Лекция 1. Система менеджмента
А.А.Брасс
Основы менеджмента
Курс лекций
3-е издание, стереотипное
Минск
УДК 651.01(076.6)
ББК 65.290
Б87
Серия основана в 2001 году
Рекомендовано к изданию Комиссией по приемке и аттестации электронных версий учебных и учебно-методических материалов Академии управления при Президенте Республики Беларусь.
Печатается по решению редакционно-издательского совета Академии управления при Президенте Республики Беларусь.
|
ã | Брасс А.А., 2003 | |
ISBN 985-457-366-4 | ã | Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2003 |
СОДЕРЖАНИЕ
Тема 1. Система менеджмента 8
Лекция 1. Система менеджмента 8
Основные понятия науки менеджмента 8
Управление и менеджмент: сходства и различия 10
Предмет науки менеджмента 11
Методы науки менеджмента 12
Система: основные понятия 13
Понятие социально-экономической системы 16
Внешняя среда предприятия 18
Цели предприятия 19
Предприятие как система 27
Системный подход 30
Контрольные вопросы к теме №1: 31
Тема 2. Принципы менеджмента 32
Лекция 2. Принципы менеджмента 32
Принципы Гаррингтона Эмерсона 32
Принципы Анри Файоля 33
Принципы российского бизнеса 35
Кибернетические принципы менеджмента 36
Принципы управления корпорацией IBM 37
Современные принципы менеджмента 38
Контрольные вопросы к теме №2: 40
Тема 3. Процесс и функции менеджмента 41
Лекция 3. Процесс и функции менеджмента 41
Понятие процесса управления 41
Содержательная сторона процесса управления 42
Информационная сторона процесса управления 43
Технология процесса управления 46
Функция менеджмента 48
Контрольные вопросы к теме №3: 51
Тема 4. Прогнозирование и планирование как функции менеджмента 52
Лекция 4. Прогнозирование и планирование как функции менеджмента 52
Понятие прогнозирования 52
Прогнозирование сбыта 54
Понятие планирования 58
Виды планов 59
Среда планирования 61
Метод ключевых событий 63
Метод поэтапного планирования 64
Диаграммы Гантта 64
Метод ПЕРТ 65
Метод отдельных приращений 68
Планирование непредвиденных обстоятельств 69
Контрольные вопросы к теме №4: 70
Тема 5. Мотивация как функция менеджмента 71
Лекция 5. Мотивация как функция менеджмента 71
Понятие мотивации 72
Теория потребностей А. Маслоу 74
Теория потребностей Д. Мак-Клелланда 76
Теория ERG 77
Двухфакторная теория мотивации Фредерика Герцберга 77
Теория человеческого фактора Дугласа Мак-Грегора 79
Концепции Эдгара Шеина 80
Теория Z Улияма Оучи 82
Теория ожиданий Виктора Врума 83
Теория справедливости 87
Модель Портера-Лоулера 91
Процесс мотивации и стимулирования 93
Контрольные вопросы к теме №5: 101
Тема 6. Организация как функция менеджмента 103
Лекция 6. Организация как функция менеджмента 103
Понятие организационной деятельности 104
Принципы организационной деятельности 105
Нормы управляемости 107
Теория Грайкунаса 108
Взаимоотношение полномочий 111
Понятие организационной роли 114
Параметры организационной роли 117
Восприятие роли исполнителем 120
Подходы к проектированию и перепроектированию
роли 123
Контрольные вопросы к теме №6: 130
Тема 7. Организационные структуры менеджмента 132
Лекция 7. Организационные структуры менеджмента 132
Понятие организационной структуры менеджмента 132
Линейные структуры менеджмента 135
Штабные структуры менеджмента 137
Функциональные структуры менеджмента 139
Региональные структуры менеджмента 140
Продуктовые структуры управления 141
Потребительские структуры менеджмента 142
Проектные структуры менеджмента 144
Матричные структуры менеджмента 146
Контрольные вопросы к теме №7: 147
Тема 8. Организационная культура 149
Лекция 8. Организационная культура 149
Понятие организационной культуры 149
Факторы, определяющие культуру организации 153
Дифференциация организационной культуры 157
Контрольные вопросы к теме №8: 159
Тема 9. Контроль и анализ как функции менеджмента 160
Лекция 9. Контроль и анализ как функции
менеджмента 160
Понятие и этапы контроля 160
Информационная сторона контроля 162
Требования, предъявляемые к системам контроля 163
Типы нормативов, используемых при контроле 164
Виды управленческого контроля 165
Контроль либерального и авторитарного руководителя 166
Место анализа в управленческом цикле 166
Анализ внутренней среды предприятия 168
Анализ внешней среды 169
