Понятие инновационных программ. Виды инновационных проектов
Инновационные проекты могут формироваться в составе научно-технических программ, реализуя задачи отдельных направлений (заданий, разделов) программы, и самостоятельно, решая конкретную проблему по приоритетному направлению развития науки и техники.
Понятие «инновационный проект» употребляется в двух смыслах:
• дело, деятельность, мероприятие, предлагающее осуществление каких-либо действий, обеспечивающих достижение определенных целей;
• система организационно-правовых и расчетно-финансовых документов, необходимых для осуществления каких-либо действий.
Таким образом, инновационный проект (ИП) рассматривается как форма целевого управления инновационной деятельностью, процесс осуществления инноваций, комплекс документов.
В общем виде под ИП понимают выполнение исследований и разработок, направленных на решение актуальных теоретических и практических задач, имеющих социально-культурное, народно-хозяйственное, политическое значение. В ИП излагаются научно обоснованные технические, экономические или технологические решения.
Наиболее полным, по нашему мнению, можно считать определение, предложенное в учебном пособии под редакцией П.Н. Завлина [17]:
Инновационный проект - система взаимосвязанных целей и задач их достижения, представляющая собой комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных; организационных, финансовых, коммерческих и других мероприятий, соответствующим образом увязанных по ресурсам, срокам и исполнителям, оформленных комплектом проектной документации и обеспечивающих эффективное решение конкретной научно-технической задачи.
К основным элементам ИП относятся:
• сформулированные цели и задачи, отражающие основное назначение проекта;
• комплекс проектных мероприятий по решению инновационной проблемы и реализации поставленных целей;
• организация выполнения проектных мероприятий (увязка их по ресурсам и исполнителям для достижения целей проекта в ограниченный период времени и в рамках заданных стоимости и качества);
• основные показатели проекта, в том числе характеризующие его эффективность.
Реализация замысла ИП обеспечивается участниками проекта. В зависимости от вида ИП в его реализации могут принимать участие от одной до нескольких десятков (иногда сотен) организаций. Вместе с тем все эти организации в зависимости от выполняемых ими функций принято объединять в конкретные группы (категории) участников проекта. Схематически взаимоотношения основных участников ИП показаны на рис. 11.1.
Заказчик - будущий владелец и пользователь результатов ИП. В качестве заказчика может выступать как физическое лицо, так и юридическое.
Инвестор - физические или юридические лица, вкладывающие средства в ИП. Инвестор может быть и заказчиком. Инвесторами в РФ могут быть: органы, уполномоченные управлять государственным и муниципальным имуществом; организации, предпринимательские объединения, общественные организации и другие юридические липа всех форм собственности; международные организации, иностранные юридические лица; физические лица - граждане РФ, иностранные граждане. Одним из основных инвесторов, обеспечивающих финансирование проекта, является банк.
Рис. 11.1. Основные участники ИП
Проектировщик - специализированная проектная организация, разрабатывающая проектно-сметную документацию.
Поставщик - организация, обеспечивающая материально-техническое обеспечение проекта (закупки и поставки).
Исполнитель (организация-исполнитель, подрядчик, субподрядчик) - юридическое лицо, несущее ответственность за выполнение работ по контракту.
Научно-технический совет - коллектив ведущих специалистов по тематическим направлениям проекта, несущих ответственность за выбор научно-технических решений и уровень их реализации.
Руководитель проекта (в принятой на Западе терминологии «проект-менеджер») - юридическое лицо, которому заказчик делегирует полномочия по руководству работами над ИП: планирование, контроль и координация работ участников проекта.
Команда проекта - специальная организационная структура, возглавляемая руководителем проекта и создаваемая на период осуществления проекта с целью эффективного достижения его целей.
