целей группы или организации. Эффективность лидерства зависит от
Распределите источники власти по силе влияния
Лидер должен стремиться к _____________________________ всех имеющихся у него основ и источников власти, так как это является одним из главных условий эффективного лидерства.
Назовите качества эффективного лидерства:
Заполните таблицу
Отличие менеджера от лидера
Менеджер | Лидер |
На практике не наблюдается идеального соблюдения этих двух типов отношений управления. Значительная группа менеджеров обладает лидерскими качествами.
Существует четыре группы подходов к изучению лидерства
1.
2.
3.
4.
Классификация теорий лидерства
1. Теория лидерских качеств
2. Концепции лидерского поведения
3. Концепции ситуационного лидерства
4. Новое в теориях лидерства
Приведите примеры эффективных лидеров в выбранной вами профессии. Почему вы считаете данных лидеров эффективными?
Источники по данной теме:
1. Менеджмент: Учебник / Виханский О.С., Наумов А.И., – 6-е изд., перераб. и доп – М.:Магистр, НИЦ ИНФРА-М, 2016. – С. 502-559. http://znanium.com/bookread2.php?book=557530
Видео:
1. Великие диктаторы // Власть факта http://tvkultura.ru/anons/show/episode_id/155596/brand_id/20903/
2. Великие правители // Власть факта. http://www.youtube.com/watch?v=MWAcNNHjnlk Вместе с Францией: Шарль де Голль // Власть факта http://tvkultura.ru/anons/show/episode_id/1270266/brand_id/20903/
3. Искрящиеся контакты, или Король и свита. http://tvkultura.ru/video/show/brand_id/20873/episode_id/153871
4. Манфред Кетс де Врис. Мастер класс для ИБДА РАНХиГС. Встреча с автором бестселлера «Мистика лидерства». http://www.youtube.com/watch?v=eVF_WbytmMA
Организационная культура
Цель:
– изучить понятие «организационная культура»;
– рассмотреть элементы оргкультуры;
– раскрыть способы развития оргкультуры.
Основные понятия и термины:
– организационная культура;
– элементы организационной культуры;
– уровни оргкультуры;
– субъективная организационная культура;
– объективная организационная культура;
– содержание оргкультуры;
– развитие огкультуры.
Организационная культура | Набор наиболее важных базовых предположений или гипотез Олег Самуилович Виханский, Александр Иванович Наумов |
Понятие организационная культура включает три ключевых элемента:
1.
2.
3.
Выделяют различные уровни организационной культуры: поверхностный, подповерхностный и глубинный.
Рис.1. Три уровня изучения организационной культуры (по Э.Шайну)
Организационная культура может быть рассмотрена с субъективной и объективной сторон.
Субъективная организационная культура включает:
Субъективная организационная культура служит основой формирования ________________________ культуры, то есть_________
Объективную организационную культуру обычно связывают с физическим окружением, создаваемым в организации: ____________
Субъективный аспект создает больше возможностей для поиска как общего, так и различий между людьми и организациями.
Содержание организационной культуры представляет собой не простую сумму разделяемых членами организации предположений, а то, как они связаны между собой и как они формируют определённые образцы поведения.
Рис.2. Содержание, проявление и интерпретации организационной культуры (по В.Сатте)
Развитие организационной культуры предполагает ее формирование, поддержание и изменение.
Как происходит изменение организационной культуры?
Источники по данной теме:
1. Менеджмент: Учебник / Виханский О.С., Наумов А.И., – 6-е изд., перераб. и доп – М.:Магистр, НИЦ ИНФРА-М, 2016. – С.560-607. http://znanium.com/bookread2.php?book=557530
2. Шейн Э. Организационная культура и лидерство. – СПб: Питер, 2012. – 352 с.
Управление конфликтом
Цель:
– изучить понятие «конфликт»;
– рассмотреть типологию конфликтов;
– рассмотреть сущность деятельности руководителя по урегулированию конфликтов.
Основные понятия и термины:
– конфликт;
– типология конфликтов;
– урегулирование конфликтов.
Конфликт | это нормальное проявление социальных связей и отношений между людьми, способ взаимодействия при столкновении несовместимых взглядов, позиций и интересов, противоборство взаимосвязанных, но преследующих свои цели двух или более сторон. Кибанов Ардальон Яковлевич, Ворожейкин Иван Егорович, Захаров Дмитрий Кириллович, Коновалова Валерия Германовна |
Конфликты отличаются большим разнообразием.