Анализ инвестиций 170
Контрольные вопросы к теме №9: 172
Тема 10. Современный менеджер 174
Лекция 10. Современный менеджер 174
Направления изучения руководителя и его
деятельности 174
Деятельность руководителя 175
Личностные качества руководителя 177
Управление временем 182
Контрольные вопросы к теме №10: 189
Тема 11. Решения в менеджменте 191
Лекция 11. Решения в менеджменте 191
Понятие управленческого решения 192
Классификация управленческих решений 194
Требования, предъявляемые к управленческим
решениям 197
Решение как мыслительный процесс 199
Процесс принятия и реализации решений 201
Классификация методов обоснования решений 209
Контрольные вопросы к теме №11: 217
Экзаменационные вопросы 218
ЛИТЕРАТУРА 221
Тема 1. Система менеджмента
Основные понятия науки менеджмента
В большинстве наук фундаментальные понятия остаются неопределенными. Наиболее типичные примеры этого дает математика, где такие фундаментальные понятия как множество, точка, прямая не имеют строгого определения, а вводятся описательно, что не мешает их успешному применению. При этом считается, что люди интуитивно одинаково воспринимают эти понятия, встречаясь с ними в литературе или разговоре.
В науке управления или менеджмента таким фундаментальным понятием является само понятие “управление”. Поэтому, не давая строгого формального определения этого понятия, следует отметить, что управление можно рассматривать в узком и широком смысле.
В узком смысле управление - это процесс информационного воздействия субъекта управления на объект управления, побуждающее объект совершать некоторые действия, направленные на достижение целей субъекта. В некоторых (идеальных) случаях цели субъекта и объекта могут совпадать.
В широком смысле управление включает в себя не только само воздействие, но также и подготовку к нему, контроль за деятельностью объекта управления и анализ полученных результатов (см. рис. 1.1). В этом случае управление является непрерывным действием, которое начинается с момента установления взаимодействия между субъектом и объектом и заканчивается только с прекращение этого взаимодействия.
Предмет науки менеджмента
Предметами изучения науки менеджмента являются:
1) законы, принципы и методы построения и функционирования организации;
2) законы и принципы, лежащие в основе деятельности руководящих работников при управлении организацией;
3) сама деятельность руководящих работников по управлению организацией;
4) личностные (физиологические, психологические и социальные) требования, которым должен удовлетворять руководитель;
5) отношения, складывающиеся между людьми в процессе управления.
Эти отношения могут быть классифицированы по различным критериям:
· во-первых, по сферам жизни общества и отдельного человека отношения подразделяются на экономические, политические, социальные, духовные, интеллектуальные;
· во-вторых, по характеру отношения подразделяются на межличностные, между личностью и коллективом, между коллективами;
· в-третьих, по отношению к организации отношения подразделяются на внешние и внутренние;
· в-четвертых, по срокам и частоте взаимодействия отношения подразделяются на разовые кратковременные, частые кратковременные и постоянные;
· в-пятых, по типу возникающих связей отношения подразделяются на линейные, функциональные и личные.
Методы науки менеджмента
В науке менеджмента, так же как и в любой другой науке, можно выделить теоретическую и практическую (или прикладную) части. Целью теоретических изысканий является накопление, изучение и обобщение опыта практических исследований с целью выработки и распространения обобщенных рекомендаций, позволяющих руководителю повышать эффективность деятельности возглавляемой им организации. Целью прикладных исследований является совершенствование управления конкретной организацией на основе достижений теории менеджмента и возможностей самой организации.
Методологической основой науки менеджмента являются системный и ситуационный подходы. Сущность системного подхода будет рассмотрена в последнем вопросе данной темы. Сущность же ситуационного подхода заключается в планировании и оценке деятельности руководителя в зависимости от состояния внешней и внутренней среды организации.