Поддерживающие структуры ИП - организации различных форм собственности, содействующие основным участникам ИП в выполнении его задач и образующие вместе с ними инфраструктуру инновационного предпринимательства. К этим структурам относятся: инновационные центры; фонды поддержки программ; консалтинговые фирмы: органы независимой экспертизы; патентно-лицензионные фирмы; аудиторские фирмы; выставочные центры и т. п.
Вилы инновационных проектов. Существует несколько видов инновационных проектов, что обусловлено многообразием возможных целей и задач научно-технического развития. Общепринятой классификации их не существует. Можно классифицировать ИП по таким признакам, как период реализации проекта, характер целей ИП, вид удовлетворяемой потребности, тип инноваций и уровень принимаемых решений (рис. 11.2).
В зависимости от времени, затрачиваемого на реализацию проекта и достижение его целей. ИП могут быть подразделены на долгосрочные (стратегические), период реализации которых превышает пять лет. среднесрочные с периодом реализации от трех до пяти лет и краткосрочные - менее трех лет.
По характеру целей ИП может быть конечным, т. е. отражать цель решения инновационной проблемы (задачи) в целом, или промежуточным, связанным с достижением промежуточных результатов решения сложной проблемы. По виду удовлетворяемых потребностей ИП может быть ориентирован на существующие потребности или на создание новых.
Классификация ИП по типу инноваций предполагает деление их на введение нового (радикального) или усовершенствованного (инкрементального) продукта; введение нового или усовершенствованного метода производства; создание нового рынка; освоение нового источника поставки сырья или полуфабрикатов; реорганизация структуры управления.
По уровню принятия решений и сфер, охватываемых ИП, они подразделяются на: федеральные (межгосударственные) и президентские ИП. основные задания которых могут входить в состав федеральных научно-технических программ; региональные ИП, задания которых могут быть составной частью региональных научно-технических программ: отраслевые (межотраслевые) ИП, задания которых быть в составе планов министерств и ведомств РФ; инновационные проекты отдельных инновационных предприятий, задания которых включаются в планы.
Схема классификации ИП в соответствии с выделенными признаками приведена на рис. 11.2. Принадлежность ИП к тому или иному виду определяет его специфическое содержание и использование особых методов формирования и управления проектом.
Различают также инициативные научные проекты; ИП развития материально-технической базы научных исследований; ИП создания информационных систем и баз данных; издательские ИП. проекты организации экспедиционных работ и др.
Указанные ИП характерны для проведения научных исследований по математике; информатике; механике, физике; астрономии; химии; биологии и медицине; наукам о Земле; гуманитарным и общественным наукам.
Рис. 11.2. Виды инновационных проектов
Для инновационного проекта характерны следующие особенности:
• однократность исполнения;
• отсутствие заранее сформулированной цели;
• определенность начала и окончания;
• ограниченность во времени и в средствах;
• сложность;
• необходимость привлечения специалистов разных профилей;
• высокий приоритет.
Инновационный проект нацелен на достижение конкретно поставленной цели, которая настолько нова, что требует специальных подходов к ее реализации в течение установленного времени и при использовании ограниченных ресурсов:
• создания проектной группы или образования творческого коллектива;
• управления (как обеспечить выполнение проекта с учетом требований к качеству, издержками и сроками).
Разработка ИП представляет собой особым образом организованную научно-исследовательскую работу, связанную с постановкой цели, разработкой его концепции, планированием (бизнес-планированием) проекта и оформлением его проектно-сметной документации.
В табл. 11.1 приведены основные этапы создания и реализации инновационных проектов.
