Анализ состояния организации: её сильные и слабые стороны
Направления сбора информации:
- Стиль управления (личные качества, знания, навыки руководства, быстрота реакции на изменения во внешней среде);
- Капитал (размер капитала, ликвидность, объём долгов и т.п.);
- Трудовые ресурсы (квалификация работников, уровень окладов, часовых тарифных ставок, системы стимулирования и мотивации персонала и т.п.);
- Технология (прогрессивность технологии, степень модернизации, восприимчивость компании к новшествам, качество продукции и возможность ее улучшения и т.п.);
- Организация (структура, ориентация на удовлетворение потребностей клиентов, нормы и процесс принятия решений, открытость отношений внутри организации, распределение прав и ответственности);
- Здания и сооружения (удобство зданий для клиентов и работников и др.);
- Рабочая сила (основные рабочие группы, ценности и убеждения сотрудников, личные цели, практика найма, обучения и продвижения кадров и т.д.);
- Финансовые (уровень собственного капитала, инвестиций, уровень рентабельности продаж, поддержание ликвидности, наличие собственных финансовых резервов, возможность привлечения дополнительных финансовых ресурсов, обеспечение положительного денежного потока, инвестиционная политика);
- Поставки (возможность закупки необходимого сырья и материалов в нужных количествах, наличие альтернативных поставщиков, оперативность закупок, наличие системы управления товарными запасами);
- Маркетинг (целевые сегменты рынка, реальная доля рынка организации, система логистики, наличие опыта маркетинговых исследования, практика стимулирования сбыта и продвижения продукции, осуществление соответствующей целям организации ценовой политики) [2, 22].
Для составления перечня сильных и слабых сторон организации предлагаем использовать следующий примерный набор характеристик:
Сильные стороны:
1. Достаточные финансовые ресурсы;
2. Высокая квалификация персонала;
3. Хорошая репутация у покупателей;
4. Известность в качестве лидера рынка;
5. Изобретательный подход в выработке стратегий в функциональных сферах деятельности организации;
6. Защищенность, хотя бы в чем-то, от сильного конкурентного давления (н-р, подходящая технология);
7. Преимущества в области издержек;
8. Проверенный временем менеджмент [2];
9. Наличие инновационных способностей и возможностей их реализации;
10. По продуктам (широкая номенклатура товаров; высокое качество; умеренная цена);
11. Бизнес процессы (дилерская сеть в различных регионах; представительство завода поставщика; пятилетний опыт работы на рынке; менеджмент (высокая подготовка топ менеджеров, переподготовка квалификации персонала, компьютеризация процесса менеджмента);
12. Ресурсы (достаточный оборотный капитал; наличие квалифицированного сбытового персонала; наличие хорошей производственной базы (производственные и офисные площади);
13. Четко проявленная компетентность персонала;
14. Достаточные финансовые источники;
15. Высокое искусство конкурентной борьбы;
16. Хорошее понимание потребителей;
17. Признанный рыночный лидер;
18. Четко сформулированная стратегия;
19. Собственная уникальная технология;
20. Лучшие производственные мощности;
21. Наиболее эффективная в отрасли реклама;
22. Ценовое преимущество;
23. Современные технологии;
24. Высокая скорость и качество работ;
25. Восприимчивость к новым разработкам;
26. Опытный менеджмент;
27. Постоянное повышение квалификации сотрудников.
Слабые стороны:
1. Отсутствие ясных стратегических направлений;
2. Ухудшающаяся конкурентная позиция;
3. Устаревшее оборудование (производственные мощности);
4. Недостаток управленческого опыта и глубины владения проблемами;
5. Внутренние производственные проблемы;
6. Плохое отслеживание процесса реализации стратегии;
7. Уязвимость по отношению к давлению конкурентов;
8. Отставания в области исследования и разработок;
9. Очень узкая продуктовая линия;
10. Недостатки продукта;
11. Недиверсифицированная деятельность;
12. Слабое представление о рынке;
13. Неспособность финансировать необходимые изменения [2];
14. Недостаток требуемой квалификации сбытовых сотрудников;
15. Отсутствие налаженных механизмов поиска и управления персоналом;
16. Слабая ответственность и мотивация менеджеров, направленная на результаты (по сбыту и производству);
17. Недостаток финансов, необходимых для изменения стратегии;
18. Отсутствие анализа информации о потребителях;
19. Слабый участник рынка;
20. Отсутствие четко выраженной стратегии, непоследовательность в ее реализации;
21. Высокая стоимость продукции в сравнении с ключевыми конкурентами;
22. Устаревшие технологии и оборудования;
23. Слабая политика продвижения;
24. Недостаточно развита система маркетинга;
25. Слабая реклама;
26. Несложившийся имидж;
27. Неразвитая сбытовая сеть;
28. Негибкая ценовая политика;
29. Неизвестное имя на рынке;
30. Узкий спектр предоставляемых услуг;
31. Отсутствие средств на агрессивную рекламу.
Разработчики стратегического плана могут дополнить каждую из четырех частей перечня угроз и возможностей, сильных и слабых сторон организации, которые отражают особенности ее конкретной деятельности и ситуации на соответствующем рынке.
Комментарии:
На этапе анализа состояния организации рассматриваются факторы, на которые она может повлиять. Любой такой фактор должен быть по каким-то основаниям отнесён либо к сильным, либо к слабым сторонам фирмы. Результаты анализа фиксировать в специальной матрице.
Таблица 6.1 – Матрица анализа внутренних факторов
Сильные стороны: название | Сильные стороны: содержание |
Слабые стороны: название | Слабые стороны: содержания |
Пример 1 (ГАУ ЦКИ «Югор»):