Современное понимание организации
1. Любая современная организация в основе своей является открытой системой, то есть связанной с внешней средой совокупностью разнородных, но взаимосвязанных компонентов. Поэтому, несмотря на то, что ряд конкретных позиций и положений классического системного подхода подвергается серьезной критике и пересмотру, сам по себе этот подход применительно к современной организации рассматривается в качестве одного из инструментов при рассмотрении основ ее построения и функционирования.
2. Ключевой элемент организационной системы — человек, член организации, несущий в себе знание и компетенцию, которые и определяют эффективность современной организации. Это кажущееся очевидным положение в реальности (особенно в российском бизнесе) часто только декларируется, а ключевыми элементами до сих пор многие считают структуру, власть и координацию.
3. Культура, учитывающая ментальность людей, доминирующие нормы и ценности и развивающаяся вместе с членами организации, создает этико-эмоциональную основу функционирования организации, оказывая решающее воздействие на формулировку организационных целей.
4. Реальная конфигурация и особенности функционирования элементов организационной системы зависят не только и не столько от внутрисистемных, сколько от внешних, ситуационных факторов.
5. Деятельность современных организаций характеризуется высокой неопределенностью и нестабильностью, которые при этом рассматриваются не как системные патологии, а как признак и условие ее существования и развития.
6. Современная организация динамична, она живет только тогда, когда развивается. В динамике находятся и все отдельные компоненты организационной системы. Причем эта динамика может различаться — одни компоненты могут развиваться быстрее, другие — медленнее. При надлежащей координации и при условии адекватности такого неравномерного развития внешним факторам оно не является фактором, нарушающим целостность организации, а наоборот, позволяет ей более эффективно реализовывать свои функции.
7. Современная организация полифункциональна. Прибыль, капитализация и прочие финансовые параметры перестают быть тем, ради чего она функционирует. Организация активно меняет окружающий мир, создавая новые ценности, и не только материальные.
8. Современная организация фрагментарна в том смысле, что разные части организационной системы могут по-своему реагировать на внешние и внутренние воздействия и в связи с этим строиться на разных основаниях и нормах.
9. Современная организация предполагает гораздо более мягкие и ровные варианты отношений «руководитель—подчиненный», чем классическая организация времен Тейлора и Вебера.
10. Нет и не может быть универсальных законов, подходов и методов создания, развития и управления современными организациями. Уникальная модель управления организацией создается на основе саморефлексии, накопления опыта и постоянного обучения. Ошибка в построении структуры организации или в управлении — не ошибка, а результат применения унифицированного метода управления в нестандартной ситуации.
Принципы современной организации
Принципы современных организаций — это исторически сложившиеся базовые исходные положения, лежащие в основе их формирования и функционирования. На основе каждого принципа выводятся определенные требования и рекомендации, нарушение которых или пренебрежение которыми неизбежно приводит к снижению экономической и социальной эффективности организации.
1 Принцип разделения труда
2 Принцип иерархии
3 Принцип формализации
Структурные характеристики организации
К основным структурным характеристикам организации обычно относят: сложность, профессионализм, специализацию, централизацию, размер.
Сложность
Сложность организации — это мера количества и разнообразия существующих в ней подсистем. Сложность имеет два измерения — количество элементов и их разнообразие. Соотношение измерений сложности и соответствующих ему разновидностей организаций (по сложности) показано в таблице 6.1.
Эти измерения имеют отношение ко всем разновидностям сложности — вертикальной, горизонтальной, пространственной.
Таблица 5.1 – Соотношение измерений сложности организаций
Разнообразие элементов (подразделений) | Количество элементов (подразделений) | |
Небольшое | Большое | |
Большое | Сложность в разнообразии (дифференциальная) | Высокая сложность |
Небольшое | Низкая сложность (простота) | Сложность количественная |
Вертикально сложная организация имеет большое количество уровней иерархии и/или разнообразные по функциям и предназначению подразделения практически на каждом уровне.
В вертикально простых («плоских» или горизонтальных) организациях немного уровней иерархии, и разнообразие элементов также невелико.
В горизонтально сложной организации имеется множество различных подразделений на любом отдельно взятом уровне. Эти подразделения могут быть достаточно разнообразными по ряду параметров (по функциям, содержанию деятельности, составу работников и т.д.), а могут быть однородными.
Наконец, пространственная сложность связана с количеством регионов (точек), где расположены подразделения организации — пространственное многообразие.
Профессионализм
Профессионализм — степень образованности и профессиональной подготовленности персонала. Здесь имеется в виду профессионализм, задаваемый самими условиями деятельности организации, а также объективной сложностью исполняемых функций. На краях континуума профессионализма можно выделить, соответственно, организации высокопрофессиональные и низкопрофессиональные. Причем последнее отнюдь не означает, что эта организация неэффективна. Просто условия ее деятельности не требуют ото всех ее членов докторских степеней или даже высшего образования.
Степень профессионализма часто измеряют средним количеством лет, потраченным работниками на свое образование.
Степень профессионализма персонала организации тесным образом связана с такой организационной характеристикой, как специализация.
Специализация
Специализация отражает степень обобщенности деятельности на рабочих местах.
Специализация как организационная характеристика проявляется в процессе реализации принципа разделения труда и имеет два измерения, соотносящиеся с видами разделения труда.
Горизонтальная специализация означает возрастание повторяемости выполняемых в процессе труда действий, вследствие чего возникает возможность их стандартизации.
Вертикальная специализация отражает степень разделения процесса выполнения трудовых операций и управления этим процессом.
Централизация
Централизация отражает степень сосредоточения власти на тех или иных уровнях организационной иерархии.
Оценить степень централизации конкретной организации можно по следующим параметрам.
1.Количество решений, принимаемых на нижестоящих уровнях иерархии.
2.Важность решений, принимаемых на нижестоящих уровнях.
3.Последствия решений, принимаемых на нижестоящих уровнях.
4.Качество и частота контроля за работой подчиненных.
В одной и той же организации одни подразделения могут быть более централизованы, чем другие.
Размер
Размер — это характеристика, производная от численности персонала организации. Такие параметры деятельности организации, как капитализация, объем выпуска, доход и им подобные, тоже отражают то, насколько крупна организация, но они не описывают ее размер, как части социума. Размер во многом предопределяет строение организации (как вертикальное, так и горизонтальное), тип организационной структуры, степень формализации, способы координации и контроля, систему ролей и неформальных отношений, линии коммуникации и т.д. Различные по размеру организации по-разному адаптируются к внешней среде, в них отличаются внутренние динамические процессы и степень проявления организационных патологий.
Соотношение характеристик
Структурные характеристики взаимодействуют друг с другом и находятся в объективной взаимозависимости. Так, размер организации и ее сложность находятся в прямой зависимости: сложные (по различным измерениям и типам) организации, как правило, велики по размерам и наоборот. Большие и сложные организации стремятся к большей децентрализации, чем малые и простые. Высокопрофессиональные организации, как правило, менее централизованы и менее специализированы, чем низкопрофессиональные.
Типы и виды организаций