Этапы развития стратегического менеджмента
Историки бизнеса обычно выделяют четыре этапа в развитии стратегического менеджмента: бюджетирование, долгосрочное планирование, стратегическое планирование и, наконец, стратегический менеджмент.
1. Бюджетирование. В эпоху формирования гигантских корпораций до второй мировой войны специальных служб планирования в компаниях не создавалось. Высшие руководители корпораций регулярно составляли планы развития своего бизнеса, однако формальное планирование ограничивалось лишь составлением ежегодных финансовых смет – бюджетов по статьям расходов на разные цели.
Особенностью бюджетно-финансовых методов является их краткосрочный характер и внутренняя направленность, т.е. организация в этом случае рассматривается как закрытая система.
2. Долгосрочное планирование. В 1950-х – начале 1960-х годов характерными условиями работы компаний являлись высокие темпы роста товарных рынков и относительно высокая предсказуемость тенденций развития национального хозяйства.
Эти факторы создали условия для развития долгосрочного планирования.
Основу метода составляют прогнозы работы фирмы на несколько лет вперед. При этом долгосрочное планирование основывалось на экстраполяции сложившихся в прошлом тенденций развития фирмы. Главная задача менеджеров состояла в выявлении финансовых проблем, создающих препятствие росту фирмы.
Этот подход, более известный у нас как метод «планирования от достигнутого», широко использовался в условиях централизованного управления советской экономикой.
3. Стратегическое планирование. В конце 1960-х годов по мере нарастания кризисных явлений и усиления международной конкуренции прогнозы на основе экстраполяции стали расходиться с реальными цифрами. Для преодоления наметившихся недостатков стала развиваться концепция стратегического планирования. В ее основе лежит анализ, как внутренних возможностей организации, так и внешних конкурентных сил и поиск путей использования внешних возможностей с учетом специфики организации. Таким образом, цель стратегического планирования заключается в улучшении реакции предприятия на динамику рынка и поведение конкурентов.
4. Стратегический менеджмент. К 1990-м годам большинство корпораций по всему миру начали переход от стратегического планирования к стратегическому менеджменту. Стратегический менеджмент определяется как комплекс не только стратегических управленческих решений, определяющих долговременное развитие организации, но и конкретных действий, обеспечивающих быстрое реагирование предприятия на изменение внешней среды, которое может повлечь за собой необходимость стратегического маневра, пересмотр целей и корректировку общего направления развития.
В отличие от стратегического планирования стратегический менеджмент является действенно ориентированной системой, которая включает в рассмотрение процесса реализации стратегии, а также оценку и контроль.
Стратегическое управление означает, что процесс управления должен быть упреждающим, а не реактивным, то есть необходимо воздействовать на события во внешнем окружении, а не просто реагировать на них.
В настоящее время выделяются два направления развития стратегического менеджмента. Первое «регулярное стратегическое управление» – состоит из двух взаимодополняющих подсистем: подсистемы анализа и планирования стратегии и подсистемы реализации стратегии. По существу суть этого направления – управление стратегическими возможностями организации. Это направление получило наибольшее распространение в силу того, что более глубоко и полно разработано.
Второе направление развития стратегического управления называют «стратегическим управлением в реальном масштабе времени» и связывают с решением неожиданно возникающих стратегических задач. Оно развивается в тех отраслях, где изменения во внешнем окружении настолько непредсказуемы, что требуют немедленной адекватной реакции и организации просто не остается времени на пересмотр своей стратегии. Организация вынуждена одновременно параллельно заниматься уточнением стратегии и решением возникших стратегических задач. Эта система стратегического управления находится в стадии становления.
Содержание и эволюция стратегического управления.
Можно выделить три этапа:
I этап. Период с 80-х гг 19 века по 30-е года 20 века. Эпоха массового производства. Она характеризуется отсутствием конкуренции, формированием структур, обеспечивающих однотипной продукцией с минимальными издержками. Условия осуществления бизнеса стабильны и предсказуемы, темпы изменения происходящих во внешней среде гораздо медленнее, чем реакция фирм. Все это определило отсутствие необходимости заглядывать далеко вперед, ограничиваясь оперативным управленим, ориентируясь на аналогию в прошлом.
II этап. Период с 30-х годов по 60-е годы 20 века. Называемой эпохой массового сбыта когд предложение дешевой продукции превышало спрос в условиях слабо возмущенной внешней среды, темпы изменения среды сравнимы в реакции фирмы. Рынок насыщается, появляется конкуренция, формируется концепция маркетинга, долгосрочное планирование, но будущее можно предсказать путем экстраполяции, тенденции прошлого.
III этап. С середины 60-х годов по настояәее время. Постиндустриалҗная эпоха, характеризуемая как “не имеюәая закономерностей” Главные факторы: обострение конкуренции; сильная изменчивость, неопределенность изменения параметров внешней среды; диверсификация и интенсификация производства, когда темпы изменений превосходят реакцию фирмы. здесь приходиться уделять внимание стратегическим вопросам – адаптации фирмы к изменениям внешней среды.
В настоящее время в связи с коренной перестройкой социально – политической и экономической системы в России, усложнением и повышением динамизма внешней среды, проблемы стратегического управления встали с особой остротой.
Основные принципы стратегического управления.
1. Принцип разумной целесообразности, который предполагает, что стратегическое управление имеет смысл только при постановке перспективных и реально достижимых целей.
2. Принцип обратной связи, предопределяющий зависимость стратегического управления от динамики внешней среды и состояния фирмы.
3. Принцип системности, обуславливающий взаимосвязь стратегического управления с другими видами управленческой деятельности.
4. Принцип последовательности, предусматривающий постепенное поэтапное достижение цели.
5. Принцип вариантности стратегических решений, говорящий о том, что всегда существует несколько вариантов достижения целей.
6. Принцип вероятности результатов, определяющий область допустимых значений поэтапных целевых результатов.
Решение любой стратегической проблемы в бизнесе или науке можно разбить на 4 этапа:
- осознание необходимости принятия стратегических решений;
- просчет вариантов возможных действий;
- оценка вариантов с точки зрения их привлекательности;
- выбор и реализация оптимального варианта.