Основными видами работ в процессе прикладных исследований можно являются: сбор и обработка информации и моделирование деятельности объекта исследования.
Основными методами сбора информации являются:
1) эксперимент;
2) тестирование, анкетирование и интервьюирование;
3) изучение документации организации.
Выделяют два типа эксперимента: активныйи пассивный. Если пассивный эксперимент представляет собой простое наблюдение за работой сотрудников с фиксацией каких-либо данных, то активный эксперимент предполагает прямое вмешательство экспериментатора в рабочий процесс с целью создания нештатных ситуаций. Наиболее эффективен пассивный эксперимент, поскольку он позволяет собрать достаточно большое количество информации о деятельности различных служб предприятия, не требует высокой квалификации сотрудников, проводящих наблюдения, но предъявляет высокие требования к специалистам, осуществляющим организационно-методическую подготовку таких экспериментов. Его проведение мало отражается на процессе деятельности организации. Активный эксперимент позволяет быстро выявить слабые места в управлении предприятием, но, во-первых, его проведение требует высокой квалификации исследователей и, соответственно, высоких затрат, а, во-вторых, проведение таких экспериментов может негативно сказаться на результатах работы организации.
Анкетирование и тестирование наиболее эффективно использовать при изучении отдельных аспектов деятельности предприятия. Они не требуют больших финансовых затрат и являются единственными методами сбора информации о плохо структурированных областях деятельности предприятия. В отличии от анкетирования и тестирования интервьюирование требует личного контакта с работниками предприятия и, как правило, используется только для получения какой-либо дополнительной информации.
В моделировании деятельности объекта исследования могут использоваться как логические, так и экономико-математические модели.
Система: основные понятия
В настоящее время в исследованиях и научных изданиях по менеджменту приводится достаточно много определений самого понятия "система". Однако, наиболее целесообразным, способным приводить к эффективным практическим результатам, представляется определение, данное Сергеем Александровичем Майоровым [5]: "Система- это совокупность связанных элементов, объединенных в одно целое для достижения определенной цели". Под элементом здесь понимается минимальный неделимый объект. При этом свойство неделимости элемента - это просто удобное понятие (допущение), а не действительное его свойство как физического или экономического объекта. Например, цех можно определить как элемент предприятия, т.е. воспринимать его как единое целое. Однако при ином уровне рассмотрения сам цех можно воспринимать как систему, элементами которой являются производственные участки.
В приведенном выше определении под целью понимается некоторый результат (или их совокупность), ради достижения которого элементы связываются в единое целое.
Любая система характеризуется своей величиной и сложностью.
Величина определяется:
· количеством элементов, составляющих систему;
· количеством взаимосвязей между элементами системы;
· количеством степеней свободы элементов системы.
Сложность системы - понятие более многогранное, чем величина. Любая сложная система- это большая система, но не наоборот. В настоящее время не определено само понятие "сложность системы". Поэтому можно говорить только о сравнительной сложности систем по какому-либо критерию [8]. Примерами таких критериев могут быть следующими:
1. Невозможность математического описания поведения системы. Под математическим описанием здесь понимается наличие алгоритма, позволяющего выяснить значение параметров системы в зависимости от значений параметров каких-либо воздействий на систему. С этой точки зрения любая рукотворная система является простой. Ведь даже поведение космического корабля легко описывается строго формализованными законами Ньютона и уравнениями классической механики. С этой же точки зрения любая биологическая система является бесконечно сложной, поскольку невозможно представить себе формализованный аппарат описывающий поведение пчелы или муравья. Несколько более слабым критерием сложности является стохастичность (или вероятностный характер) поведения сложной системы. Т.е. сложной является система, поведение которой можно описать только вероятностными показателями. Причем зачастую это связано не с источником каких-либо случайных помех в системе, а с многообразием протекающих в ней процессов. И поскольку далеко не все эти процессы и их результаты могут быть учтены, то возникает эффект вероятностной предсказуемости поведения системы, что и определяет ее сложность.