Таблица 11.1
Этапы создания и реализации инновационного проекта
Этап | Содержание | Цель |
Формирование инвестиционного замысла (план действий) | Субъекты и объекты инвестиций (коммерческие организации и др.) Формы и источник инвестиции | Формализация идеи |
Исследование инвестиционных возможностей | Предварительная оценка эффективности проекта | Подготовка предложения для потенциального инвестора |
Бизнес-план ИП | Организационно-правовые и проектно-финансовые документы | Привлечение инвестора |
Подготовка контрактной документации | Выработка условий финансирования и контроля выполнения работ | Выбор подрядчиков |
Подготовка проектной документации | Выбор архитектурных и инженерных решений | Выработка архитектурных и инженерных решений, получение разрешения на строительство (реконструкцию) |
Строительно-монтажные работы (СМР) | СМР и пусконаладочные работы | Строительство (реконструкция) объекта. монтаж (модернизация) оборудования |
Эксплуатация объекта | Управление производством, финансами, кадрами, обеспечением, сбытом | Возврат инвестиций и получение прибыли |
Таким образом, ИП рассматривается как процесс, совершающийся во времени. В основе такого рассмотрения содержания ИП по процессу его формирования и реализации лежит концепция жизненного цикла инновационного проекта, которая исходит из того, что он есть процесс, происходящий в течение конечного промежутка времени. В таком процессе можно выделить ряд последовательных по времени этапов (фаз), различающихся по видам деятельности, обеспечивающим его осуществление.
Помимо перечисленных этапов реализации ИП (табл. 11.1), выделяют и такую последовательность укрупненных этапов:
• формирование инновационной идеи (замысла);
• разработка проекта - поиск решений по достижению конечной цели ИП и формирование взаимоувязанного по времени, ресурсам и исполнителям комплекса заданий и мероприятий реализации цели проекта;
• реализация проекта - выполнение работ по реализации поставленных целей ИП. На этом этапе осуществляется контроль исполнения календарных планов и расходования ресурсов, корректировка возникших отклонений и оперативное регулирование хода реализации проекта;
• завершение проекта - сдача результатов ИП заказчику и закрытие контрактов (договоров). Этим завершается жизненный цикл ИП.
Управление инновационными проектами можно рассматривать с трех позиций: как систему функций: как процесс принятия управленческих решений и как организационную систему.
Функциональный подход к процессам управления с их последующим разделением на работы, операции и т.п. позволяет описать важные стороны полного цикла процесса управления. Как процесс принятия управленческих решений, управление ИП представляет собой выполнение определенной последовательности взаимосвязанных этапов. Как организационная система, управление ИП характеризуется организационной структурой, включающей состав и взаимосвязь органов управления, регламентацию их функций, обязанностей, прав и ответственности, технологию управления и построенной таким образом, что все органы управления обеспечивают достижение конечной цели ИП.
Таким образом, управление инновационным проектом - это процесс принятия и реализации управленческих решений, связанных с определением целей, организационной структуры., планированием мероприятий и контролем за ходом их выполнения, направленных на реализацию инновационной идеи.
Управление ИП - сложная задача. Рабочая группа, созданная для реализации ИП, решает новые задачи, отличающиеся от решаемых существующими функциональными подразделениями.
Между рабочей группой и всей организацией существует устойчивая связь, так как реализация ИП должна осуществляться в сотрудничестве с существующими подразделениями и результат должен быть интегрирован в имеющуюся структуру.
Структура группы по ИП зависит от сложившейся ситуации. Если, например. ИП не является сложным (модификация продукта), то создастся небольшая рабочая группа, в состав которой входят отделы разработки новой продукции, производства, маркетинга и обслуживания. Такая группа подчиняется руководителю соответствующего отдела.
Если же речь идет о радикальных нововведениях, в составе группы могут быть выделены: технический руководитель, решающий, что и когда должны делать сотрудники; научный руководитель, отвечающий за качество выполнения работы; руководитель-организатор, обеспечивающий личные интересы сотрудников (зарплата и т. п.).
