Как бюрократия формирует организационную
Иерархию и менеджмент
Каждый из перечисленных компонентов бюрократии определяет необходимость в менеджерах, а менеджеры определяют необходимость в бюрократии. Действительно, менеджмент и бюрократия, которые поддерживают и укрепляют друг друга, — это две стороны одной медали. Бюрократия предоставляет, менеджеру тихую гавань, где можно спрятаться от ответственности, избежать перспективы быть, обвиненным в ошибочных суждениях или откреститься от проблем, которые возникли благодаря его деятельности. В свою очередь, менеджмент получает возможность использовать бюрократические правила, чтобы подавлять самоуправление и вынудить персонал следовать «правильному» курсу.
Вводя подробные, иногда дублирующиеся функции, требующие управленческого надзора, например формальности, связанные с контролем целевого расходования средств, бюрократия раскалывает организацию. Эти формальности однозначно требуют присутствия менеджеров — во-первых, для того, чтобы контролировать соответствие предписаниям, а во-вторых, избирательно игнорировать эти правила, чтобы дать возможность людям работать, поскольку, если персонал действительно будет делать только то, что ему предписано, значительная масса работы просто встанет.
Однажды нам пришлось работать с научным музеем, в экспозиции которого содержались живые лягушки. Чтобы их прокормить, ежемесячно нужно; было закупать червей на сумму, которая была едва ли больше доллара. Несмотря на регулярность этих расходов, очевидную их необходимость и микроскопичность суммы, каждая закупка требовала визы пятерых менеджеров, включая подпись исполнительного директора. Эта и другие бюрократические процедуры дают понять персоналу, что ему никак нельзя доверять финансовые средства. Организационная культура пронизана скрытым смыслом, подтекстом этой процедуры, благодаря чему мотивация принимать участие в стратегическом планировании существенно снижается.
В принципе, музей, конечно, не мог обойтись без «специального» человека, который следит за тем, чтобы персонал не присвоил предназначающиеся для лягушек средства или не направил на иные цели, однако по крайней мерее этой задачей самоуправляемая команда справилась бы при существенно меньших затратах. Подлинный трагизм этой ситуации состоял в том, что лягушки «принадлежали» музейной бюрократии, а не людям, которые должны были их кормить. Эта абстрактная, присущая организации особенность, реализованная с помощью иерархии и призванная гарантировать, что деньги на червяков не будут похищены, оставляет персонал с ощущением бессилия, давая ему ясно понять, что ему не доверяют и считают безответственным, бессовестным сбродом., .При этом издержки, связанные с оплатой работы менеджеров и плохим моральным состоянием коллектива, сводят на нет возможную экономию от принятия такой практики.
Яркий пример организационной бюрократии дала нам история, рассказанная 82-летней женщиной, которая обнаружила, что ей прекратили выплату пенсионного пособия после смерти ее мужа. Позвонив в Администрацию фонда социального обеспечения чтобы выразить свое возмущение, она выяснила, что выплата ее пенсионного пособия прекращена в связи с ее смертью. Она не могла с этим согласиться, предположив, что., будь, она мертва, навряд ли бы ей удалось вести разговор по телефону. собеседник выразил мнение, что это выглядит вполне логично и лично он допускает такую возможности, однако менеджер, выписывающий пенсионные чеки, так не думает, а решение этого вопроса находится вне пределов компетенции простого социального работника. Спустя шесть месяцев, после десятков писем, жалоб, телефонных звонков, ее известили о том, что она «воскресла», восстановив право на получение социального пособия. Благую весть она прокомментировала буквально так: «Вы не представляете себе, насколько сложно доказать факт своего существования, когда облеченный властью человек говорит, что вы уже умерли».
Внутренний стержень бюрократии, построенный на безоговорочном принятии установленного порядка, подталкивает менеджмент к тому, чтобы добиться от персонала безусловного подчинения. В той же мере это провоцирует персонал на слепое исполнение, снятие с себя, ответственности за результат и неиспользование своего творческого потенциала, в результате чего усиливается потребность в следящих за персоналом менеджерах. Таким образом, цикл замыкается, самоукрепляемая система становится замкнутой. Поскольку бюрократия придает готовность исполнению статуса единого стандарта, такое положение дел порождает апатию, цинизм и безответственность снизу, автократию, привилегии, волюнтаризм – сверху. Эта закономерность делает менеджмент еще менее восприимчивым к переменам, тем самым, усиливая потребность в бюрократии,
Хотя исключения нарушают стройность и красоту правил, прежде всего важно ответить на вопрос, насколько данное правило вообще необходимо, не является ли исключением каждый отдельный случай, и насколько мы, хотим иметь правила, не допускающие исключений, Если корень проблемы в неправильном толковании правил, почему бы не урегулировать конкретный случай злоупотребления и не указать нарушителю на его ошибки, вместо того чтобы вывести обобщающее правилом наказать тем самым невиновного? Что бы ни произошло, бюрократия неизменно отреагирует масштабным, всеохватывающим решением, в основу которого положено всеобщее недоверие и ограничение личной свободы; она заглушит голос несогласных и силой заставит соответствовать абстрактным нормам поведения, совершенно не учитывая, насколько с социопсихологической точки зрения это пагубно отразится в душах, людей и на эмоциональной сфере.
И тем не менее система бюрократии может быть сломана, претерпев реконструкцию и превратившись во взаимодействие на основе взаимоотношений людей. Нам неоднократно приходилось видеть менеджеров, которые смогли перестроиться и стать лидерами и координаторами, способствующими реализации проектов; рядовых сотрудников, ставших ответственными участниками самоуправляемых команд; бюрократические структуры, которые смогли преобразоваться в «отзывчивые» организации с «человеческим лицом». Таким образом, варианты, альтернативные организационной иерархии, вполне осуществимы и весьма практичны.