Классификация конфликтов
№ п/п | Признак классификации | Виды конфликтов |
По сферам проявления | ||
По масштабам, длительности и напряженности | ||
По субъектам конфликтного взаимодействия | ||
По предмету конфликта | ||
По источникам и причинам возникновения | ||
По коммуникативной направленности | ||
По социальным последствиям | ||
По формам и степени столкновения | ||
По способам и масштабам урегулирования |
Конфликт – широко распространенное явление, повсеместное. Конфликт – такое взаимодействие, которое протекает в форме противостояния, столкновения, противоборства личностей или общественных сил, интересов, взглядов, позиций по меньшей мере двух сторон.
Перечислите наиболее распространённые причины возникновения конфликтов в организации
Стилем конфликтного поведения называют
Способом разрешения конфликта называют
Конфликт – прогнозируемое явление, подверженное регулированию.
Управление конфликтами направлено на предупреждение возникновения нежелательных, негативного плана конфликтов, придание неизбежным конфликтным ситуациям конструктивного характера.
Перечислите структурные методы управления конфликтом внутри организации:
Источники по данной теме:
1. Кибанов А.Я. Конфликтология: Учебник / Кибанов А.Я., Ворожейкин И.Е., Захаров Д.К.; Под ред. Кибанов А.Я., – 2-е изд., перераб. и доп. – М.:НИЦ ИНФРА-М, 2017. – 301 с.: 60x90 1/16. – (Высшее образование: Бакалавриат) (Переплёт 7БЦ) ISBN 978-5-16-005724-8 http://znanium.com/bookread2.php?book=590258
2. Менеджмент: Учебник / Виханский О.С., Наумов А.И., – 6-е изд., перераб. и доп – М.:Магистр, НИЦ ИНФРА-М, 2016. – С.491-501. http://znanium.com/bookread2.php?book=557530
Основы менеджмента
Рабочая тетрадь
для студентов, обучающихся по направлениям подготовки
«Экономика», «Менеджмент», «Управление персоналом»,
«Государственное и муниципальное управление»
Часть II
Автор-составитель – кандидат педагогических наук, доцент
Наталья Фаритовна Анохина (Стерлитамакский филиал БашГУ)
Ответственный редактор – кандидат экономических наук, доцент
Опарина Татьяна Александровна (Стерлитамакский филиал БашГУ)
Начальник ИИЦ О.А. Шарипова
Компьютерная верстка Усманова Н.С.
Редактор
Печатается в авторской редакции.
Автор-составитель несет ответственность за достоверность
материала, изложенного в книге
Подписано в набор 27.12.2016 | Подписано в печать 27.12.2016 |
Подписано в свет 27.12.2016 | Формат 60х841/16. |
Бумага офсетная. | Гарнитура «Times». |
Печать оперативная. | Уч.-изд.л. 4 |
Тираж 200 (1-й завод 25) экз. | Усл. печ.л. 4,5 |
Заказ № 218/16 |
Редакционно-издательский отдел Стерлитамакского филиала БашГУ:
453103, г. Стерлитамак, пр. Ленина, 49.
Основы менеджмента
Рабочая тетрадь
для студентов, обучающихся по направлениям подготовки
«Экономика», «Менеджмент», «Управление персоналом»,
«Государственное и муниципальное управление»
Часть II
Стерлитамак 2016
УДК 338.2:005 (072)
ББК 65.050р30
О 75
Рецензенты:
кафедра экономики и управления (Стерлитамакский филиал БашГУ);
к.соц.н., доцент кафедры экономики и управления А.Р. Ягудина (Стерлитамакский филиал БашГУ);
к.с.н., зав. кафедрой управления качеством образования Г.Р. Габидуллина (БГПУ им. М. Акмуллы)
Ответственный редактор – кандидат экономических наук, доцент Т.А. Опарина (Стерлитамакский филиал БашГУ)
|
обучающихся по направлениям подготовки «Экономика»,
«Менеджмент», «Управление персоналом», «Государственное и муниципальное управление» Часть II / Авт.-сост. Н.Ф. Анохина. – Стерлитамак: Стерлитамакский филиал БашГУ, 2016. – 70 с.
Рабочая тетрадь составлена по курсу «Основы менеджмента».