2. Невоспроизводимость экспериментов над сложной системой, по сути означает, что невозможно с помощью одних и тех же приемов и методов многократно добиваться от сложной системы желаемого результата. По сути, это свойство является следствием изменчивости (развития) системы, и чем сложнее система, тем более быстрыми темпами она меняется. Именно на этом свойстве сложных систем базируется один из основных принципов этики деловых отношений - честное отношение к партнеру, поскольку обмануть человека можно только один раз, разумеется если он осознал факт обмана.
3. Отторжимость внешних воздействий, не способствующих спонтанному развитию (саморазвитию) системы. Это проявляется в том, что попытки управлять сложной системой зачастую приводят к результатам прямо противоположенным ожидаемым. Это достаточно наглядно проявляется в попытках заставить ребенка учиться добросовестно выполняя все требования средней школы. Если определить, что целью среднего образования является пробуждение у человека интереса к знаниям и выработка у него навыков получения знаний, то любые попытки со стороны родителей и учителей заставить ребенка выучить предлагаемый материал зачастую приводит к выработке у него устойчивого отрицания, как школы, так и новых знаний. По этой же причине отторжения неблагоприятных внешних воздействий большинство реформ, проводимых сверху в любом государстве, обречены на неудачу.
Внешняя среда предприятия
Любое предприятие функционирует во внешней среде, которую можно разделить на [1,4]:
1) экономическую;
2) технологическую;
3) социальную;
4) политическую;
5) этическую.
Экономическая внешняя среда включает:
· наличие потенциальных покупателей и их потребностей;
· сложившийся уровень цен на продукцию предприятия;
· возможность получения инвестиций;
· наличие рабочей силы требуемой квалификации и производительности в том регионе, где находится предприятие;
· правительственная финансовая и налоговая политика;
· поведение конкурентов.
Технологическая внешняя среда представляет собой существующие в обществе знания в отношении изделий, их дизайна и технологии изготовления. При этом под изделиями понимаются также информация и услуги. Значение этой среды огромно не только при создании изделий, но и при управленческих инновациях.
Политическая внешняя среда включает в себя:
· существующую внешне и внутри политическую ситуацию в тех государствах, на территории которых находится предприятие и на территории которых оно реализует свою продукцию;
· существующее в этих странах законодательство, разрешающее или запрещающее определенные виды производств и реализацию определенных видов товаров.
Социальная внешняя среда включает:
· развитость социальной инфраструктуры в названных регионах;
· господствующие там обычаи и верования;
· уровень образования и преобладающие желания населения.
Этическая внешняя среда включает в себя нормы личностного и межличностного поведения людей в названных регионах.
Цели предприятия
Основным связующим звеном предприятия с внешней средой являются его цели, которые можно разделить (рис. 1.3):
1) по отношению к предприятию - на внешние и внутренние;
2) по глобальности и срокам действия - на стратегические, тактические и оперативные.
Внешние цели- это те, достижение которых позволяет организации изменить внешнюю среду, а внутренние цели - это те, достижение которых позволяет организации развиваться самой. Разумеется, достижение и тех и других целей взаимосвязано, т.е. невозможно пытаться достичь какой-либо внутренней цели без достижения внешней и наоборот.
Среди множества внешних целей можно выделить одну главную цель, которая остается неизменной в течении всего времени существования предприятия, и которая называется его миссией. Что касается внутренних целей, то они будут различными в зависимости от рода деятельности организации:
· для коммерческого предприятия, ориентированного на рынок основополагающей внутренней целью является получение прибыли за счет удовлетворения потребностей покупателей в условиях конкуренции;
· для некоммерческой организации - получение финансирования, достаточного для осуществления своей деятельности;
· для органа государственного управления - качественное и своевременное выполнение возложенных на него обязанностей.
Миссия- это констатация внутренней философии организации, определяющей духовные ценности и принципы, в соответствии с которыми она осуществляет свою деятельность. Правильно сформулированная миссия, хотя и имеет всегда общий философский смысл, обязательно несет в себе нечто, что делает ее в своем роде уникальной, характеризующей именно ту организацию, для которой она была выработана.
Для самой организации наличие и грамотная формулировка миссии важны по следующим причинам.
