Анализ состояния организации: её сильные и слабые стороны

Направления сбора информации:

- Стиль управления (личные качества, знания, навыки руководства, быстрота реакции на изменения во внешней среде);

- Капитал (размер капитала, ликвидность, объём долгов и т.п.);

- Трудовые ресурсы (квалификация работников, уровень окладов, часовых тарифных ставок, системы стимулирования и мотивации персонала и т.п.);

- Технология (прогрессивность технологии, степень модернизации, восприимчивость компании к новшествам, качество продукции и возможность ее улучшения и т.п.);

- Организация (структура, ориентация на удовлетворение потребностей клиентов, нормы и процесс принятия решений, открытость отношений внутри организации, распределение прав и ответственности);

- Здания и сооружения (удобство зданий для клиентов и работников и др.);

- Рабочая сила (основные рабочие группы, ценности и убеждения сотрудников, личные цели, практика найма, обучения и продвижения кадров и т.д.);

- Финансовые (уровень собственного капитала, инвестиций, уровень рентабельности продаж, поддержание ликвидности, наличие собственных финансовых резервов, возможность привлечения дополнительных финансовых ресурсов, обеспечение положительного денежного потока, инвестиционная политика);

- Поставки (возможность закупки необходимого сырья и материалов в нужных количествах, наличие альтернативных поставщиков, оперативность закупок, наличие системы управления товарными запасами);

- Маркетинг (целевые сегменты рынка, реальная доля рынка организации, система логистики, наличие опыта маркетинговых исследования, практика стимулирования сбыта и продвижения продукции, осуществление соответствующей целям организации ценовой политики) [2, 22].

Для составления перечня сильных и слабых сторон организации предлагаем использовать следующий примерный набор характеристик:

Сильные стороны:

1. Достаточные финансовые ресурсы;

2. Высокая квалификация персонала;

3. Хорошая репутация у покупателей;

4. Известность в качестве лидера рынка;

5. Изобретательный подход в выработке стратегий в функциональных сферах деятельности организации;

6. Защищенность, хотя бы в чем-то, от сильного конкурентного давления (н-р, подходящая технология);

7. Преимущества в области издержек;

8. Проверенный временем менеджмент [2];

9. Наличие инновационных способностей и возможностей их реализации;

10. По продуктам (широкая номенклатура товаров; высокое качество; умеренная цена);

11. Бизнес процессы (дилерская сеть в различных регионах; представительство завода поставщика; пятилетний опыт работы на рынке; менеджмент (высокая подготовка топ менеджеров, переподготовка квалификации персонала, компьютеризация процесса менеджмента);

12. Ресурсы (достаточный оборотный капитал; наличие квалифицированного сбытового персонала; наличие хорошей производственной базы (производственные и офисные площади);

13. Четко проявленная компетентность персонала;

14. Достаточные финансовые источники;

15. Высокое искусство конкурентной борьбы;

16. Хорошее понимание потребителей;

17. Признанный рыночный лидер;

18. Четко сформулированная стратегия;

19. Собственная уникальная технология;

20. Лучшие производственные мощности;

21. Наиболее эффективная в отрасли реклама;

22. Ценовое преимущество;

23. Современные технологии;

24. Высокая скорость и качество работ;

25. Восприимчивость к новым разработкам;

26. Опытный менеджмент;

27. Постоянное повышение квалификации сотрудников.

Слабые стороны:

1. Отсутствие ясных стратегических направлений;

2. Ухудшающаяся конкурентная позиция;

3. Устаревшее оборудование (производственные мощности);

4. Недостаток управленческого опыта и глубины владения проблемами;

5. Внутренние производственные проблемы;

6. Плохое отслеживание процесса реализации стратегии;

7. Уязвимость по отношению к давлению конкурентов;

8. Отставания в области исследования и разработок;

9. Очень узкая продуктовая линия;

10. Недостатки продукта;

11. Недиверсифицированная деятельность;

12. Слабое представление о рынке;

13. Неспособность финансировать необходимые изменения [2];

14. Недостаток требуемой квалификации сбытовых сотрудников;

15. Отсутствие налаженных механизмов поиска и управления персоналом;

16. Слабая ответственность и мотивация менеджеров, направленная на результаты (по сбыту и производству);

17. Недостаток финансов, необходимых для изменения стратегии;

18. Отсутствие анализа информации о потребителях;

19. Слабый участник рынка;

20. Отсутствие четко выраженной стратегии, непоследовательность в ее реализации;

21. Высокая стоимость продукции в сравнении с ключевыми конкурентами;

22. Устаревшие технологии и оборудования;

23. Слабая политика продвижения;

24. Недостаточно развита система маркетинга;

25. Слабая реклама;

26. Несложившийся имидж;

27. Неразвитая сбытовая сеть;

28. Негибкая ценовая политика;

29. Неизвестное имя на рынке;

30. Узкий спектр предоставляемых услуг;

31. Отсутствие средств на агрессивную рекламу.

Разработчики стратегического плана могут дополнить каждую из четырех частей перечня угроз и возможностей, сильных и слабых сторон организации, которые отражают особенности ее конкретной деятельности и ситуации на соответствующем рынке.

Комментарии:

На этапе анализа состояния организации рассматриваются факторы, на которые она может повлиять. Любой такой фактор должен быть по каким-то основаниям отнесён либо к сильным, либо к слабым сторонам фирмы. Результаты анализа фиксировать в специальной матрице.

Таблица 6.1 – Матрица анализа внутренних факторов

Сильные стороны: название Сильные стороны: содержание
   
Слабые стороны: название Слабые стороны: содержания

Пример 1 (ГАУ ЦКИ «Югор»):

Наши рекомендации