Тема 5. принятие управленческих решений

Основные вопросы

1. Понятие управленческого решения и его место в процессе управления.

2. Классификация управленческих решений.

3. Процедура принятия рациональных решений.

4. Факторы, влияющие на процесс принятия решений.

5. Групповое принятие решений.

6. Управление принятием решений в группе.

7. Модели принятия решений.

Управленческое решение – это продукт управленческого труда, а его принятие – процесс, ведущий к появлению этого продукта. Принятие решения – это сознательный выбор из имеющихся вариантов направления действий, позволяющий достичь существующую цель. Решение – это форма, в которой осуществляется управляющее воздействие субъекта управления на объект управления. Поэтому качество управленческих решений является критерием эффективности менеджера.

Решение должно отвечать ряду требований. Главные среди них – обоснованность, четкость формулировок, реальная осуществимость, своевременность, экономичность, эффективность (степень достижения поставленной цели в сопоставлении с расходом ресурсов).

Как правило, решения должны приниматься там, где возникает проблемная ситуация; для этого менеджеров соответствующего уровня необходимо наделить надлежащими полномочиями, возложив на них в то же время ответственность за состояние дел на управляемом объекте. Очень важным условием положительного воздействия решения на работу организации является его согласованность с теми решениями, что принимались ранее (здесь, конечно, не имеется в виду тот случай, когда ставится задача кардинального изменения всей политики развития).

Принятие решений является составной частью реализации любой функции управления. Причем каждая управленческая функция предполагает принятие нескольких важных (многих) решений, требующих ответов на многочисленные вопросы. Некоторые из них представлены на рис. 12.

В организации принимается большое количество самых разнообразных решений. Они разнятся по содержанию, срокам действия и разработке, направленности и масштабам воздействия, уровню принятия, информационной обеспеченности и т.д. С помощью классификации можно выделить классы решений, требующих различного подхода к процессу и методам их принятия, не одинаковых по затратам времени и других ресурсов (табл. 3).

Программируемые решения – это решения повторяющихся и четко определенных проблем. Как правило, это стандартные задачи, неоднократно возникающие в организации, по поводу которых имеется достаточно надежная и достоверная информация, а также готовые, разработанные и успешно применявшиеся ранее правила и процедуры. Процедура устанавливает порядок, последовательность действий, права, обязанности участников взаимодействия в процессе принятия решения. В качестве примера можно привести задачу оформления периодического заказа инвентаря для одного из цехов предприятия. Для разработки и оптимизации программируемых решений используются формализованные методы, которые имеют четкий алгоритм решения задачи в виде экономико-математических моделей, методик анализа и расчета данных, компьютерных программ, обеспечивающих высокую точность количественной оценки разрабатываемых вариантов.



Планирование 1.Какова миссия организации? 2.Где организация находится в настоящее время, каковы ее сильные и слабые стороны? 3.Куда организация хочет двигаться, как изменения во внешней среде отразятся на функционировании организации? 4.Какими должны быть цели организации? 5.Какую стратегию и тактику выбрать для достижения миссии и целей организа-ции?   Мотивация 1.Каковы потребности, ожидания работников организации? 2.В какой мере эти потребности и ожидания удовлетворяются в ходе деятельности, направленной на достижение поставленных целей? 3.Что необходимо предпринять, чтобы повысить удовлетворенность работой сотрудников?  
Организация 1.Как следует структурировать работу в организации? Каковы должны быть функции, права и обязанности работников организации? 2.Как скоординировать функционирование блоков выполняемых работ? 3.Каковы должны быть информационные системы? 4.Как выстроить отношения соподчи-ненности? 5.Каковы должны быть изменения в структуре организации в связи с изменениями в окружающей среде? Контроль 1.Как следует измерять результаты работы? Каковы ее стандарты и критерии? 2.С какой периодичностью следует оценивать результаты? 3.Соответствуют ли фактические результаты поставленным целям, существующим стандартам? 4.Какие корректирующие действия необходимо предпринять? 5.В чем причины отклонений фактических результатов от запланированных?


Рис. 12. Решения, типичные для реализации функций управления

Непрограммируемые решения связаны с новыми, сложными, не встречавшимися ранее, нетрадиционными, непредвиденными проблемами, не поддающимися точной количественной оценке. Как правило, их сложно определить и структурировать, они характеризуются неясной формулировкой цели, неточностью и неопределенностью информации, отсутствием четких правил и процедур решения. При разработке непрограммируемых решений применяются эвристические методы. Они характеризуются тем, что разработка альтернативных вариантов решений основана не на точных расчетах, а на логике, суждениях и умозаключениях. При этом используются профессиональные знания, высокий уровень квалификации, творческие способности специалистов различных областей. К непрограммируемым относятся решения, связанные с определением целей и формулировкой стратегии развития организации, с изменением ее структуры, с прогнозами работы на новых рынках и т.д. Количество таких решений увеличивается по мере роста масштабов и сложности организации, усиления динамичности и неопределенности ее внешней среды.

Интуитивные решения –это выбор, сделанный только на основе ощущения его правильности. Принимающий решение не взвешивает «за» и «против» по каждой альтернативе, он не оценивает ситуацию, а опирается на озарение, чувство. Интуиция включает предчувствие, воображение, проницательность или мысли, которые часто спонтанно проявляются в сознательном постижении проблемы и в последующем принятии решений. Интуитивный подход может дать хорошие результаты при анализе проблем, требующих срочного решения, в ситуации с трудно определяемыми целями, неточной информацией и невозможностью количественной оценки.

Таблица 3

Наши рекомендации