Кафедра «Социальный менеджмент»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное агентство по образованию
Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики
Кафедра «Социальный менеджмент»
И.И. Ульянова
Организационное поведение
Методические указания
по выполнению контрольной работы
для студентов специальности 080507.65 (061100) «Менеджмент организации»
Санкт-Петербург
Одобрены на заседании кафедры «Социальный менеджмент», протокол №5 от 24.02.2004 г.
Утверждены Методическим советом ИГМУ, протокол №5 от 16.03.2004 г.
Организационное поведение. Методические указания по выполнению контрольной работы для студентов специальности 080507.65 (061100)«Менеджмент организации». – СПб.: Изд-во СПбГУСЭ, 2006. – 19 с.
Настоящие методические указания разработаны в соответствии с рабочей программой курса «Организационное поведение» и предназначены для студентов СПбГУСЭ всех форм обучения. Они содержат рекомендации по выполнению контрольной работы, предлагаемую тематику, список рекомендуемой литературы.
Составитель: канд. соц. наук, доц. И.И. Ульянова
Рецензент: канд. экон. наук, доц. Е.Е. Шарафанова
© Санкт-Петербургский государственный университет
сервиса и экономики
2006 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.. 4
2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ... 4
ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ. 5
4. СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ
КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ... 10
5. ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ
КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ... 14
6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ... 15
Приложение......................................................................... 19
ВВЕДЕНИЕ
Данные методические указания по курсу «Организационное поведение» предназначены для руководства выполнением контрольных работ. Самостоятельная работа по темам контрольных работ необходима для более глубокого усвоения знаний в области управления поведением людей в организации, для формирования навыков систематизации и обобщения материалов, умение формулировать свои мысли.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
Цель написания контрольной работы заключается в углубленном изучении и анализе поведения работников, вовлеченных в управленческие отношения в рамках организации. В выработке понимания того, что организация поведения является важной составной часть успешной деятельности, областью знаний, находящихся на стыке менеджмента, психологии, социологии, теории организации.
Задачи, стоящие при подготовке и написании контрольной работы:
ـ изучить основную и дополнительную литературу по курсу, использовать в контрольной работе необходимые учебные, научные материалы в соответствии с выбранной темой;
ـ полно и логично изложить выбранную тему, раскрывая основные понятия и подходы к пониманию проблемы, иллюстрируя практическими примерами;
ـ показать связь раскрытой темы контрольной работы со своей будущей или настоящей специальностью;
ـ сформулировать свое личное мнение по проблемам, заявленным в теме контрольной работы.
ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
Анализ моделей организации.
Понятие «Организация» и «Организационная структура». Модели организации: бюрократическая, неоклассическая, профессиональная. Системный подход и процесс организации. Системы и подсистемы управления организацией.
Организационные структуры управления.
Понятия и принципы построения организационных структур. Типы структур управлением организацией. Виды бюрократических и органических структур управлением организацией. Тенденции, эволюции организационных структур. Пример конкретной организационной структуры.
Организационная культура.
Слагающие организационной культуры. Функции организационной культуры. Типологии организационных культур. Специфика зарубежных организационных культур. Формирование, поддержание и изменение организационной культуры. Организационная культура конкретной организации (банка, фирмы и т.п.).
Планирование карьеры в организации.
Виды карьеры. Основные мотивы продвижения по служебной лестнице. Этапы деловой карьеры. Выбор карьеры. Планирование карьеры. Влияние имиджа на карьеру. Пример планирования карьеры.
Самоменеджмент.
Понятие «самоменеджмент». Задачи и функции самоменеджмента Методики планирования времени и принятия решений. «Обогащенный самоменеджмент». Общесистемные аспекты самоменеджмента, его принципы. Тест «Самоменеджмент» и результаты тестирования.
Коммуникации в организации.
Понятие о коммуникации. Сеть коммуникаций. Влияние организационной структуры на коммуникации. Улучшение коммуникаций. Значение межличностных коммуникаций для организационного поведения.
Имидж организации.