1) миссия дает субъектам внешней среды общее представление об организации, формирует и закрепляет у них ее имидж;
2) любой человек, в том числе и руководитель, при принятии решений исходит из собственной системы жизненных ценностей, поэтому миссия выполняет роль единения ценностей руководителя и организации, т.е. является отправной точкой и критерием оценки альтернатив ее развития;
3) через миссию до персонала доводятся ценности и принципы, лежащие в основе построения и функционирования организации, что способствует установлению определенного внутреннего климата.
Если миссия задает общие ориентиры деятельности организации, то конкретные состояния, к которым она стремится, фиксируются в виде ее целей, которые как было отмечено ранее, можно разделить на стратегические, тактические и оперативные. При этом следует иметь ввиду динамичный характер целей, т.е. по мере появления новых стратегических целей старая стратегическая цель постепенно превращается в тактическую, а затем - в оперативную.
Основными требованиями, которым должны удовлетворять правильно сформулированные цели, являются:
1) цели должны быть реально достижимыми;
2) цели должны быть гибкими, т.е. должна существовать возможность их корректировки при изменении внешнего окружения;
3) цели должны быть измеримыми;
4) цели должны быть совместимыми, т.е. стратегические цели должны соответствовать миссии и стремлению получать прибыль, тактические цели должны соответствовать стратегическим, а оперативные - тактическим.
5) цели должны быть приемлемыми для основных субъектов, определяющих деятельность организации, и, в первую очередь, для тех, кому придется их достигать.
В любой достаточно крупной организации складывается иерархия целей, представляющая собой декомпозицию целей более высокого уровня (стратегических и тактических) в цели более низкого уровня (тактические и оперативные). Такая иерархия играет очень важную роль, так как, во многом, она определяет структуру организации и обеспечивает ориентацию деятельности всех подразделений и конкретных людей на достижение стратегических целей, для достижения которых вырабатываются стратегии, т.е. способы достижения целей. Определение общей стратегии организации во многом определяется той ситуацией, в которой она находится. Вместе с тем, существуют общие, (эталонные) стратегии, которые можно разделить на четыре группы (см. рис. 1.4.)
Первую группу эталонных стратегий составляют стратегии концентрированного роста, которые связаны с развитием продукта и (или) рынка. Конкретными стратегиями этой группы являются:
· стратегия усиления позиции на рынке, при которой предприятие делает все, чтобы с данным продуктом на данном рынке завоевать лучшие позиции; для этого требуются большие маркетинговые усилия и возможна "горизонтальная интеграция", когда предприятие пытается установить контроль над своими конкурентами;
· стратегия развития рынка, заключающаяся в поиске новых рынков для уже производимого продукта;
· стратегия развития продукта, предполагающая выход на уже освоенный рынок с новым продуктом.
Вторую группу эталонных стратегий составляют стратегии, предполагающие расширение предприятия путем добавления новых структур. Эти стратегии называются стратегиями интегрированного роста. Выделяются два основных типа этой группы стратегий:
· стратегия обратной вертикальной интеграции, когда рост предприятия осуществляется за счет приобретения или усиления контроля над поставщиками, либо путем создания дочерних структур, осуществляющих снабжение; такая стратегия может дать предприятию благоприятные результаты, связанные с уменьшением зависимости от колебания цен на комплектующие и запросов поставщиков, при этом поставки как центр расходов для предприятия могут превратиться в центр доходов;
· стратегия вперед идущей вертикальной интеграции, выражающаяся в росте предприятия за счет приобретения либо же усиления контроля над структурами, находящимися между предприятием и конечным потребителем, т.е. над системами распределения и продажи; данный тип интеграции выгоден, если посреднические услуги очень дороги или предприятие не может найти посредников с качественным уровнем работы.
Стратегии как концентрированного, так и интегрированного роста могут осуществляться в интенсивной и ограниченной формах.
Интенсивный рост представляет собой стремление к постоянному значительному увеличению значений показателей, отражающих уровень развития предприятия. Применяться такая стратегия может в том случае, если предприятие работает в быстро развивающейся отрасли, может предложить потребителям принципиально новое изделие, способное изменить сущность продукции отрасли; наиболее наглядным примером здесь может являться выпуск персональных компьютеров. При выборе данной стратегии следует иметь в виду, что быстрый краткосрочный рост требует затем постоянных усилий и вложения средств для поддержания завоеванных позиций. И если у предприятия нет таких средств, то "краткосрочный рост может смениться долгосрочным разорением" [5, стр. 286].
