Рабовладение и рождение менеджмента
Менеджмент как профессия сформировался, имея прямую связь с развитием работорговли. Где бы ни появился менеджмент, его возникновение имело в своей основе отношения раба и надсмотрщика и, как правило, было связано с принудительным трудом на плантациях. С увеличением числа рабов и отданных в ученье работников, «с возложением на них обязанностей быть прислугой за все», рабовладельцы (или хозяева) сформировали привилегированный класс надсмотрщиков (или приказчиков, управляющих), с которых снималось позорное клеймо раба. Их функции состояли в том, чтобы следить за рабами, выжимая из них все, что можно, и не позволяя удрать. Менеджеры нашли широкое применение своим способностям еще во времена первой Вавилонской империи, о чем свидетельствует упоминание о них в своде законов Хаммурапи. Основы, принципы современной системы менеджмента можно заметить еще во времена раннего Египта, Древней Греции, Римской Империи, где они быстро стали основным приемом организации работы в учреждениях с принудительным трудом. Присутствие прослойки менеджеров стало абсолютно необходимым с экспансией империй, расширением плантаций и принудительным использованием угнанных, захваченных или купленных людей на военной службе или в качестве домашних слуг. Поддерживая дисциплину и контролируя рабочую силу, менеджмент поощрял дальнейшее развитие рабства, и, иногда самостоятельно выступая от лица отсутствующих хозяев, менеджеры должны были переломить недостаток мотивации рабов, брали на себя ответственность за сохранность имущества рабовладельцев, не позволяли огромной массе рабов сомневаться в статусе и власти рабовладельцев. Хозяева не могли обойтись без менеджеров, так как, если бы не их неусыпное око, никто бы не захотел влачить жалкое существование раба, никто бы добровольно не стал терпеть невыносимые условия труда только для того, чтобы увеличить состояние хозяина.
Аристотель как-то обмолвился, что мужчины должны быть управляющими не только на поле, смотря за прилежанием раба, но должны оставаться ими и дома, не упуская из виду своих жен, детей, слуг, подворье. В условиях афинской демократии уничтожение института менеджмента, вероятно, значило бы конец рабовладельческого строя, потерю рабовладельцами не только благосостояния, но и статуса, власти, что существенно снизило бы возможности граждан заниматься искусством и философией.
Подчеркнем, что рабство не только определяет необходимость в менеджерах, но неизбежно служит причиной неуклонного снижения мотивации и лояльности рабов. Как показали периодически возникающие бунты, вспомните хотя бы масштаб восстания под предводительством Спартака, – рабы все более отдалялись от своих хозяев. Ни разу за всю историю человечества не было предложено иных действенных средств мотивировать рабов на тяжелый труд, кроме страха, жестокости, пробуждения надежды самим стать надсмотрщиком или самоидентификации со своим хозяином. Однако практически не было случаев, чтобы раб идентифицировал себя с продуктом своего труда или процессом производства этого продукта. При этом он всегда старается снять с себя ответственность за сохранность имущества хозяина.
По этим причинам рабы, как показывают античные предания, часто становились предметом ненависти, вызывали страх и отвращение у своих менеджеров (надо отметить, что эти чувства были взаимными). Раб рассматривался как предмет, с которым можно производить определенные манипуляции; как инструмент, который можно использовать по предназначению; как скот, которым можно помыкать; как непослушный ребенок, которого должно наказывать. Эти представления, хотя и приобрели более «причесанный» вид, живы во многих организациях до сего дня. В этом контексте само существование системы менеджмента можно рассматривать как продолжение традиций принудительного труда и даже частичного порабощения.
Исторический контекст дает совершенно ясно почувствовать, что фундаментальные принципы, на которых покоится система менеджмента, с древности были поражены глубоким, неизлечимым пороком. С самого начала понятие менеджмента было неотделимо от принуждения и несправедливости, от преобладания силы и права обладать над профессионализмом и эффективностью, Если бы не это, в менеджменте не было бы никакой необходимости, поэтому, чтобы с ним покончить, важно убрать основу его существования.