Классификация инновационных проектов

Инновационные проекты, могут классифицироваться по видам инноваций, см табл. 4.1.

Таблица 4.1

Классификация инновационных проектов по видам инноваций

Вид инновационных проектов Цели проектов
1. Продуктовые Создание новых продуктов, товаров, работ и услуг
2. Технологические Создание новых технологий в различных отраслях экономики
3. Процессные Создание новых бизнес процессов
4. Организационные Создание новых форм организации производства и бизнеса
5. Маркетинговые Создание новых методов маркетинга: рекламы, дизайна и упаковки товаров, продвижения товаров на рынок, использования новых стратегий ценообразования
6. Экологические Предотвращение негативного воздействия на окружающую среду или на ее улучшение

По уровню новизны инновационные проекты могут быть:

1. Модернизационые – конструкция изделия или технология принципиально не изменяются, улучшаются только определенные параметры: мощность, производительность и т.д.;

2. Новаторские – конструкция нового изделия существенно отличается от прежней, добавляются новые качества, ранее не применявшихся в данных изделиях, но применявшихся в других типах изделий;

3. Опережающие – конструкция изделия основана на опережающих технических решениях, ранее нигде не применявшихся;

4. Пионерские применяются ранее не существовавшие материалы и технологии, выполняющие прежние или новые функции (нано- или биотехнологии).

Инновационные проекты также классифицируют по:

· отраслям– в промышленности (машиностроении, станкостроении, приборостроении, энергетике и т.д.), строительстве, сельском хозяйстве, транспорте и т.д.;

· уровню внедрения – предприятий (организаций), отраслевые, межотраслевые, региональные, национальные, международные;

· масштабам– крупные, средние, малые:

- монопроекты – проекты, выполняемые, одной организацией или даже одним подразделением; отличаются постановкой однозначной инновационной цели (создание или совершенствование конкретного изделия, технологии, закупка и внедрение на предприятии нового оборудования и технологий), осуществляются в жестких временных и финансовых рамках, требуется координатор или руководитель проекта;

- мультипроекты – представляются в виде комплексных программ, объединяющих несколько монопроектов, направленных на решение сложной инновационной задачи, такой как создание научно-технического комплекса, решение крупной технологической проблемы, требуют наличие координирующей организации или подразделения;

- мегапроекты – многоцелевые комплексные программы, объединяющие ряд мультипроектов и многие монопроектов, связанных между собой одним деревом целей; требуют централизованного финансирования и руководства из координационного центра. На основе мегапроектов могут достигаться такие инновационные цели, как техническое перевооружение отрасли, решение региональных и общегосударственных проблем, повышение конкурентоспособности отечественных продуктов и технологий.

По периоду реализации инновационные проекты делятся на краткосрочные со сроком реализации 1 - 2 года; среднесрочные со сроком реализации 3 - 5 лет; долгосрочные со сроком реализации более 5 лет.

Источниками финансирования инновационных проектов являются: собственные средства предприятий, средства заказчика, банковские кредиты и займы, венчурные фонды, республиканский бюджет, местные бюджеты и внебюджетные фонды, иностранные инвестиции.

Инновационный проект охватывает все стадии и этапы инновационного процесса «исследования, разработки, производство, распространение и использование инноваций».

Основными элементамиинновационного проекта являются:

· Цели и задачи проекта;

· Техническое задание на проект;

· Технико-экономическое обоснование проекта;

· Бизнес-план проекта;

· Участники и исполнители;

· Сроки реализации;

· Планы-графики работ по проекту;

· Организационная структура выполнения проекта;

· Бюджет и затраты:

· Источники финансирования проекта.

В техническом задании на проект указываются:

1. Тема работы (название проекта).

2. Цель работы.

3. Организация, в которой выполняется работа.

4. Исполнители.

5. Руководитель темы.

6. Сроки выполнения.

7. Стоимость проекта.

8. Имеющийся научный задел.

9. Ожидаемые результаты, их научно-техническая и практическая ценность.

10. Содержание работ (этапы, их наименование и сроки выполнения, стоимость, результат и вид отчетности).

11. Перечень представляемой научной, технической и другой документации по окончании работ.

12. Рекомендации по использованию результатов.

Особое внимание нужно обратить на характеристику ожидаемых результатов и оценку имеющегося у разработчиков задела. Форма их изложения должна обеспечивать экспертизу результатов.

Проекты, представленные на конкурс, проходят многоэтапную независимую экспертизу, по результатам которой выносится решение по объему финансирования проекта.

Бизнес-план инновационного проекта.

Для обоснования инвестиционной привлекательности и определения потребности в ресурсном обеспечении осуществляется бизнес-планирование проекта. Назначение бизнес-плана заключается в детальном анализе параметров проекта, оценке его эффективности и перспективности.

Бизнес-план инновационного проекта имеет следующую структуру и содержание[4,20,22]:

1. Вводная часть (название и адрес компании; суть и цель проекта; стоимость проекта; потребность в финансах).

2. Сущность предлагаемого проекта (продукция; технология; патентные права).

3. Характеристика отрасли (текущая ситуация и тенденции развития отрасли; направление и задачи деятельности по проекту).

4. Анализ рынка (потенциальные потребители продукции; потенциальные конкуренты; размер рынка и его рост; оценочная доля фирмы на рынке).

5. План маркетинга (товарная политика, ценовая политика; сбытовая политика; реклама; прогноз объемов сбыта новой продукции).

6. План исследований и разработок (план НИР, ОКР (ОТР), задачи, сроки, исполнители.

7. Производственный план (производственный процесс; материально-техническое обеспечение проекта; источники поставки сырья, материалов, оборудования; трудовые ресурсы; субподрядчики).

8. Организационный план (организационно-правовая форма предприятия; сведения о владельцах, партнерах организации; информация о руководящем составе; организационная структура).

9. Оценка рисков (риски проекта; вероятность появления товаров-заменителей; управление рисками).

10. Финансовый план (план расходов и доходов; балансовый план; прогноз движения денежных поступлений).

11. Приложения (копии контрактов, лицензий; прейскуранты поставщиков; прочие документы).

На основе бизнес-плана проекта осуществляется выделение средств и финансирование работ.

Обеспечивающимиэлементами проекта являются:

· исполнители проекта;

· финансовые ресурсы;

· материальные ресурсы, оборудование, производственные и другие помещения;

· контракты, соглашения, договора;

· иные элементы, способствующие успешной разработке и реализации проекта.

Продолжительность жизненного цикла инновационного проекта определяется сроком морального старения новшества. В настоящее время срок морального старения продукции в машиностроении составляет 2 - 3 года, в электронике 1 - 2 года, в легкой промышленности 1 год.

Поэтому разработка и реализация инновационных проектов на предприятиях и в организациях должна осуществляться непрерывно.

Наши рекомендации