Стратегия ограниченного роста представляет собой постоянное, незначительное увеличение показателей деятельности предприятия, позволяющее ему сохранить свои позиции на имеющихся рынках. Этой стратегии придерживается большинство предприятий, удовлетворенных своим положением и работающих в зрелых отраслях. Такая стратегия представляет собой наиболее легкий и удобный способ достижения целей и наименее рискованный вид деятельности.
Третья группа эталонных стратегий - это стратегии диверсифицированного роста, которые выбираются в том случае, если предприятие дальше не может развиваться либо на данном рынке, либо с данным продуктом, либо в рамках данной отрасли. Стратегиями данного типа являются:
· стратегия центрированной диверсификации, заключающаяся в поиске и использовании возможностей для производства новых продуктов в рамках существующего производства, которое остается в центре бизнеса, а новые возникают, исходя из возможностей, заключенных в освоенном рынке, используемой технологии либо в других сильных сторонах предприятия;
· стратегия горизонтальной диверсификации, заключающаяся в поиске возможностей роста на существующем рынке за счет новой продукции, требующей новой технологии;
· стратегия конгломеративной диверсификации, состоящая в расширении предприятия за счет производства новых продуктов, технологически не связанных с уже производимыми и реализуемых на новых рынках.
Четвертым типом эталонных стратегий развития бизнеса являются стратегии сокращения, которые реализуются в том случае, если предприятие нуждается в перегруппировке сил после длительного периода роста или в связи с необходимостью повышения эффективности при спадах и кардинальных изменениях в экономике. Выделяются четыре типа данных стратегий:
· стратегия ликвидации, представляющая собой предельный случай стратегии сокращения и осуществляющаяся тогда, когда предприятие не может вести дальнейший бизнес;
· стратегия "сбора урожая", предполагающая отказ от долгосрочного взгляда на бизнес в пользу максимального получения доходов в краткосрочной перспективе; эта стратегия применяется по отношению к бесперспективному бизнесу, который не может быть прибыльно продан, но может принести временные доходы, рассчитана эта стратегия на получение максимального совокупного дохода при постепенном сокращении бизнеса до нуля;
· стратегия структурного сокращения, заключающаяся в закрытии или продаже одно или нескольких подразделений предприятия или сфер деятельности для того, чтобы осуществить долгосрочное изменение границ ведения бизнеса; реализуется данная стратегия и тогда, когда нужно получить средства для развития или начала новых более перспективных бизнесов;
· стратегия сокращения расходов, основной идеей которой является поиск возможностей уменьшения издержек и проведение соответствующих мероприятий.
На практике предприятие может реализовывать несколько стратегий одновременно или последовательно, что особенно распространено у многоотраслевых компаний. В таких случаях говорят об осуществлении комбинированной стратегии.
Предприятие как система
Само предприятие представляет собой сложную систему, в составе которой можно выделить управляемую и управляющую подсистемы, взаимодействие которых представлено на рис. 1.5. Важным моментом является то, что управляющая подсистема (система управления) является частью предприятия, осуществляющей воздействие на все предприятие в целом.
Основным содержанием системы управления предприятием (см. рис. 1.6.) является механизм управления, состоящий из:
· принципов управления;
· функций управления;
· методов управления;
· стиля управления.
Механизм управления облекается в форму организации управления, которая состоит из:
· организационной структуры управления;
· управленческого персонала;
· обеспечивающих подсистем (информационного, технического, математического).
Поскольку система управления - это сложная система, то необходимо говорить о её динамике, которая выражается в:
· процессе управления;
· процессе принятия управленческих решений;
· управленческих инновациях.
Управление предприятием должно строится на основе совокупности научно обоснованных и проверенных практикой принципов управления, под которыми понимаются [1] фундаментальные истины (или то, что считается истинами в настоящее время), объясняющие связь между двумя или более комплексами переменных величин.
Первичной, определяющей частью системы управления организацией являются функции управления, которые в совокупности с методами управления определяют хозяйственный механизм системы управления. Под функцией управления понимается вид деятельности, выделяемый на основе разделении и кооперации управленческого труда, характеризующийся определенной однородностью, сложностью и стабильностью воздействий на объект и субъект управления [6]. Именно в функциях раскрывается содержание управления как процесса.