Управление ИП должно основываться на совокупности научно обоснованных и проверенных практикой принципов. К числу основных принципов управления инновационными проектами относятся:
• принцип селективного управления. Суть его - в поддержке ИП по приоритетным направлениям развития науки и техники и в адресной поддержке инноваторов;
• принцип целевой ориентации ИП на обеспечение конечных целей. Этот принцип предполагает установление взаимосвязей между потребностями в создании инноваций и возможностями их осуществления. При этом конечные цели конкретных ИП ориентируются на потребности, а промежуточные - на конечные цели этих ИП:
• принцип полноты цикла управления ИП. Этот принцип предполагает замкнутую упорядоченность составных частей ИП как систем. Полный цикл процесса управления предполагает всю совокупность решений - от выявления потребностей до управления передачей полученных результатов;
• принцип этапности инновационных процессов и процессов управления ИП. Данный принцип предполагает описание полного цикла каждого этапа формирования и реализации ИП;
• принцип иерархичности организации инновационных процессов и процессов управления ими предполагает их представление с разной степенью детальности, соответствующей определенному уровню иерархии. Все уровни деятельности согласуются между собой так. что нижестоящий уровень подчиняется вышестоящему, а состояния (принимаемые решения, цели, промежуточные и конечные результаты) процесса на вышестоящем уровне обязательны при определении состояний на нижестоящем;
• принцип многовариантности при выработке управленческих решений. Инновационные процессы протекают под сильным воздействием факторов неопределенности, учитываемых в процессе управления. Для снижения степени неопределенности необходим переход к многовариантной подготовке альтернативных решений, альтернативных способов их достижения, вариантов комплексного обеспечения работ, включая разный состав исполнителей, стоимость и длительность выполнения работ, материально-технические ресурсы и условия стимулирования исполнителей;
• принцип системности, состоящий в разработке совокупности мер, необходимых для реализации ИП;
• принцип комплексности - имеется в виду, что разработка отдельных увязанных между собой элементов проектной структуры, обеспечивающих достижение подцелей, должна осуществляться в соответствии с генеральной (обшей) целью того или иного ИП;
• принцип обеспеченности (сбалансированности), состоящий в том. что все мероприятия, предусмотренные в ИП. обеспечиваются различными видами необходимых для его реализации ресурсов: финансовых, информационных, материальных, трудовых.
Обобщенно цикл управления можно представить двумя стадиями: разработка ИП и управление реализацией ИП.
На первой стадии определяются цели ИП и ожидаемые конечные результаты, дается оценка конкурентоспособности и перспективности результатов проекта, возможного эффекта, формируются состав заданий и комплекс мероприятий ИП, осуществляются планирование ИП и его оформление. Важнейшим на этой стадии является оценка реализуемости ИП.
На второй стадии выбираются организационные формы управления, решаются задачи измерения, прогнозирования и оценки складывающейся оперативной ситуации по достижению результатов, затратам времени, ресурсов и финансов, анализу и устранению причин отклонения от разработанного плана, коррекции плана.
Специфическими инструментами управления ИП являются:
• Определение ИП и постановка задачи.
• Установление промежуточных этапов (разделение ИП на отдельные фазы).
Они взаимосвязаны и не могут эффективно функционировать изолированно.
Разделение ИП на этапы должно быть тщательно продумано. Одной из причин неудач в реализации ИП является нечеткая организация.
11.2. Бизнес-план и экспертиза инновационного проекта
Любой ИП обычно требует привлечения инвестиций и оформляется в форме бизнес-плана. Бизнес-план ИП - комплексный стратегический документ, дающий представление о будущем предприятия, обращенный к потенциальному инвестору в инновации с целью привлечения его капитала.
Эксперты МБРР и UN1DO считают, что разработка ИП может быть представлена в виде цикла, состоящего из трех основных фаз - прединвестиционной, инвестиционной и эксплуатационной, которые, в свою очередь, подразделяются на стадии. Результаты исследований, проведенных на стадиях прединве-стиционной фазы (обычно ПТЭО - проектное технико-экономическое обоснование - или ТЭО), систематизируются и представляются в виде бизнес-плана. Для локальных бизнес-проектов, не требующих значительных капитальных затрат и весьма непродолжительных по срокам реализации, бизнес-план может стать основным обосновывающим документом, в котором совмещаются все этапы и работы, выполняемые в прединвестииионной фазе делового планирования. Для среднесрочных и долгосрочных проектов инвестиций в реальные активы бизнес-план превращается лишь в промежуточный документ одного из этапов инвестиционного процесса.
