Разработка предложений по совершенствованию системы управления инновационным развитием

Разработанный проект направлен на совершенствование системы управления инновациями в строительной организаций и заключается в следующем. На базе генеральной дирекции предлагаем создать структурное подразделение по управлению инновационным развитием строительной организаций. При этом, для достижения поставленной цели развития будем использовать проектный подход к управлению. Внедряемые в различных подразделениях и составляющих организациях строительной организации инновации будут восприниматься как отдельный инновационной проект, входящий в общий инновационный портфель строительной организаций.

Сейчас внедрение инноваций осуществляется следующим образом: каждое структурное подразделение осуществляет собственные инновации, о которых потом отчитывается в генеральную дирекцию (рис. 13).

Разработка предложений по совершенствованию системы управления инновационным развитием - student2.ru

Рис. 13. Существующая практика управления инновациями

строительной организаций

Предлагаемая нами структура управления инновационным развитием будет выглядеть следующим образом: в генеральной дирекции создаётся отдельное структурное подразделение по управлению инновационным развитием, в рамках которой формируется общий инновационный портфель строительной организации. В каждом предприятии, входящим в структуру строительной ор организации. В каждом предприятии, входящим в структуру строительной организации, разрабатываются отдельные инновационные проекты, соотносимые со всей структурными инноваций и взаимоувязанные с ними. Управления всеми проектами инноваций происходит в общем инновационном портфеле предприятия (рис.14)

Разработка предложений по совершенствованию системы управления инновационным развитием - student2.ru

Риc. 14. Новая структура управления инновационным развитием

К созданию организационной структуры управления инновационными проектами строительной организаций будем подходить с точки зрения проектного проектирования, итогом разрабатываемых мероприятием составление бизнес плана создания структурного подразделения.

Для качественного управления портфелем проектов необходимо чтобы был качественно выполнен определённый набор документов, которые помогут данной организации наладить качественную систему управления инновациями. При разработке каждого отдельного инновационного проекта в состав обязательных документов должны будут входить:

– устав проекта;

– описание проекта;

– план по управлению проектом;

– план управления функциональной областью проекта.

Рассмотрим план управления функциональной областью проекта.

Описание каждого отдельно взятого проекта должно содержать цели проекта и его конечный производимый продукт, а также требования к продукту и их характеристики. Важной составляющей данного компонента является описание критериев приёмки готового продукта.

План управления проектом, в состав которого входят планы управления: содержанием проекта, этапами проекта, изменениями проекта, расписанием проекта, стоимостью проекта, качеством проекта, человеческими ресурсами, коммуникациями, рисками проекта, поставками проекта, а также он может содержать многие иные разделы.

Другие документы для осуществления управления проектом разрабатываются на основании решений участников проекта, менеджеров проекта и функциональных менеджеров. От того насколько комплексно и точно будут составлены все документы по проекту, будет зависеть качество выполнения всех этапов работ.

При создании подразделения по управлению инновационным развитием будем руководству строительной организации необходимо опираться на следующий алгоритм, представленный на рис. 15.

Таким образом, на основании всего вышеизложенного можем представить поэтапный план проекта внедрения в деятельность строительной организации подразделения по управлению инновационным развитием:

Этап 1. Инициация создание структурного подразделения

Цели, задачи, сроки, участники проекта, ожидаемая прибыль и т.п.

Цель – управление инновационным развитием строительной организации с применяем проектного подхода.

Задачи – достичь высокого уровня развития инноваций на предприятии, с полным переходом на самые передовые цифровые и информационные технологии («NextGen»).

Участники подразделения высококвалифицированный персонал способный качественно управлять портфелем инновационных проектов всех структурных подразделений строительной организации

Ожидаемые результаты – качественная система управления инновационным развитием предприятия, внедрение и функционирование высокотехнологичных средств и методов управления информационными потоками строительной организации.

Разработка предложений по совершенствованию системы управления инновационным развитием - student2.ru

Риc. 15. Алгоритм разработки и создания организационных структур управления инновационными проектами.

Этап 2. Планирование деятельности, планирование внедрения информационной системы для управления инновационными проектами и разработка нормативно базы, плана работ и расчёт экономической эффективности

Этап 3. Внедрение новой системы управления инновационным развитием.

