Превращение управления в лидерство
Практика показывает, что менеджмент, реагируя на изменение внешних или внутренних условий, может принимать разные формы. С некоторого момента, когда менеджмент накапливает определенные способности и наделяется самосознанием, он хотя и постепенно, но начинает неуклонное движение в сторону лидерства.
По мере усиления возможностей и влияния менеджмента он получает шанс перейти от кризисного управления к администрированию, цель которого состоит в закреплении статус-кво. Далее менеджмент переходит к управлению по целям и задачам, вплотную подходя к стратегическому планированию. На этом этапе менеджмент претерпевает качественные изменения, становится чем-то новым, процессом, для названия которого уже не подходит слово «управление», самостоятельно превращаясь в стратегически интегрированное лидерство на ценностной основе.
Процесс преобразования носит ступенчатый характер и характеризуется в краткосрочной перспективе колебаниями и движениями то вперед, то назад. Однако если рассматривать этот процесс в целом, то налицо типичный эволюционный переход от менеджмента, основанного на принципах авторитарной власти, к лидерству на ценностной основе. Рисунок 11.1 позволяет оценить принципиальные формы, стили и вариации лидерства, противопоставленные менеджменту, который построен в той или иной мере на сохранении управленческого контроля, создании исключительного положения для отдельных групп, власти и единообразии, контрастируя с реализацией творческого потенциала команд, принципами присоединения, демократии и многообразия. Кроме того, из этого рисунка видно, насколько различно для каждого случая принятое отношение к будущему.
Демократическое лидерство стремится в максимальной степени реализовать творческий потенциал, привлечь к работе весь коллектив, обеспечить плюрализм мнений, стараясь также минимизировать контроль, исключительность и единообразие, поддерживая динамическое равновесие между противоположными точками зрения и интересами. Полагать, будто от контроля можно отказаться совершенно, — это настолько же утопичная точка зрения, насколько реакционны попытки полностью подавить проявления творческого начала. Поэтому организации необходим определенный синтез, слияние оппозиционных воззрений, выраженное в переходе от менеджмента к лидерству.
Организации крайне важно взрастить лидеров, которые смогут построить демократическое будущее на основе организационного самоуправления и сотрудничества. Иерархические ограничения снижают возможности рядового персонала вырабатывать лидерские качества. Возлагая на себя неразделяемую ответственность за решение проблем, направляя внимание группы на заранее определенные вопросы, распределяя задания и корректируя образ действий сотрудников, иерархический менеджмент дает знать, что именно он, и никто другой имеет право принимать решения, лишая других возможности получить соответствующий опыт и выработать у себя лидерские качества.
Не примитивное управление, а способность
Вести за собой
Передать некоторые навыки и моделиповедения или поручить добиться определенного результата совсем несложно. Например, несложно выразить просьбу о присутствии на определенном собрании («будь в восемь часов»), описать последовательность действий («сначала сделай это, а потом то»), попросить соблюдать правила хорошего тона («не кричи»), охарактеризовать многократно повторяемую операцию («подтягивай эту гайку»). Однако не следует забывать о том, что существуют также некоторые фундаментальные навыки, модели поведения и свойства личности, которые совершенно не поддаются управлению извне, есть также определенный, столь же фундаментальный набор результатов, на достижение которых менеджмент никак не может повлиять. Здесь нужно не управление в примитивном смысле, а способность вести за собой, содействовать выполнению задачи, поощрять, воспитывать, поддерживать, наставлять. Перечислим то, что, с одной стороны, нельзя отнести к категориям, подлежащим управлению, но что, с другой стороны, может и должно вести за собой:
• Надежность.
• Внимательность.
• Способность к творческим решениям.
• Любознательность.
• Способность к анализу.
• Синергия.
• Целостность.
• Консенсус.
• Мастерство.
• Ценности.
• Стойкость.
• Инициатива.
• Умение вписываться в поток.
• Умение сотрудничать.
• Отношение.
• Самоотдача.
• Лидерские качества.
• Честность.
• Воля.
• Сопереживание.
• Участие.
• Понимание.
• Здравый смысл.
• Энтузиазм.
• Способность прощать.
• Единение.
• Сила духа.
• Последовательность и способность заканчивать начатое.
Иерархический менеджмент пытается вмешиваться в каждую из этих важнейших для работы характеристик, однако приказать стать творческой личностью так же невозможно, как утвердить политику или процедуры, которые призваны распространить взаимное доверие повсеместно. Это не значит, что креативность и доверие нельзя укрепить посредством лидерства. Мы имеем и виду лишь то, что, когда мы говорим об этих категориях, следует отказаться от таких привычных вещей, как безапелляционная команда, контроль, приказ, предписания, выдача мандатов, регламентация, администрирование, требование однозначно определить последствия принимаемых решений. Эти категории зависят от спонтанного, произвольного, нерегулируемого; от возможности выбора; от игры.
Эти навыки, образ действий и свойства личности характеризуют важнейшие составляющие любой организации. Если сущность демократической организации состоит в развитии паутины сообществ и сотрудничестве, то лидерство не может быть аффективным без того, чтобы разделять и принимать принципы тех, кто создает, определяет и следует этим принципам. Четко определившись с тем, чем можно управлять, а чем нельзя, мы, основываясь на гуманистических позициях, подводим важную черту под лидерством И организационным развитием. Если организация рассчитывает на улучшение своих показателей, крайне важно, чтобы она решилась развивать всепроникающее, связующее лидерство.