Стратегическая значимость ключевых
Элементов организации
В этом разделе будут подробно анализироваться ключевые элементы внутреннего анализа. Наиболее удобно было бы принять во внимание следующую схему:
• цели (задачи),
• структура организации,
• финансовые ресурсы,
• трудовые ресурсы,
• производственная деятельность,
• сбыт,
•исследования и разработки,
• системы и процедуры.
Рассмотрим содержание этих ключевых элементов детальнее.
Цели (задачи) часто определяются как эталонные точки для оценки показателей развития корпорации. Их характеристики: измеримость, достижимость, уместность и коммуникативность. Они должны сделать возможным измерение корпоративных показателей. Часто проводят разграничение между широкими и узкими, заявленными и реально существующими целями. В литературе по стратегическому менеджменту обычно под целями понимают жестко определенную последовательность действий для достижения узко конкретных, локальных целей. Однако есть и другое представление, трактующее цели широко, причисляя к ним, например, формулировку глобальных целей, которые могут быть более полезны для фокусировки стратегии, чем для использования в качестве средства измерения достижения целей. Нередко сделанные организацией заявления оцениваются по их внешней форме, эффектности. Поэтому важно проводить различие между поставленными и осуществимыми целями. Это положение подчеркивает тот факт, что заявленное — не эквивалент сделанному.
Деятельность организации должна рассматриваться с точки зрения иерархии целей. Она состоит из цепочки «конечная цель — средства ее достижения», в которую входит ряд конкретных и прагматически сформулированных целей. Цели более низкого порядка, таким образом, служат средством достижения желаемых целей более высокого порядка. Табл. 6 служит иллюстрацией, показывающей связь иерархии целей с областью применимости каждого типа целей и предназначением для решения конкретных организационных проблем.
Иерархия целей показывает, что они трансформируются в задачи более низкого порядка для функциональных служб или подразделений внутри организации. Между корпоративными и оперативными целями должна существовать внутренняя взаимосвязь.
Структура организации. Важнейшая цель внутреннего анализа — выявление соответствия между структурой организации и реализуемой ею стратегией, между которыми существует определенная связь. А. Чандлер (1962), например, обнаружил, что изменение в стратегии позднее приведет к определенному изменению структуры и выделил несколько важных предположений:
• Организации с ограниченными рынками сбыта продукции и простыми операциями имеют тенденцию к формированию линейно-функциональной структуры и в вопросах стратегии централизованы.
• По мере развития организации появляется тенденция к децентрализации ее структурных подразделений.
Таблица 4
Иерархия целей
Тип цели | Приоритетные задачи | Примеры целей |
Смысл существования организации | Первоочередное удовлетворение держателей акций первой очереди | Повышать благосостояние держателей акций с темпом, превышающим инфляцию |
Декларация намерений для держателей акций | Удовлетворение держателей акций второй очереди | Выплачивать зарплату выше отраслевой нормы. Обеспечить хорошие условия работы |
Решение проблемы сбыта | Создание собственного лица или психологии организации | Концентрироваться на качестве. Ориентироваться на покупателя |
Корпоративные | Общая прибыльность и повышение стоимости компании | Конкретный уровень прибыли после налогообложения на собственный капитал, равный 10% |
Стратегические | Долгосрочное финансовое и промышленное развитие продукции или рынка | Завоевать 3% рынка в последующие два года. Сформировать коллектив работников в течение 3 лет |
Тактические | Целевые показатели подразделений | Уменьшить прогулы на 7%. Уменьшить процент брака на 15% |
• По мере того как организации становятся более дифференцированными в вопросах стратегии, они становятся более свободными в выборе своих структур, используют менее жесткий контроль и более ценят информированность и творчество.
Средствами решения таких задач является создание матричных и сетевых структур.
Процесс внутреннего анализа должен быть сосредоточен на вопросе, подходит ли структура организации следованию и реализации стратегии. Анализ организационной структуры — это, прежде всего, анализ результатов работы, которые тесно связаны со структурными проблемами. Для выяснения, в какой мере структура соответствует целям организации, целесообразно получить отпеты на вопросы, подобные следующим:
• На основе каких принципов выделяются подразделения компании?
• Какой объем продукции производят отдельные подразделения?
• Соответствуют ли результаты деятельности этих подразделений показателям эффективности и прибыли, получаемым компанией в целом?
Финансовые ресурсы, как и структура, являются основой обеспечения стратегии корпорации. В этом контексте работа финансовых служб состоит из действий, связанных с финансированием производства компании и порядком использования этих средств. Оценка финансовой деятельности сосредотачивается на следующих вопросах:
• Какие виды решений по финансированию и инвестированию выполняются финансовыми службами?
• Каков состав капитала и какие воздействия это будет иметь на будущие выплаты и дивиденды?
• Какие методы оценки и модели доступны для оценивания инвестиционных решений?