Этап 4. Мониторинг и контроль.

Этап 5. Завершающий – осуществление создания подразделения управление инновационным портфелем строительной организации и осуществления им своей прямой деятельности.

Итак, решение о создании структурного подразделения принято и определены основные этапы работ необходимых для достижения установленной цели, необходимо оформить бизнес-план внедрения структурного подразделения и рассчитаем показатели его экономической эффективности.

Бизнес-планы инвестиционных проектов разрабатывают непосредственно под руководством и при личном участии руководителя предприятия. Бизнес-план направлен на разработку и детальное описание процесса выполнения того или иного проекта предприятия как в его рамках, так и за его пределами.

Итогом разработки проекта внедрения в деятельность предприятия структурного подразделения управления инновациями, основными результаты решения всего комплекса задач, качественно повлиявших на внедрения инноваций в развитие предприятия, стали следующие улучшенные направления деятельности строительной организации в целом:

1.Обеспечение высокого уровня интенсивности вводимых инноваций.

2.Обеспечение оперативности управления инновационным развитием предприятия.

3.Сокращение времени операций, выполняемых для инициирования, согласования и осуществления инноваций на предприятии.

4.Обеспечение своевременности ввода инноваций на предприятии

5.Снижение трудоёмкости многих бизнес процессов за счёт будущего введения инноваций.

6.Обеспечения общей информационной базы инновационных проектов и возможность осуществления аналитических и контрольных мероприятий за их разработкой и осуществлением.

7.Общее повышения производительности труда управленческого персонала за счёт экономии времени на управления инновациями.

Для расчёта финансовой эффективности каждого инновационного проекта применяются 4 главных метода анализа инвестиций:

1) метод - окупаемость капиталовложений;

2) метод - индекс доходности;

3) метод - чистая текущая стоимость;

4) метод - внутренняя норма доходности.

Весьма распространён на практике метод окупаемости капиталовложений. Однако его существенным недостатком является игнорирование будущей стоимости денег с учётом доходов будущих периодов и вследствие этого неприменимости дисконтирования. Этот метод в условиях резких колебаний процентной ставки, инфляции и низкой нормы собственных внутренних накоплений каждого предприятия является недостаточно точным.

Заключение

1.Под инновацией подразумевается какое-либо новшество, благодаря которому эффективность производственных процессов и продукции повышается, что позволяет интенсифицировать реализацию товаров и услуг на рынке. На сегодняшний день инновации приводят к разрастающемуся капитальному строительству; преобразованию производственного процесса, выдавая в качестве конечного продукта высокоэффективные материалы; изменению техники; преобразованию строительного производства; осуществлении управления процессом стройки.

2.Основными проблемами классифицирования инноваций является несформированное в настоящий момент логичное деление инновационной деятельности на виды и подвиды. Необходимо создать более чёткую классификацию, но данная задача представляется достаточно сложной в связи с непрерывным научно-техническим прогрессом в мировом масштабе.

3.Одной из причин низкой инновационной активности строительных компаний является недостаточный уровень развития методологической базы и высокая степень риска связанная с применением нововведений.

4.Важным фактором тормозящим развитие инноваций является отсутствие связи между наукой и производством, наличие административных барьеров.

5.Высокие требованиями к технологиям строительства со стороны иностранных инвесторов исключают возможность широкого внедрения инноваций.

6.Задача стимулирования и повсеместного применения инноваций, поставленная правительством России, может быть решена при помощи детального изучения и использования передового инновационного опыта развитых стран.

7. Основная область распространения инноваций в строительной сфере РФ принадлежит производству современных строительных материалов. Что касается новых технологий строительства, то оно отстает в своем развитии по ряду причин, среди которых можно обозначить:

– значительные материальные и временные затраты

– недостаток высокоспециализированных специалистов

–высокая ответственность за безопасность строительных конструкций

–нормативно-правовые барьеры по внедрению инновационных технологий производства

8.Для активного внедрения передовых технологий в экономику необходимо в первую очередь разработать программу поддержки применения инноваций в строительном комплексе, использовать инновационные подходы при возведении объектов жилищного строительства, позволяющие снизить стоимость и повысить комфортность проживания, при проведении торгов и конкурсов, отдавать предпочтение строительным компаниям, работающим по инновационным технологиям.