Этапами разработки бизнес-плана являются:
• выявление источников релевантной информации;
• формулирование целей полготовки бизнес-плана с учетом стоящих перед предприятием проблем;
• определение круга целевых читателей (внутренние или внешние участники организации) для выделения тех или иных сторон деятельности предприятия в содержании бизнес-плана;
• формирование обшей структуры документа;
• сбор информации для подготовки каждого из намеченного разделов бизнес-плана;
• непосредственное составление бизнес-плана.
Бизнес-план выступает не только внутренним документом, и это предъявляет определенные требования к его оформлению и структуре. Он должен быть представлен в виде, позволяющем заинтересованному лицу получить четкое представление о существе дела, об эффективности проекта.
Отметим, что не существует единой установленной процедуры бизнес-планирования. Нет жестких требований к структуре и содержанию бизнес-плана. Объем и степень конкретизации его разделов определяются спецификой и областью деятельности. Тем не менее, можно систематизировать возможные структуры бизнес-планов и привести примерный перечень разделов проекта:
1. Резюме.
2. Описание внешней среды
3. Описание отрасли, предприятия (организации).
4. Описание выпускаемой продукции (работы, услуги).
5. План маркетинга.
6. План производства
7. Инвестиционный план.
8. Финансовый план с расчетом эффективности проекта.
9. Приложения.
Эти разделы в том или ином виде присутствуют во всех наиболее известных в России методиках: UN1DO, МБРР, компании «Ernst & Young» (международная консультационно-аудиторская фирма), Банковского дома Уолл-стрит, базирующихся на классических принципах инвестиционного анализа на основе метода анализа денежных потоков.
Обратим внимание на то, что экономическая и социальная ситуация, в которой работают предприятия региональных хозяйственных комплексов, не позволяет осуществлять прямое использование зарубежных методик составления бизнес-плана, поэтому нужна их адаптация к реальным экономическим условиям нашей страны.
В России получили распространение несколько компьютерных имитационных систем, используемых дня создания и оценки инвестиционных проектов. В их числе пакеты прикладных программ COMFAR и PROPSPIN, созданные при UN1DO, а также отечественные пакеты «Альт-Инвест» фирмы «Альт» (Санкт-Петербург), «Project Expert» фирмы «Про-Инвест Консалтинг» и программные комплексы «ИНЭК-Аналитик» и «ИНЭК-Инвестор» фирмы «Инэк».
В России наибольшее распространение получил «закрытый» пакет «Project Expert», применяемый для подготовки бизнес-планов с учетом специфики национальных условий. Пакет является автоматизированной системой планирования и анализа эффективности инвестиционных проектов на базе имитационных моделей денежных потоков и предназначен для решения следующих задач:
• разработка бизнес-плана в соответствии с международными стандартами и требованиями с учетом специфики и особенности условий стран переходного периода;
• оценка и анализ эффективности проекта на основе общепринятых финансовых показателен в соответствии с требованиями методики UNIDO;
• анализ чувствительности проекта посредством варьирования ключевых факторов в соответствии с различными сценариями развития;
• анализ текущего и перспективного состояния предприятия, выявление будущей потребности в денежных средствах;
• определение схемы финансирования, оценка возможности и эффективности привлечения денежных средств из различных источников;
• формирование стандартных финансовых документов и расчет наиболее распространенных финансовых показателей в различные периоды времени с помощью динамической модели денежных потоков (cash-flow);
• контроль хода реализации инвестиционного проекта, моделирование критических ситуаций и путей их преодоления.
