Тема 17. диверсификация и интеграционные процессы в менеджменте
Основные вопросы
1. Общая характеристика диверсификации менеджмента.
2. Интеграция управления, ее источники и факторы.
3. Анализ тенденций интеграционных процессов в менеджменте.
Диверсификация, интеграция и специализация являются стратегиями эффективного менеджмента. Разработка и реализация стратегических решений, которые соответствуют внешним и внутренним условиям функционирования организации и ориентированные на совокупность глобальных идей развития, так и идей конкретного периода, являются глобальным источником эффективного менеджмента. Создание образа действия и формулировка стратегии, распространяющейся на долгосрочные цели и действия организационной системы, а также соответствующий для решения этой проблемы инструментарий – это центральное звено управления.
Баланс между диверсификацией и специализацией определяет масштаб деятельности организации. В управлении выделяют два типа диверсификации - связанную и несвязанную.
· связанная диверсификация представляет собой новую область деятельности организации, соединенную с существующими областями, например, в производстве, маркетинге, технологии.
· несвязанная диверсификация является новой областью деятельности, не имеющей очевидных связей с существующими сферами деятельности организации.
Современная концепция эффективного менеджмента предусматривает при разработке стратегии организации использование эффективных стратегических приемов, а именно стратегической сегментации и выделения стратегической зоны хозяйствования. Первоначально формируют набор стратегических зон хозяйствования, затем осуществляют отбор узкого круга данных зон, иначе решения по ним потеряют полноту и осуществимость. Анализ проводят с учетом специализации организации и предполагают соответствующую диверсификацию. Такой подход позволяет оценить перспективы, которые открываются в данной зоне любому конкуренту, с точки зрения развития, роста, стабильности и технологии, а также решить, как организация будет конкурировать в данной зоне с другими организациями. По этому поводу П. Друкер говорит, что осуществление специализации и диверсификации изолированно друг от друга редко приводит к успеху. Для обеспечения эффективности менеджмента организация должна быть диверсифицированной или в области своих товаров, работ, услуг и конечных потребителей и обладать высокой степенью концентрации в своей базовой области интеллектуальных знаний, или в сферах своих интеллектуальных знаний и иметь высокую степень концентрации в области своих товаров, работ, рынков и конечных потребителей.
Если организация занимает промежуточное положение в балансе между специализацией и диверсификацией, то это не считается удовлетворительным, потому что данный баланс в значительной степени определяет продуктивность ресурсов организации. Дисбаланс между основными ресурсами всегда означает, что имеет место неправильная взаимосвязь между специализацией и диверсификацией. Рамки основной деятельности организации следует пересматривать, когда происходят крупные изменения в интеллектуальных знаниях, когда увеличивается человеческий капитал организации. Любое изменение в основной деятельности организации и в областях и сферах, где есть преимущество, должно сопровождаться пересмотром баланса специализации и интеграции.
Интеграция – объединение, углубление взаимодействия между частями организации, в менеджменте исходит из потребности самого производства и управления им. Данное объединение подразумевает, с одной стороны, тесное взаимодействие специализированных управленческих действий на различных этапах управления в единый управленческий процесс, а с другой, подразделений, производств в единый производственный организм. В свою очередь организации могут объединяться в различные организационно-правовые формы по экономическим признакам. Пределы этого объединения регулируются точными отношениями производства и управления. Интеграционные процессы осуществляются до тех пор, пока они способствуют высоким темпам нововведений, мобильностью технологической переориентации, внедрению изобретений, высокому уровню занятости в условиях жесткой конкуренции. Интеграция осуществляется путем установления временных и постоянных связей на всех уровнях действия функций управления и информационного обеспечения.
Примером проявления закона интеграции является управление интеграционными процессами в проекте. Это раздел в управления проектами, включающий процессы, требуемые для соответствующей координации различных элементов проекта – разработка планов проекта, выполнение плана и общий контроль изменений. Итак, организационные процессы в менеджменте предполагают рациональное объединение усилий, предварительно дифференциально распределенных в пространстве и во времени в интересах специализации как способа повышения производительности и эффективности труда.
Выделяют основные источники интеграции управления:
· цели и задачи организации;
· методология организации управления;
· гармонизация стратегии и тактики управления;
· рациональное сочетание централизации и децентрализации в управлении;
· сочетание формального и неформального управления;
· поиск разумного компромисса интра- и инфраменеджмента, то есть управления внутренней и внешней направленности.
Цели управления являются главной силой, которая объединяет людей в организации как в системе их совместной деятельности. Задачи управления отражают последовательные, параллельные и последовательно-параллельные блоки решений, которые разграничивают обязанности и объединяют усилия по достижению намеченных целей. Методология организации управления определяет выбор того варианта управления, который с наибольшим эффектом при минимальных затратах обеспечивает объединение всех функций организации. Неразрывное перетекание имеющихся и вновь поступающих в организацию ресурсов в пространстве и во времени обеспечивает гармонизация стратегии и тактики управления. Рациональное сочетание централизации и децентрализации в управлении позволяет обеспечить интенсивность деятельности, гибкость и адаптивность функционирования организации как системы в сложных, меняющихся условиях. Управление в организации требует от менеджера умения работать с разными характерами, объединять людей, используя их лучшие качества, что требует сочетание формального и неформального управлении. В процессе деятельности в организации менеджер постоянно вынужден увязывать свои управленческие усилия внутренней направленности с объективными внешними обстоятельствами, так как каждый сотрудник в организации вольно или не вольно сопоставляет, то, что происходит внутри организации, с процессами развития других организаций. Все это требует от менеджеров поиска разумного компромисса интра- и инфраменеджмента.
Факторы, характеризующие интеграцию менеджмента в организации:
· степень дифференциации управления;
· содержание и структура ценностей организации;
· технология управления;
· система компетенций;
· динамика промежуточных результатов по достижению целей организации;
· тип и стиль управления.
Анализ интеграционных процессов в науках, составляющих теоретический фундамент менеджмента, а также анализ связи данных тенденций с реальными процессами в современной организации показывает, что в последнее время отчетливо обозначилась интеграционная направленность в развитии практически всех областей человеческой деятельности. В политической сфере происходит сближение стран, имеющих примерно одинаковый уровень развития, их границы становятся более условными и размытыми. В экономической политике преобладает принцип корпоративизма, международный менеджмент преобразуется в глобальный менеджмент. Корпоративная культура организации развивается в направлении гражданской культуры.
Структура интеграционных процессов в менеджменте представлена в таблице 26.
Таблица 26