Выделяют следующие виды стратегий.
1. Базовые— заключаются в выборе модели поведения инновационного предприятия в целом и отдельной стратегической хозяйственной единицы в той или иной конкретной рыночной ситуации,
2. Функциональные — комплексы мероприятий и программ для отдельных функциональных сфер и подразделений инновационных предприятий. Они имеют подчиненное значение и являются по существу ресурсными программами, обеспечивающими практическую реализацию базовых стратегий.
По характеру взаимодействия с внешней средой стратегии бывают:
1. оборонительные (отражают реакцию предприятия на действия конкурентов и косвенно — на потребности и поведение потребителей). Делятся на защитные, имитационные, выжидательные, непосредственного реагирования;
2. наступательные.
Включают:
- активные НИОКР, ориентированные на маркетинг;
- стратегии слияния;
- стратегии приобретения.
Наступательные стратегии обычно требуют кредитных инвестиций и, следовательно, более применимы на инновационных предприятиях, располагающих достаточно высоким финансовым потенциалом, квалифицированным составом менеджеров и творческим научно-техническим персоналом.
Выработка инновационных стратегий на предприятии основана на решении следующих задач:
1. оценка возможностей и ресурсов инновационного предприятия для реализации поставленных целей;
2. выявление тенденций в маркетинговой деятельности и научно-технической сфере;
3. анализ инновационных стратегий с выбором альтернатив;
4. подготовка детальных альтернативных планов, программ, проектов и бюджетов реализации инновационной стратегии;
5. оценка деятельности инновационного предприятия с учетом определенных целей и установленных планов.
При разработке инновационных стратегий необходимо учесть их следующие особенности:
1. Стратегии ИП находятся под влиянием изменений во внешней среде. Они могут сами формировать эти изменения своим активным воздействием либо откликнуться в форме реакции (стратегии приспособления). Изменения внешней среды могут быть уже наступившими или еще только ожидаемыми.
2. Стратегии дают возможность установить, каким образом можно ввести в действие имеющийся потенциал с учетом существующих и ожидаемых в будущем сильных и слабых сторон с тем, чтобы выполнить намерения ИП.
3. Стратегии ИП дают лишь общее направление, по которому развивается ИП. Поэтому они должны дополняться мероприятиями тактического порядка.
4. Цель стратегий ИП — формирование устойчивого потенциала успеха с учетом его преимуществ перед конкурентами.
В целом инновационные стратегии предприятия можно разделить на две группы:
Стратегии проведения НИОКР.
Эта группа стратегий связана с проведением предприятием исследований и разработок.
- Лицензионная стратегия. В соответствии с данной стратегией предприятие основывает свою деятельность в области НИОКР на приобретении исследовательских лицензий на результаты исследований и разработок контрактных научно-технических организаций или других предприятий. Приобретаются незаконченные или завершенные разработки с целью их дальнейшей доработки и использования в процессе осуществления собственных НИОКР. При этом предприятие получает собственные результаты в гораздо более короткие сроки и зачастую с меньшими затратами.
- Стратегия параллельной разработки предполагает приобретение технологической лицензии на готовый продукт либо процесс с
целью их форсированного опытного освоения и проведения с учетом такого освоения собственных разработок и дальнейшего производства технологии уже по результатам собственных разработок.
- Стратегия исследовательского лидерства нацелена на достижение долговременного нахождения предприятия на передовых
позициях в области НИОКР в определенных направлениях.
- Стратегия опережающей наукоемкости. Предприятие, использующее данную стратегию, стремится иметь наукоемкость продукции выше среднего уровня по отрасли (подотрасли). Эта стратегия может быть применена в условиях острой конкурентной борьбы на рынке, когда имеет значение время выхода нового продукта на рынок, в периоды, когда важно опередить другие предприятия в снижении цен и издержек.
- Стратегия следования жизненному циклу. В данном случае
НИОКР жестко привязаны к циклам жизни продуктов и применяемых предприятием процессов. Применение такой стратегии позволит постоянно иметь заделы результатов НИОКР, предназначенные для замещения выбывающих продуктов и процессов.