9.Средний удельный вес организаций, осуществляющих инновации в России за последние годы составил от 5 до 13% ( тогда как в европейских странах доля предприятий, осуществляющих технологические инновации составляет 40-50%) .Т.е. количество строительных предприятий РФ, работающих по инновационным технологиям увеличилось за 5 лет всего на 8%, что свидетельствует о недостаточных мерах по поддержке и стимулированию инновационной деятельности в стране.

10. В настоящее время развитие инноваций на предприятиях малого и среднего бизнеса в большей степени зависит от поддержки венчурного фонда, основанном на зарубежных капиталовложениях, что неизменно приводит Россию к финансовой зависимости от иностранных партнеров. Поэтому первостепенной задачей государства является повысить объем инвестиций в инновационные разработки в области строительства через привлечение частных инвесторов.

11. В настоящее время Россия находится на 8 месте в мире по финансированию НИОКР, однако по внедрению инноваций занимает 24 место.

12. В нашей стране удельный вес малых предприятий, работающих в сфере технологических инноваций, составляет 5% от общего количества всех предприятий. Вместе с тем они вносят существенный вклад в ВВП. В 2015 году правительство России выделило 5млрд.рублей на поддержку малых инновационных предприятий.

13. В период с 2010 по 2013 г. наблюдается динамика общего подъема иностранных инвестиций в Россию. По итогам 2013 г. наибольший объем иностранных инвестиций в нашу страну получен из Кипра (69,1 млрд. долл. США), Нидерландов (68,2 млрд. долл. США), Люксембурга (49,2 млрд. долл. США) и других стран.

14. Анализируя объем инвестиций в инновационные проекты по странам за 2011 год можно прийти к выводу, что экономические показатели этого направления в нашей стране значительно ниже по сравнению с такими странами, как США, Китай, европейские страны. Основная причина кроется в множестве различных административных, организационных барьерах и других препятствий экономического характера.

15. В рамках третьей главы нашего исследования нами произведён анализ структуры и деятельности предприятия. Проанализирована действующая системы осуществления инноваций, в результате чего установлено, что в настоящее время нет целостной общей системы по управлению инновационным развитием. Каждая структурная составная единица строительной организации сама осуществляет планирование и внедрение инноваций в рамках своей структуры, по итогу отчитываясь головному управлению о проведённой в рамках инновационной деятельности мероприятиях и внедрённых новшеств.

Предлагаемый нами проект направлен на преодоление сложившейся ситуации и нацелен на создание и дальнейшее совершенствование общей системы управления инновационным развитием в строительная организация посредством создания отдельного структурного подразделения, основной целью которого будет управления инновационным развитием строительной организации с применением проектного подхода к внедрению инноваций.

На базе генеральной дирекции предлагаем создать подразделение по управлению инновационным развитием строительной организации, внедрив систему проектно-портфельного управления инновационным развитием всей строительной организации.

16. Было предложено «Базис-А» использовать программу Альт-Инвест для анализа инвестиционной привлекательности, так как она обладает рядом преимуществ и достаточно недорогая.

Программа позволяет представить проект в международно-признанных форматах, предлагая широкий выбор результатов анализа, охватывающих различные области оценки инвестиций:

- построение прогнозной финансовой отчетности по международным стандартам (баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет о движении денежных средств). При построении прогнозов учитываются рекомендации МСФО;

- анализ эффективности инвестиций с позиций различных участников проекта;

- оценка финансовой состоятельности и расчет финансовых показателей;

- оценка бизнеса;

- анализ бюджетной эффективности

17. Предложение, сделанное в работе, апробировано на примере строительной компании и осуществление инвестиционного проекта в строительство завода по производству стеклопластиковой арматуры .

Расчеты эффективности показали, что при существующей системе налогообложения инвестиции в инновационный проект окупятся только на 8 году, а это не могут позволить себе строительные организации. Выполнение расчета с учетом наших предложений по налоговым льготам и по субсидированию процентной ставки по кредиту показало, что при финансовой поддержке со стороны государства данный проект может окупиться на 4 году.

Наши рекомендации