Предназначена для студентов высших учебных заведений обучающихся по направлениям подготовки «Экономика», «Менеджмент», «Управление персоналом», «Государственное и муниципальное управление».
Ó Авт.-сост.: Анохина Н.Ф., 2016
Ó Стерлитамакский филиал БашГУ, 2016
Введение
Дисциплина «Основы менеджмента» изучается бакалаврами, осваивающими экономические направления подготовки, в качестве дисциплины профессионального цикла.
Для изучения курса необходимы знания, умения и компетенции, полученные в результате изучения дисциплин гуманитарного, социального и экономического, математического и естественнонаучного циклов, изучающих разнообразные аспекты управления организацией.
Дисциплина «Основы менеджмента» представляет собой курс лекций и практических занятий, посвященных рассмотрению ключевой терминологии и базовых концепций в области теории менеджмента.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
знать:
– базовые понятия менеджмента;
– основные концепции теории менеджмента;
– ключевые характеристики внешней и внутренней среды организации;
– основные типы организационных структур;
– концепцию управления изменениями;
– теорию лидерства и мотивации.
Уметь:
– применять базовые знания в области менеджмента для анализа практических ситуаций и принятия управленческих решений;
– систематизировать полученные теоретические знания для дальнейшего использования в рамках учебного процесса.
Иметь представление:
– о современных теоретических и практических подходах в области менеджмента;
– о лучших практиках западных и российских компаний в области менеджмента.
Обладать навыками:
– анализа и оценки управленческих решений;
– базового анализа внутренней и внешней среды организации.
Курс разбит на разделы. В данной рабочей тетради представлены разделы:
– Раздел 4. Организационные процессы.
– Раздел 5. Разработка и принятие управленческих решений.
– Раздел 6. Менеджмент отдельных сфер деятельности.
Для выполнения заданий по рабочей тетради рекомендуется использовать в первую очередь следующие источники:
Основная литература:
1. Дафт Л.Р. Менеджмент. 10-е изд. – СПб.: Питер, 2015. – 656 с.
2. Менеджмент: Учебник / Виханский О.С., Наумов А.И., – 6-е изд., перераб. и доп – М.:Магистр, НИЦ ИНФРА-М, 2016. – 656 с.: 60x90 1/16 (Переплёт 7БЦ) ISBN 978-5-9776-0320-1 http://znanium.com/bookread2.php?book=557530
3. Райзберг Б.А. Современный экономический словарь / Б.А. Райзберг, Л.Ш. Лозовский, Е.Б. Стародубцева. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2017. – 512 с. –http://znanium.com/bookread2.php?book=751618
Дополнительная литература рекомендуется по конкретным темам после каждой части раздела.
Данная рабочая тетрадь предназначена для использования во время аудиторных лекционных и практических занятий (знакомства со структурой и содержанием курса, основными понятиями, заполнением заданий по самостоятельной работе). Рекомендуется иметь при себе рабочую тетрадь на каждом аудиторном занятии для ее своевременного заполнения и проверки, использования для устного ответа.
Во время внеаудиторной самостоятельной работы студентов рекомендуется выполнять домашние задания из данной рабочей тетради, заучивать наизусть и повторять основные понятия курса. Рабочая тетрадь содержит всю необходимую информацию для подготовки к письменным контрольным работам по курсу «Основы менеджмента».
РАЗДЕЛ 4. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ
4. 1. Информационно-коммуникационное обеспечение
менеджмента
Цель:
– изучить понятие «управленческая информация»;
– рассмотреть роль информационных технологий в деятельности
организации и в работе менеджеров;
– изучить коммуникационный процесс в организации;
– охарактеризовать принципы построения процесса эффективной
коммуникации в организации;
– изучить виды коммуникационных сетей.
Основные понятия и термины:
– информация;
– управленческие информационные системы;
– коммуникационный процесс;
– коммуникационные сети;
– коммуникационный стиль.
