Структура интеграционных процессов в менеджменте

Факторы интеграции менеджмента:затраты, качество, время  
Нормативное управление
Регулирование деятельности организации Политика организации Корпоративная культура организации Уровни интеграции менеджмента
Стратегическое управление
Система управления организационной структурой Программа стратегического развития Изучение и решение проблем    
Оперативное управление
Формирование организационных процессов Реализация мероприятий Координация исполнительских действий
  Структура   Деятельность   Поведение Составляющие интеграции менеджмента

Теоретическую базу современного менеджмента составляют такие научные дисциплины, как теория организации, теория систем, кибернетика, синергетика. Данные теории сформировались при различных обстоятельствах и в разное время, они имеют свою историю и логику развития. Вместе их объединяет то, что, во-первых, они являются относительно молодыми науками, так как их становление произошло за последние несколько десятков лет.

Во-вторых, у них так много общего, что данная общность сама по себе имеет быть объектом самостоятельного исследования.

В-третьих, все эти науки базируются на использовании природы и сущности интеграционных процессов.

Теория организации изучает процессы системообразования и их закономерности. Вместе с этим теория организации исследует природу системообразующих факторов. Теория систем изучает сущность целостности и системности, свойства целого и его частей, то есть организацию некоторого устойчивого объекта, целостность которого и есть система.

Кибернетика изучает проблемы формирования и передачи управляющих воздействий для достижения заданного состояния системы любой природы, то есть достижения определенного уровня ее организации.

Синергетика изучает механизмы взаимодействия элементов системы в процессе ее саморазвития и самоорганизации.

Интеграционные процессы сами по себе являются организационными процессами, процессами упорядочения, систематизации знаний, процессами саморазвития науки менеджмента. Они отражают на идеальном уровне организационный опыт живой и неживой природы.

Динамика интеграционных тенденций позволяет рассматривать менеджмент не как сумму соответствующих разделов, отстаивающих свое право на самостоятельный статус и существование, а как целостную систему знаний, в которой совершенствуются образовательные стандарты.

Постоянное совершенствование интеллектуальных знаний современного менеджера становится первоочередной проблемой теории и практики менеджмента. Практикующие менеджеры понимают, что стратегические аспекты управления современным высокотехнологичным предприятием, интегрированным с внешней средой, требует иной теоретической базы по сравнению с принципами управленческого рационализма. Если Тейлор предложил разделить производственный процесс на специализированные операции для повышения эффективности труда рабочих, а Файоль рассматривал в качестве объекта управления организацию в целом, выделяя при этом специфические функции управления, то управление современной организацией требует совершенно иной концепции, чем та, что преобладала в ранних школах управления. Внимание менеджмента переключается с управления трудовым процессом на передачу испольнительско-технологических функций и функций автоматизма от человека машине.

На сегодняшний день организация рассматривается как совокупность различных работ – бизнес-процессов. В этом случае организация представляется как динамическая система со своими входами и выходами, обеспечивающими связь с внешней средой и определяющими границы основных бизнес проектов, то есть бизнес-процессы первого порядка. Вместе с этим внутри организации существуют потоки работ, обеспечивающие основные бизнес-процессы, то есть бизнес-процессы второго и третьего порядка. Они также имеют свои границы, свои входы и выходы. Содержание основных и вспомогательных бизнес-процессов определяется содержанием проблем, решаемых организацией, а сама организация превращается в систему принятия решений.

Процесс интеграции менеджмента характеризуется отчетливо выраженным организационным градиентом, а именно на уровне организации в целом и в основных бизнес-процессах он проявляется в меньшей степени и усиливается в процессах более высокого порядка.

Управление организациейна основе бизнес-процессов требует нового управленческого мышления и нового поколения менеджеров, которые способны решать принципиально новые задачи. Поэтому управление бизнес-процессами в каждой организации может принимать свои неповторимые черты.

Концепция управления бизнес-процессами формируется благодаря предпосылкам, способствующим развитию интеграционных процессов. Отдельными проявлениями предпосылок были и японские кружки качества, и бригадные формы организации труда, и система управления производством «точно в срок», и матричные структуры управления, и гибкие автоматизированные производственные системы, и децентрализация управления и другие нововведения последних лет.

Исследование интеграционных процессов в науках, составляющих теоретическую базу менеджмента, а также изучение реальных процессов в современной организации дают основание говорить о том, что традиционный менеджмент постепенно будет преобразовываться, трансформироваться. А процессы интеграции в менеджменте должны происходить естественным эволюционным путем.

Вопросы для самопроверки и обсуждения

1. Какие типы и виды диверсификации Вы знаете?

2. Какие характеристики на Ваш взгляд должна иметь диверсифицированная организация? Какие стратегии она может формулировать и реализовывать?

3. Определите сущность интеграционных процессов в менеджменте.

4. Выделите место и роль интеграционных процессов в менеджменте

5. Приведите примеры интегрированных отечественных и зарубежных компаний.

6. Выделите плюсы и минусы внутренней интеграции.

7. Перечислите и раскройте источники интеграции управления?

8. Если Вы работали с кем-то над одним проектом, то, как Вы оцениваете действие закона интеграции в нем? Были ли интегрированы цели и задачи, методология, ход выполнения работ среди участников проекта?

9. Объясните плюсы и минусы централизации и децентрализации управления с позиций диверсификации и интеграции.

10. Используя табл. 26 объясните, как меняется роль факторов интеграции менеджмента на разных уровнях интеграции, а также как изменяются составляющие интеграции менеджмента?

11. Какие бизнес-процессы Вы можете выделить в ВУЗе, в банке, на заводе и фабрике. Определите их границы.

12. Какие основные факторы характеризуют интеграцию менеджмента организации? Объясните действие каждого из факторов.

13. Какие наблюдаются тенденции интеграционных процессов в менеджменте. Дайте им развитие.

ЗАДАНИЕ

Выделите особенности интеграционных процессов менеджмента в России на примере промышленности добывающих и обрабатывающих отраслей. Определите факторы, источники и тенденции интеграции.

ЗАДАНИЕ 2

Компания по производству специфического оборудования для ВПК решила применить стратегии диверсификации, так как она не может развиваться на данном рынке со своим специфическим продуктом в данной отрасли из-за кризиса в ВПК и из-за сокращения государственных заказов.

Что необходимо для роста компании и какие стратегии она должна применить, чтобы изменилось положение компании и изменился продукт? При подготовке ответа можете использовать тему 6.

ЗАДАНИЕ 3

ОАО «Газпром» является вертикально интегрированной компанией, занимающей монопольное положение на рынке природного газа. В ее структуру входят компании заминающиеся добычей, переработкой и транспортировкой природного газа конечному потребителю.

Подумайте, какие стратегии применяла компания, чтобы стать монополистом? Какие благоприятные результаты дали эти стратегии? Какие процессы внутренней интеграции могут происходить в компании? Может ли такая интеграция быть во вред компании?

Наши рекомендации