Процедуры оценки ИП, юридического оформления соглашений и контрактов, а также формы и методы контроля их исполнения действуют во всех странах с развитой рыночной экономикой. Большое значение имеют сроки проведения экспертиз, согласований, продолжительность периода от подачи заявок и предложений до открытия финансирования или предоставления льгот и субсидий. Постоянно совершенствуются методы контроля хода реализации ИП, использования средств по целевому назначению, увеличивается число обязательных условий, которым должен соответствовать проект.
Задача экспертизы состоит в оценке научного и технического уровня ИП, возможностей его выполнения и эффективности. На основании экспертизы принимаются решения о целесообразности и объеме финансирования.
Существуют три основных метода экспертизы ИП, финансируемых из бюджета:
• описательный;
• сравнение положений «до» и «после»;
• сопоставительная экспертиза.
Описательный метод широко распространен во многих странах. Его суть состоит в том. что рассматривается потенциальное воздействие результатов осуществляемых ИП на ситуацию ни конкретном рынке товаров и услуг. Получаемые результаты обобщают, составляют прогнозы и учитывают побочные процессы. Данный метод позволяет учитывать, например, взаимодействие сферы НИОКР с патентным правом, налоговым законодательством, образованием, подготовкой и переподготовкой кадров. Основной недостаток этого метода в том, что он не позволяет корректно сопоставить два и более альтернативных варианта.
Метод сравнения положений «до» и «после» позволяет принимать во внимание не только количественные, но и качественные показатели различных ИП. Однако этому методу присуща высокая вероятность субъективной интерпретации информации и прогнозов.
Сопоставительная экспертиза состоит в сравнении положения предприятий и организаций, получающих государственное финансирование и не получающих его. В этом методе обращается внимание на сравнимость потенциальных результатов осуществляемого ИП, что составляет одно из требований проверки экономической обоснованности конкретных решений по финансированию краткосрочных и быстро окупаемых ИП. Данный метод применяется в США и других странах с развитой рыночной экономикой. Он также имеет недостатки, в частности неприменим при выработке долгосрочных приоритетов государственной политики.
Плюсы и минусы различных методов экспертизы инновационных проектов обусловливают их комбинированное применение.
В странах с развитой рыночной экономикой работа экспертов не ограничивается только оценкой ИП, но может предусматривать и контроль за ходом работ. При этом методы контроля должны соответствовать уровню проводимых экспертиз. В ряде стран, например во Франции, экспертная оценка ИП и контроль их исполнения проводятся теми организациями, которые их финансируют. Обязательными параметрами при этом выступают сроки завершения отдельных этапов работ и всего проекта и степень риска, связанного с осуществлением ИП. В связи с этим во Франции сроки проведения крупномасштабных прикладных исследований колеблются от 8 до 15 лет.
В России выделение ассигнований для финансирования капитальных вложений, затрат на НИОКР и прочих текущих затрат по федеральным научно-техническим программам, утвержденным Правительством Российской Федерации, осуществляется целевым назначением государственным заказчиком через федеральный бюджет на очередной финансовый год.
Для реализации федеральных научно-технических программ государственными заказчиками заключаются государственные контракты с исполнителями программ, отбираемыми на конкурсной основе.
Экспертизу проектов в области гуманитарных и общественных наук проводят Российский гуманитарный научный фонд (РГНФ) и Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ). В РГНФ экспертная оценка формируется в виде ответов на вопросы экспертной анкеты и предусматривает следующие варианты итогового заключения эксперта:
5 - проект заслуживает безусловной поддержки;
4 - проект заслуживает поддержки;
3 - проект может быть поддержан;
2 - проект не заслуживает поддержки;
1 - проект не заслуживает рассмотрения экспертным советом.
В экспертной анкете учитываются обстоятельства, затрудняющие объективную экспертизу. Это может быть связано с «конфликтом интересов»: не совпадают научные интересы эксперта и содержания проекта; эксперт состоял или состоит в партнерских, финансовых, родственных отношениях с руководителем или исполнителями проекта; в отношениях научного руководства с руководителем (или с одним из основных исполнителей проекта).