Важное место в системе управления занимают методы управления, которые классифицируются как организационно-распорядительные или административные, экономические и социально-психологические. Те методы, которые наиболее часто применяются руководителем определяют его стиль управления.
Системный подход
Использование системного подхода при анализе социально-экономических явлений и объектов может быть представлен в виде алгоритма, представленного на рис. 1.7.
Иначе можно сказать [7], что системный подходсостоит в том, что при исследовании экономического объекта определяются и учитываются как внешние (макроподход) так и внутренние (микроподход) связи данного объекта.
Хотя необходимость использования системного подхода при анализе деятельности предприятий была принята теоретиками и практиками управления в 50-60 годах, следует отметить, что он обсуждался еще в 1911 году [11]: "Всякий производственный или торговый бизнес, состоящий из различных более или менее взаимосвязанных процессов, для обеспечения наилучших результатов должен быть организован так, чтобы отдельные процессы и принимающие в них участие сотрудники подразделения были приведены в систематическое соединение и работали бы как эффективные части единого целого".
Контрольные вопросы к теме №1:
1. Управление это...
2. Менеджмент это...
3. Наука менеджмента изучает...
4. К методам науки менеджмента относятся...
5. Обязательным условием существования системы являются...
6. Обязательными элементами социальной системы являются...
7. Примерами социально-экономической системы являются...
8. Технологическая внешняя среда предприятия это...
9. Элементами экономической внешней среды предприятия являются ...
Принципы Анри Файоля
В 1914 году свои принципы управления сформулировал яркий представитель европейской классической школы управления Анри Файоль в книге ”Общее и промышленное управление”. Этими принципами являются:
1. Разделение труда. В то время уже никем не оспаривалось положение, что разделение труда производственного персонала ведет к эффективности использования рабочей силы. По аналогии А. Файоль утверждал, что это положение справедливо и для управленческого труда.
2. Власть и ответственность. Они взаимосвязаны между собой, причем ответственность является следствием и естественным продолжением власти. Сама власть может быть официальной, основанной на занимаемой административной должности, или неофициальной, основанной на авторитете личности. Но ни одна из них немыслима без ответственности, которая требует от руководителя определенного мужества. Боязнь ответственности может парализовать инициативу и служить препятствием реализации власти.
3. Дисциплина, под которой подразумевается, прежде всего, повиновение и соблюдение определенных соглашений между работником и руководителем.
4. Единоначалие, т.е. работник должен получать приказания только от одного начальника.
5. Единство руководства. Это означает, что каждая совокупность видов деятельности, направленных на достижение одной цели, должны иметь одного руководителя и один план.
6. Подчинение индивидуальных интересов общим. Если между двумя сотрудниками возникают разногласия, то организация должна примирить их, защищая при этом собственные интересы.
7. Вознаграждение. Количество и методы оплаты труда должны быть справедливыми и предоставлять сотрудникам максимальную возможность удовлетворит свои потребности.
8. Централизация, т.е. в любой организации должен быть управляющий центр.
9. Скалярная цепь - это цепь начальников от высшего уровня до низшего, посредством которой реализуется власть. Количество звеньев этой цепи должно определяться из интересов дела.
10. Порядок, т.е. каждый работник должен иметь свое рабочее место и находиться на этом месте.
11. Справедливость. Лояльность и преданность персонала должны обеспечиваться сочетанием доброты и справедливости со стороны администрации.
12. Стабильность пребывания в должности. Работнику требуется определенное время для овладения приемами работы на должном профессиональном уровне, а излишняя текучесть кадров является причиной и следствием плохого управления.
13. Инициатива. Поскольку любой мыслящий человек получает удовлетворение от обдумывания и реализации планов, то администрация должна предоставлять работникам такую возможность.
14. Корпоративный дух. Гармония между персоналом является огромной силой организации.
Основные понятия, включенные в систему тренинг-тестирования:
процесс управления; прогнозирование; планирование; организация; координация; стимулирование; учет и контроль; анализ; технология процесса управления; операция; последовательный