Планирование и формирование имиджа организации. Внешний и внутренний имидж. Восприятие и реклама имиджа. Понятие о качестве имиджа. Примеры удачного или неудачного имиджа.
Трудовой коллектив.
Коллектив и его виды. Формирование и развитие трудового коллектива. Психологические характеристики трудового коллектива. Новый человек в коллективе. Концепции руководства персоналом.
Стили руководства.
Методы управления персоналом и индивидуальный стиль управления. Управленческие «решетка»: забота о персонале и забота о производстве. Основные и дополнительные стили управления.
Компетентность персонала.
Компоненты и формы компетентности: социальная, коммуникативная, предметная, профессиональная компетентность. Уверенность в компетентности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аверченко Л.К. Психология управления: Курс лекций. – М., 1997.
2. Андреева И.В., Спивак В.А. Организационное поведение. – СПб., 2003.
3. Бабасов Е.М. Конфликтология. – Минск, 2000.
4. Блох А. Закон Мерфи. – М., 1997.
5. Валуев С.А. Организационный менеджмент. – М., 1996.
6. Вачугов Д.Д., Кислякова Н.А. Практикум по менеджменту: деловые игры: Учебное пособие. – М., 1998.
7. Веснин В.Р. Основы менеджмента: Учебник. – М., 1997.
8. Веснин В.Р. Технология работы с персоналом и деловыми партнерами: Учебно-методическое пособие. – М., 2000.
9. Веснин Р.В. Практический менеджмент персоналом. – М., 1998.
10. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. – М., 2002.
11. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс. – М., 1999.
12. Волина В. Методы адаптации персонала. // Управление персоналом, 1998. - №13.
13. Вудкок М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер. Для руководителя – практика. / Пер. с англ. – М., 1994.
14. Глухов В.В. Менеджмент. – СПб.,1999.
15. Государственная служба: теория и организация. – М.,1998.
16. Грачев М.В. Суперкадры. Управление персоналом в международной корпорации. – М., 1998.
17. Дафт Р. Организации: Учебник для психологов и экономистов. – СПб., 2002.
18. Джордж Дж.М., Джоунс Г.Р. Организационное поведение. Основы управления. – М., 2003.
19. Дизель П.М., Мак-Кинли Р.У. Поведение человека в организации. / Пер. с англ. – М., 1999.
20. Дорошева М.В. Подбор руководителя для конкретного коллектива. // Управление персоналом, 1997. - №2.
21. Драчева Е.Л., Юликов Л.И. Менеджмент. – М., 2002.
22. Еропкин А.М. Организационное поведение. – М., 1998.
23. Зайцев Г.Г., Файбушевич С.И. Управление кадрами на предприятии: персональный менеджмент. – СПб., 1992.
24. Иванцевич Дж.М., Лобанов А.А. Человеческие ресурсы управления: основы управления персоналом. – М., 1998.
25. Карпов А.В. Психология менеджера: Учебное пособие. – М., 2000.
26. Карташова Л.В., Никонова Т.В., Соломанидина Т.Ю. Организационное поведение: Учебник. – М., 2001.
27. Котлер Ф. Маркетинг, менеджмент. – СПб., 1999.
28. Коханов Е.Ф. Отбор персонала и введение в должность. – М., 1996.
29. Кочеткова А.И. Введение в организационное поведение и организационное моделирование. – М., 2003.
30. Красовский Ю.Д. Организационное поведение: Учебник. – М., 1999.
31. Красовский Ю.Д. Управление поведением в фирме: эффекты и парадоксы. – М., 1997.
32. Крючкова Е.Н., Мякушкин Д.Е. Экспортная оценка персонала. // Психология в меняющемся мире. – Челябинск, 2001.
33. Кузин Б., Юрьев В., Шахдиноров Г. Методы и модели управлений фирмой. – СПб., 2001.
34. Лафта Дж.К. Эффективность менеджмента организации: Учебное пособие. – М., 1999.
35. Литвак Б.Г. Экспертные оценки и принятие решений. – М., 1996.
36. Майерс Д. Социальная психология. Интенсивный курс. – СПб., 2002.