Экспертная оценка дается на основе анализа научного содержания проекта и научного потенциала автора (или авторского коллектива). При анализе научного содержания проекта учитываются:
1) четкость изложения замысла проекта (четкое, нечеткое);
2) четкость определения цели и методов исследования (четко, нечетко);
3) качественные характеристики проекта (проект имеет фундаментальный характер: междисциплинарный или системный характер; прикладной характер);
4) научный задел (есть существенный научный и методологический задел в решении сформулированной в проекте проблемы: имеются публикации по данной теме; научно-методическая проработка решения проблемы отсутствует);
5) новизна постановки проблемы (впервые сформулирована и научно обоснована проблема исследования: предложены оригинальные подходы к решению проблемы; сформулированная в проекте проблема исследования известна науке, и автором не предложены оригинальные подходы к ее решению).
Таким образом, эксперт должен не только дать описание проекта, но и оценить его актуальность для данной отрасли знаний; связь проекта с приоритетными направлениями исследований; новизну поставленной проблемы: перспективы развития проекта; качественный состав предполагаемых участников, а также обосновать по приведенной системе оценку проекта.
Для экспериментально-лабораторных исследований экспертиза предусматривает ответы на следующие вопросы:
• есть ли программа исследований;
• подготовлены ли анкеты для опроса;
• проведено ли пилотажное исследование.
РФФИ проводит экспертизу на основе сравнительного анализа нескольких проектов. Предусматриваются три уровня экспертизы.
Первый уровень - предварительное рассмотрение проекта и решение следующих задач:
• отбор проектов для участия в экспертизе второго уровня;
• составление мотивированных заключений по отклоненным проектам;
• определение экспертов по каждому проекту, прошедшему на индивидуальный уровень экспертизы.
Форматизация результатов экспертизы осуществляется на рейтинговой основе.
Рейтинг индивидуального проекта устанавливается на втором уровне экспертизы.
На третьем уровне составляется заключение по проекту (могут быть внесены коррективы в общий рейтинг проекта, принимаются решения о финансировании).
Отечественная программа экономических исследований ориентирована на поддержку исследований, направленных на решение проблем российской экономики переходного периода. Финансирование проектов осуществляется в форме индивидуальных грантов российским экономистам в следующих целях:
• поддержка и распространение новых научных методов и идей;
• поощрение прикладных исследований, связанных с решением проблем экономики переходного периода;
• развитие исследовательского потенциала посредством создания условий для научной работы молодых специалистов;
• содействие укреплению связей внутри научного экономического сообщества на территории России;
• создание условий для включения российских исследователей в мировое экономическое сообщество.
Экспертиза должна обеспечить выбор качественного ИП. Представленные инвесторам ИП должны быть сопоставимы и анализироваться по единой системе показателей. Это значит, что информационная база, точность и методы определения стоимостных и натуральных показателей по вариантам должны быть сопоставимы.
Сопоставимость представленных проектов определяется по:
• объему работ, производимых с применением новых методов (технологий, оборудования и т.п.);
• качественным параметрам инноваций;
• фактору времени;
• уровню цен, тарифов; условиям оплаты труда.
Варианты ИП должны иметь одинаковую маркетинговую проработку, одинаковый подход к оценке риска инвестиционных вложений и неопределенности исходной информации.
Сопоставимость вариантов обеспечивается приведением к одному объему производимой продукции, как правило, по новому варианту; к одним срокам, к единому уровню качества.
При сравнении вариантов необходимо соблюдение принципов системного подхода. Здесь требуется учесть важнейшее свойство систем - эмерджентность. - которое обусловливает неравенство совокупного эффекта от комплекса мероприятий и величины эффектов от раздельного их проведения. В основе сравнения инновационных вариантов лежит принцип комплексного подхода, требующий учета всей совокупности мероприятий, которые необходимо осуществить при реализации данного варианта решения.