• Сбор какой информации осуществляется финансовыми службами и как они обеспечивают стратегический процесс?
• Какая информация и кому предоставляется финансовыми службами?
Трудовые ресурсы. Важнейшая задача деятельности в области трудовых ресурсов состоит в обеспечении того, чтобы организация располагала требуемым количеством персонала необходимого уровня и чтобы персонал соответствовал потребности стратегии.
В контексте реализации стратегии организации необходимы работники, которые обладают следующими качествами, способностями, навыками:
• привержены целям организации, верят в ее ценности;
• компетентны в работе;
• обеспечивают экономию затрат;
• могут обеспечить стратегическое изменение;
• обладают навыками, которые являются источниками конкурентного преимущества организации.
Оценка работников должна определяться такими критериями, как прогулы, мораль, отношение к производству, активность работы в составе группы, освоение других специальностей и отношение к переменам.
Производственная деятельность является основной функцией любой организации и представляет собой превращение исходных материалов в товары и услуги, которые можно реализовать на рынке.
Стратегическая значимость производственной деятельности определяется следующим:
• гибкостью и готовностью к внесению изменений в производственную и оперативную деятельность;
• наличием и быстрым внедрением в производство высоких технологий и автоматизации;
• удовлетворением потребностей и ожиданий покупателей;
• обеспечением высокого качества при минимальных затратах, а также быстрой и надежной доставкой товаров или услуг.
Стратегический анализ производственного процесса сосредотачивается на следующих аспектах:
• удельная и общая эффективность оборудования предприятия и его производительность;
• структура производственных затрат;
• проблема (дефицит или избыток) производственных мощностей;
• местоположение предприятия;
• эффективность обслуживания, контроля качества, запасов и планирования производства;
• квалификация производственного персонала.
Сбыт. Важная роль отдела маркетинга в процессе стратегического управления определяется следующими функциями:
• деятельностью, направленной на удовлетворение потребностей покупателя;
• ответственностью за позиционирование товара или услуги на рынке;
• предоставлением важной информации руководству для процесса обеспечения стратегии;
• ответственностью за осуществление маркетинговой стратегии организации, за функционирование всего маркетингового комплекса.
Маркетинговый комплекс (товар, цена, место и стимулирование) является уникальным для каждой организации и для потребностей каждого сегмента рынка. Использование в своей деятельности маркетингового комплекса позволяет организации добиться конкурентного преимущества.
Исследования и разработки. Наиболее успешные организации постоянно вводят прогрессивные новшества во все области деятельности. Собственные исследования и разработки являются одним из путей к этому. Необходимость исследований и разработок для организаций вызывают обстоятельства, когда исследования и разработки:
• подразумевают вложения, для которых необходимо найти соответствующий им уровень финансирования;
• обеспечивают другие стратегии или методы их обеспечения, касающиеся совершенствования продукции.
Ключевое стратегическое решение предполагает ответы на вопросы, сколько расходовать на исследования и разработки и как распределять эти ресурсы. Вопросы, которые нужно учитывать, когда оценивается подобная деятельность, включают следующие:
• Имеют ли исследования и разработки четкую рыночную ориентацию?
• Какова технологическая компетенция данной службы?
• Каков уровень знаний и опыта тех, кто руководит и проводит исследования и разработки?
• Пригодна ли структура исследований и разработок?
• Насколько успешна деятельность службы по исследованиям и разработкам?
Системы и процедуры. Эта область ресурсов в организации часто не принимается во внимание, но она является важной их частью. Прежде всего, необходимо выделить наиболее важные системы: информационные, коммуникаций, составления сметы. Чтобы оценить стратегическое значение этих основных организационных систем, надо ответить на нижепоставленные вопросы.
Информационные системы
• Соответствуют ли они стратегическим потребностям организации?
• В правильной ли форме предоставляется информация?
• Обладает ли система способностью предоставлять информацию в реальном времени?
• Доступна ли информация там и тогда, когда она необходима?
• Гибка ли и приспособляема ли система?
• Может ли она справиться с новыми данными и обработать их?
Системы коммуникаций
• Насколько действенно и эффективно работают системы коммуникаций?
• Имеются ли в организации горизонтальные системы коммуникаций?
• Имеются ли какие-либо структурные препятствия для эффективной коммуникации?
• Насколько развита система неформальных коммуникаций?
• Соответствует ли система коммуникаций стратегическим потребностям организации?
Системы составления сметы
• Позволяют ли они:
— устанавливать разумные цены на новую продукцию, заранее определить эффект предлагаемых изменений в продажах или ожидаемых изменений в затратах?
— оценить влияние решений об уровне обслуживания с точки зрения затрат?
— определить воздействие решений о капиталовложениях на прибыль и убытки?
• Дают ли они адекватные, точные и своевременные прогнозы?
Целью внутреннего анализа является устранение разногласий между системными и стратегическими задачами организации.