37. Макеева В.Т. Культура предпринимательства. – М., 2002.
38. Менеджмент организации: Учебное пособие. / Под ред. З.П. Румянцевой, Н.А. Соломатина. – М., 1995.
39. Мильнер Б.З. Теории организаций: Курс лекций. – М., 1999.
40. Мордовин С.К. Управление человеческими ресурсами. – М., 1999.
41. Ньюстром Дж. В., Дэвис К. Организационное поведение. – СПб., 2000.
42. Паркинсон С. Искусство управления. – СПб., 1992.
43. Потеряхин А.Л. Психология управления. Основы межличностного общения. – М., 1999.
44. Поченцов Г. Имидж: от фараонов до президентов. – Киев, 2000.
45. Свенцицкий Д.Л. Социальная психология управления. – СПб., 1996.
46. Служебная карьера. – М., 1998.
47. Спивак В.А. Организационное поведение и управление персоналом. – СПб., 2000.
48. Сунди Х. Организованный менеджер. – М., 2002.
49. Теория, практика и искусство управления: Учебник, в 2 т. – М., 2003.
50. Ульновский А. Мифодизайн рекламы. – М., 1995.
51. Управление персоналом организации: Учебник. / Под ред. А.Я. Кибанова. – М., 1998.
52. Управление персоналом. / Под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. – М., 1998.
53. Филиппов А.В. Психология и этика деловых отношений. – М., 1996.
54. Цыпкин Ю.А. Управление персоналом: Учебное пособие для вузов. – М., 2000.
55. Шекшин С.В. Управление персоналом современной организации. – М., 1997.
Приложение
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ и науки РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Санкт-Петербургская государственная
академия сервиса и экономики
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«Организационное поведение»
на тему:_____________________________________________
Выполнил
Студент ____ курса специальности__________
Ф.И.О.__________________________________
Проверил:
Преподаватель доц. Ф.И.О._________________
Санкт-Петербург
Ульянова Ирина Ильинична
Организационное поведение
Методические указания
по выполнению контрольной работы
для студентов специальности 080507.65 (061100)
«Менеджмент организации»
Подп. к печати 16.10.2006 | Формат 60´84 1/16 | |
Усл. печ. л. 0,57 | Уч.-изд. л. 1,25 | Тираж 300 экз. |
Изд. № 001 | Заказ №0366 |
РИО СПбГУСЭ, лицензия ЛР № 040849
Член Издательско-полиграфической ассоциации университетов России
Государственный регистрационный номер 2047806003595 от 06.02.2004 г.
СПб государственный университет сервиса и экономики
192171, г. Санкт-Петербург, ул. Седова, 55/1
Отпечатано в ИИГ НОУ «АКТиБ», 192171, СПб., ул. Седова, 55/1
Лицензия ИД № 05598 от 14.08.2001 г.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное агентство по образованию
Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики
Кафедра «Социальный менеджмент»
И.И. Ульянова
Организационное поведение
Методические указания
по выполнению контрольной работы
для студентов специальности 080507.65 (061100) «Менеджмент организации»
Санкт-Петербург
Одобрены на заседании кафедры «Социальный менеджмент», протокол №5 от 24.02.2004 г.
Утверждены Методическим советом ИГМУ, протокол №5 от 16.03.2004 г.
Организационное поведение. Методические указания по выполнению контрольной работы для студентов специальности 080507.65 (061100)«Менеджмент организации». – СПб.: Изд-во СПбГУСЭ, 2006. – 19 с.
Настоящие методические указания разработаны в соответствии с рабочей программой курса «Организационное поведение» и предназначены для студентов СПбГУСЭ всех форм обучения. Они содержат рекомендации по выполнению контрольной работы, предлагаемую тематику, список рекомендуемой литературы.
Составитель: канд. соц. наук, доц. И.И. Ульянова
Рецензент: канд. экон. наук, доц. Е.Е. Шарафанова
© Санкт-Петербургский государственный университет
сервиса и экономики
2006 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.. 4
2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ... 4