Типология организаций: основные подходы
Огромное многообразие и разнохарактерность организаций создают существенные трудности для их классификации. Организации, которые, на первый взгляд, можно отнести к одной группе по одному критерию, могут сильно различаться по другому.
Составление любой типологии — это способ лучше понять окружающий нас мир, в данном случае — мир организаций. Для менеджера или человека, занимающегося исследованиями в области управления, типология организаций играет роль своеобразного путеводителя, помогающего создать определенный образ окружающей реальности.
Рисунок 6.1 – Типология организаций
Организационно-формальные критерии
Типы организации по форме собственности (кому они принадлежат):
· частные;
· государственные;
· муниципальные;
· смешанные.
По отношению к прибыли:
· коммерческие организации — у них получение и распределение прибыли между учредителями (акционерами) является уставной целью деятельности;
· некоммерческие организации — основная цель состоит в удовлетворении неких общественных потребностей, а прибыль (если вдруг она появляется) может быть направлена только на развитие самой организации.
По организационно-правовым формам выделяют:
· товарищества (с разновидностями);
· кооперативы;
· акционерные общества (с различными степенями ответственности);
· дочерние и зависимые общества;
· фонды;
· ассоциации;
· учреждения, некоммерческие партнерства и т.д.
Все они отличаются особенностями создания, регистрации, осуществления полномочий руководством, формами отчетности и ведения документации и т.д. Здесь же выделяют организации с образованием юридического лица и без такового (ПБОЮЛ).
По отрасли производства выделяют большое количество организаций, например: промышленные, сельскохозяйственные, торговые, образовательные и т.д.
По содержанию деятельности организации подразделяются на:
· добывающие;
· обрабатывающие;
· сборочные (например, в промышленности и сельском хозяйстве);
· исследовательские;
· проектные;
· обучающие;
· просветительские (музеи) и т.п.
В рамках этого же подхода выделяются так называемые «надорганизации» — объединения, имеющие в своем составе несколько полностью или относительно юридически самостоятельных организаций, часто — функционирующих в различных сферах и выпускающих разнообразную продукцию (услуги). К таким организациям можно отнести холдинги, концерны, тресты, консорциумы, конгломераты.
Функциональный подход
В этом подходе организации выделяются по функциям, реализуемым в обществе — по их предназначению.
1. Производственные организации производят вещи и продукты, потребляемые членами общества.
2. Регулятивные (политические) организации обеспечивают формулирование и достижение общественных целей, «отвечают» за формирование и реализацию властных отношений. Сюда можно отнести большинство организаций государственного и муниципального управления, политические партии и т.д.
3. Социальные организации сохраняют традиции, обеспечивают социальную преемственность, передачу социального опыта. Это и церковь, и образовательные организации, и музеи, и редакции, и издательства и тому подобное.
Интегративные организации выполняют функции улаживания конфликтов, мотивирования членов общества, согласования целей и деятельности отдельных социальных групп и общностей. Это, например, прокуратура и суд; отчасти — средства массовой информации, некоторые из государственно-муниципальных организаций (собесы).
Социально-психологический подход
1. Простые (харизматические) организации.
2. Ассоциации
3. Тотальные организации.
4. Бюрократии.
Цели и ресурсы организации
Цели организации
Цели организации — это идеальные модели результатов ее деятельности. Иными словами, это определенным образом сформулированные представления о желаемых состояниях, которых мы хотели бы достичь. Система организационных целей сложна и многообразна, и для упрощения понимания целевой структуры в теории организации и менеджменте часто используют понятие «дерево целей», которое хорошо отображает систему целей.
Миссия отражает смысл создания и существования организации, ее роль и значение в окружающем мире.
Функциональные цели — это предполагаемые результаты деятельности в функциональных областях деятельности, которые осуществляет любая компания, независимо от структуры, набора и группировки подразделений. Обычно функциональные цели формулируются в определенных сферах.
1.Маркетинговая.
2.Инновационная.
3.Производственная.
4.Социальная.
5.Финансовая.
Оперативные цели — это цели, конкретизированные на уровне отдельных рабочих групп (бизнес-процессов, бизнес-единиц, подразделений, команд, отделов). Чаще всего они производны от функциональных целей, но могут вытекать непосредственно из миссии — в случае, когда в организации реализуется процессный подход в управлении и основой ее структуры являются бизнес-процессы.
Исполнительские цели(их чаще называют рабочими задачами или даже инструкциями) представляют собой операционализированный (расписанный по конкретным исполнителям) вариант оперативных целей.
Организационные ресурсы
Понятие «ресурсы» происходит от французского слова ressource — вспомогательное средство. Под ресурсами понимаются «денежные средства, ценности, запасы, возможности, источники средств и доходов».
Все ресурсы обычно подразделяют на природные и экономические.
Природные ресурсы — это компоненты природы, используемые человеком. Главные виды природных ресурсов: минеральные, биологические, земельные, климатические, водные. Природные ресурсы бывают также исчерпаемые, в том числе, возобновляемые (биологические, земельные, водные и др.) и невозобновляемые (минеральные), практически неисчерпаемые (солнечная энергия, внутриземное тепло, энергия текучей воды).
Экономические ресурсы в самом общем плане — это источники и средства обеспечения производства.
Организационные ресурсы относятся к экономическим, их можно рассматривать как источники и средства обеспечения организационной деятельности и достижения ею эффективных результатов. Обычно в их состав включают:
· человеческие ресурсы (трудовые, людские);
· финансовые ресурсы (денежный капитал);
· материальные ресурсы (сырье, материалы, физический капитал);
· информационные ресурсы.
В каждой организации есть свой ресурсный приоритет — тот ресурс, с которым организация работает чаще всего и который, собственно, и является предметом ее деятельности.
ВНЕШНЯЯ СРЕДА.