Одинаковые по величине затраты, осуществляемые в разное время, экономически неравнозначны. Значительная продолжительность жизненного цикла инноваций приводит к экономической неравноценности осуществляемых в разное время затрат и получаемых результатов. Это противоречие устраняется с помощью метода дисконтирования.
Кроме того, ИП должны отбираться с учетом инфляционного фактора.
Инфляция как повышение уровня цен в экономике измеряется либо индексом изменения иен, либо уровнем инфляции. Индекс изменения цен характеризуется соотношением цен. а уровень инфляции - процентом повышения цен.
Рассматривая роль ставки процента в принятии решения об инновациях, мы по умолчанию предполагаем отсутствие инфляции. Если инфляция имеет место, то существуют различия между номинальной и реальной процентными ставками.
Номинальная ставка - это текущая рыночная ставка процента без учета темпов инфляции или, иначе, это просто процентная ставка, выраженная в рублях (долларах США) по текущему курсу.
Реальная ставка - это номинальная ставка за вычетом ожидаемых (предполагаемых) темпов инфляции.
Например, номинальная годовая ставка равна 9%, ожидаемый темп инфляции 5% в год, отсюда реальная ставка будет равна 9 - 5 = 4%.
Это различие важно учитывать при сравнении ожидаемого уровня дохода на капитал (нормы прибыли) и ставки процента: сравнение целесообразно проводить с реальной, а не с номинальной ставкой. Именно реальная процентная ставка, а не номинальная, значима при принятии решения об инновациях.
Общее правило при принятии решения таково: инновации следует осуществлять, если ожидаемый уровень дохода на капитал не ниже рыночной ставки процента по ссудам.
Таким образом, процент играет важнейшую роль в решении задачи эффективного распределения ресурсов в рыночном хозяйстве, в выборе наиболее доходного из возможных инновационных решений. Сравнение уровня дохода на капитал с процентной ставкой - это один из способов обоснования эффективности инноваций.
При экспертизе ИП рассчитывают также коэффициент сравнительной эффективности. Величина, обратная сроку окупаемости, представляет собой коэффициент эффективности дополнительных инвестиционных вложений в инновации, или коэффициент сравнительной эффективности - Эр.
Расчетное значение коэффициента эффективности Эр сравнивается с нормативной величиной нормы дохода на капитал (Е). Если Эр > Е, то дополнительные инвестиции в инновации эффективны.
Таким образом, для выбора вариантов инновационных мероприятий используются показатели сравнительной экономической эффективности, которые учитывают лишь изменяющиеся по сравниваемым вариантам стоимостные части. Такими показателями выступают:
• приведенные затраты;
• срок окупаемости дополнительных инвестиций в инновации;
• коэффициент эффективности дополнительных инвестиций в инновации.
При отборе инновационных проектов следует обратить внимание на способы снижения риска.
В практике управления ИП применяют следующие способы снижения риска:
1) распределение риска между участниками проекта (передача части риска соисполнителям);
2) страхование;
3) резервирование средств на покрытие непредвиденных расходов.
Распределение риска происходит при разработке финансового плана ИП и контрактных документов. При этом участники ИП принимают ряд решений, расширяющих либо сужающих диапазон потенциальных инвесторов. Проводя соответствующие переговоры, участники проекта должны проявлять определенную гибкость относительно того, какую долю риска они согласны принять на себя.
Многие крупные ИП могут иметь задержку в реализации, что способно привести к такому увеличению стоимости работ, которое превысит первоначальную стоимость ИП. Поэтому важная роль принадлежит страхованию рисков. Страхование риска означает передачу определенных рисков страховой компании.
Создание резерва средств на покрытие непредвиденных расходов предусматривает установление соотношения между потенциальными рисками, влияющими на стоимость проекта, и расходами, необходимыми для преодоления сбоев в выполнении ИП. При этом учитывается точность первоначальной оценки стоимости ИП и его элементов.<