Информация | от лат. Informatio – осведомлять 1) любое сообщение о чем-либо; 2) сведения, данные, значения экономических показатели, являющиеся объектами хранения, обработки и передачи и используемые в процессе анализа и выработки экономических решений в управлении; 3) один из видов ресурсов, используемых в экономических процессах; 4) одна из трех фундаментальных субстанций (вещество, энергия, информация). Современный экономический словарь |
Управленческая информация | совокупность сведений, характеризующих состояние, поведение, результаты деятельности и перспективы развития объекта управления, окружающей среды и самой подсистемы управления Николай Александрович Сироткин, Сергей Эдуардович Ольховиков | |
Управленческая информация | совокупность сведений о том, что происходит внутри организации и в ее окружении. Веснин Владимир Рафаилович | |
Основные требования к управленческой информации
Информация существует в виде данных, представляющих набор количественных и качественных параметров. Цифровая и текстовая информация записывается с применением средств компьютерной техники. Важнейшие виды записей, используемых в управленческих целях:
Вставьте недостающий компонент перечня:
Информационные технологии, применяемые в организациях, включают в себя:
– аппаратное обеспечение;
– программное обеспечение;
– ________________________;
– системы управления базами данных
– другие технические средства хранения данных и использования их в виде информации для принятия организационных решений.
(Источник: Р. Дафт «Менеджмент»)
Наиболее распространенные информационные системы в организации – управленческие и операционные.
Функции управленческих ИС:
Состав управленческих ИС:
Функции операционных ИС:
Состав операционных ИС:
Для принятия управленческих решений первичные данные должны быть обработаны (агрегированы, детализированы, структурированы). Руководители высшего уровня получают итоговую информацию, на основе которой принимаются стратегические решения.
Каковы возможности использования технологий Интернета в менеджменте?
Какова роль информационных технологий в деятельности организации?
Какова роль информационных технологий в работе менеджера?
В каком случае происходит превращение данных и информации в знания?
Охарактеризуйте явно заданные знания
Охарактеризуйте неявные знания
Управление знаниями – это:
Коммуникация | это процесс, в котором его участники обмениваются информацией и ищут взаимопонимания. Олег Самуилович Виханский, Александр Иванович Наумов |
Как соотносятся понятия «коммуникация» и «информация»?
Перечислите виды коммуникации:
Опишите коммуникационный процесс в организации.
Менеджер имеет возможность выбирать наиболее удобные для него каналы коммуникаций с другими руководителями и работниками.
Каналы коммуникации (классификация по пропускной способности):
Почему возникает боязнь коммуникаций?
Как следует действовать, чтобы эффективно убеждать людей?
Невербальными коммуникациями называются сообщения, которые выражаются не словами, а представляют собой действия или поведение людей.
Заполните таблицу:
Виды невербальной коммуникации | Примеры невербальной коммуникации |
В чем заключается умение слушать?
Изобразите формальные каналы коммуникации по учебнику Р. Дафта «Менеджмент» (стр. 617).
Перечислите неформальные каналы коммуникаций
Перечислите инструменты развития доверия и сотрудничества
Охарактеризуйте принципы построения процесса эффективной коммуникации в организации в условиях кризиса.
Что относят к коммуникационным барьерам:
Коммуникационная сеть | это соединение определенным образом участвующих в коммуникационном процессе сторон с помощью информационных потоков Олег Самуилович Виханский, Александр Иванович Наумов |
Охарактеризуйте основные виды коммуникационных сетей в организации (образцы нарисуйте).
Кружок
Колесо
Всеканальная
Цепочка
К другим видам коммуникационных сетей относятся:
Коммуникационный стиль | это способ, с помощью которого индивид предпочитает строить коммуникационное взаимодействие с другими Олег Самуилович Виханский, Александр Иванович Наумов |
Источники по данной теме:
1. Веснин В.Р. Основы менеджмента. – М.: Проспект, 2013. – 464 с.
2. Дафт Л.Р. Менеджмент. 10-е изд. – СПб.: Питер, 2015. –
С. 25-30.
3. Менеджмент: Учебник / Виханский О.С., Наумов А.И., – 6-е изд., перераб. и доп – М. :Магистр, НИЦ ИНФРА-М, 2016. – С. 432-447. http://znanium.com/bookread2.php?book=557530
4. Земляков Ю.Д., Кулакова Ю.В. Экономическая информация в системе управленческого учета // Вестник Международной академии системных исследований. Информатика, экология, экономика. – 2014. – Т. 16. – № 2. – С. 24-29.
5. Райзберг Б.А. Современный экономический словарь / Б.А. Райзберг, Л.Ш. Лозовский, Е.Б. Стародубцева. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2017. – 512 с. http://znanium.com/bookread2.php?book=751618
6. Сироткин Н.А., Ольховиков С.Э. Теоретические основы управления строительным производством: учебное пособие. – М.-Берлин: Директ-Медиа, 2016. – 141 с.