Приемы, воздействующие на производство инноваций
Маркетинговый прием управления. Известно более ста определений понятия «маркетинг». Американская ассоциация маркетинга в 1985 г. одобрила следующую формулировку: «Маркетинг представляет собой процесс планирования и воплощения замысла, ценообразования, продвижения и реализации идей, товаров и услуг посредством обмена, удовлетворяющего потребности отдельных лиц и организаций».
Маркетинг инноваций связан только с новыми продуктами и новыми технологиями (операциями). Особенности же маркетинга инноваций обусловлены двумя факторами:
• наличие новых продуктов;
• предложение новых операций, т. е. технологий, выставляемых на продажу.
Маркетинг инноваций представляет собой системный подход производителя к управлению производством инноваций и посредников (продавцов) - к управлению реализацией инноваций, а также покупателей - к управлению купленными инновациями.
Маркетинг инновации - это процесс, который включает планирование производства инноваций, исследование рынка, налаживание коммуникаций, установление цен, организацию продвижения инноваций и развертывание служб сервиса.
Выделяют концепцию маркетинга и собственно маркетинговую деятельность.
Концепция маркетинга - это система взглядов или основной замысел в направлении анализа, планирования и управления производством, спросом и сбытом. Концепция маркетинга инноваций характеризует цель инновационной деятельности продуцента на рынке и направлена на удовлетворение потребностей определенной группы потребителей (рис. 4.2).
Спрос на инновации - это потребность в новых продуктах и операциях (технологиях).
Рис. 4.2. Концепция маркетинга инноваций
Процесс маркетинга инноваций включает несколько этапов. Он начинается с определения потребностей покупателя инновации. Затем проводится комплексное исследование рынка. Его целесообразно начинать с сегментирования рынка, с разбивки его на четкие группы продавцов и покупателей по различным признакам.
Маркетинговое исследование включает в себя обширный комплекс видов деятельности: изучение поведения продуцентов, продавцов и покупателей на рынке реализации данной инновации; анализ возможностей рынка в целом и его секторов; изучение инноваций по их привлекательности, качеству, доходности и другим характеристикам; анализ реализации инноваций; изучение конкурентов; выбор наиболее благоприятного сегмента рынка для данной инновации.
Маркетинг инноваций - это целевой маркетинг. Он основан на выборе определенного сегмента рынка с последующей разработкой инноваций и комплексов маркетинга применительно к данному сегменту.
Важное место в этом процессе занимает план маркетинга инновации, который представляет собой письменный документ, содержащий сведения об инновации, о секторе рынка, о рынке инновации, о конкурентах, о целях и задачах продуцента и продавца в области маркетинга, о средствах их решения.
План маркетинга инновации является частью общего плана маркетинга. Составление плана маркетинга начинается с разработки стратегии маркетинга, а завершается разработкой его тактики. Упрощенно процесс маркетинга можно представить следующим образом (рис. 4.3).
Рис. 4.1. Этапы реализации маркетинга инноваций
Стратегия маркетинга включает анализ возможностей хозяйствующего субъекта по выпуску продукта (или операции), определение цели выпуска продукта (операции), обоснование инновации и ее характеристика, обновление результатов маркетинговых исследований инноваций.
Тактика маркетинга содержит конкретные приемы достижения цели плана маркетинга. Она предусматривает рекламу, продвижение продукта на рынке, организацию работы пунктов по его продаже (или покупке) и др.
Комплекс маркетинга состоит из ценовой политики, коммуникационной политики и диффузии инноваций.
Ценовая политика - это система принципов и правил, используемых при установлении цен на инновации. Она положена в основу ценового управления инновациями и будет рассмотрена позднее.
Коммуникационная политика представляет собой систему формализованного взаимодействия продуцента, продавца и покупателя инновации. Она включает в себя рекламу, стимулирование реализации инноваций, работу по связям с потребителями и персональную продажу инноваций.
Маркетинг инноваций как функция менеджмента:
1) направлен на эффективную реализацию инновации:
2) применяет программно-целевой метод планирования и системный подход к управлению реализацией инноваций:
3) предполагает изучение рынка, приспособление субъектов инновационного менеджмента к функционированию рынка в данный момент и воздействие на него;
4) означает активные действия продуцентов, продавцов и покупателей на рынке реализации данной инновации.
Еще одним приемом, воздействующим только на производство инноваций, является бенчмаркинг.
Бенчмаркинг (англ. bench - место, marking- отметить) представляет собой способ изучения деятельности хозяйствующих субъектов, прежде всего конкурентов, с целью использования их положительного опыта в своих бизнес-процессах.
Бенчмаркинг - комплекс средств, позволяющих систематически находить и оценивать все положительные достоинства чужого опыта и организовывать их использование в собственной деятельности.
При использовании бенчмаркинга важно преодолеть психологическую закомплексованность руководителей и специалистов. Она предполагает:
• самоуспокоенность руководителя хозяйствующего субъекта достигнутыми результатами;
• нежелание рисковать денежными средствами, т. е. расходовать деньги на приобретение информации, оплачивать консультации аналитиков и экспертов, экономить все виды ресурсов, в том числе денежных, на маркетинговых исследованиях и т. п.;
• убежденность, что сделать лучше, чем конкурент, очень трудно или невозможно из-за больших затрат всех ресурсов, в том числе финансовых.
Бенчмаркинг бывает двух видов: общий и функциональный.
Общий бенчмаркинг представляет собой сравнение показателей производства и продажи своих продуктов с показателями бизнеса достаточно большого числа продуцентов или продавцов аналогичного продукта.
Функциональный бенчмаркинг означает сравнение параметров выполнения отдельных функций (например, операций, процессов, приемов работ и т. д.) продавца с аналогичными параметрами наиболее успешных предприятий (продавцов), работающих в сходных условиях.
Для осуществления бенчмаркинга обычно создается специальная рабочая группа.
Методология функционального бенчмаркинга состоит из следующих этапов.
1. Выбор конкретной функции бизнеса продавца.
2. Определение параметров сравнения для данной функции бизнеса. При этом может использоваться один параметр или их группа. Единственным, однозначным параметром сравнения функции бизнеса могут выступать, например, рентабельность операции, уровень затрат па операцию, продолжительность во времени активного периода использования данной функции, степень риска и т.п. Группа параметров применяется при сравнении таких комплексных функций бизнеса, как управление качеством продукта, управление наличностью и др.
3. Сбор необходимой информации о продавцах выбранной продукции (услуг).
4. Анализ полученной информации.
5. Разработка проекта изменений, вносимых в анализируемую функцию.
6. Технико-экономическое обоснование предлагаемых изменений.
7. Внедрение изменений в практику деятельности организации.
8. Контроль за деятельностью фирмы (или организации) и окончательная оценка качества изменения анализируемой функции.
Эффективность бенчмаркинга зависит от правильной организации системы сбора информации в различных источниках: в открытой печати, в аналитических обзорах выпускаемой продукции и положения фирмы-конкурента на рынке, из использования бывших работников этих фирм, на выставках и др.